Ученицы отца Виталия

0
753
Время на чтение 11 минут

О жизни учеников великого подвижника схиархимандрита Виталия (Сидоренко) известно немного. Унаследовав от своего старца не только любовь и молитвенность, но и навык постоянного самоуничижения, доходившего до юродства, они не стремились к славе и тщательно избегали любого внимания к своей биографии, а тем более к внутренней жизни. Многие из учеников отца Виталия, будучи тайно постриженными иноками, никогда не носили монашеских одежд, об их постриге и подвигах знали единицы.

Небольшая тайная община учеников старца Виталия в советское время существовала в городах Шахтерск и Снежное Донецкой области. Об отце Гаврииле (Стародубе) мы уже писали. Этот рассказ дополнит жизнеописание его наставниц и духовных сестер, учениц схиархимандрита Виталия (Сидоренко).

Утешительница
Схимонахиня Павла (Немченко)

Схимонахиня Павла с о.Гавриилом (Стародубом) Схимонахиня Павла с о.Гавриилом (Стародубом)

Схимонахиня Павла (в миру Екатерина Немченко) родилась в благочестивой крестьянской семье в селе Борисовка Приморского края. Родителей звали Иоанн и Олимпиада. Матушка была последним, четвертым ребенком. Жила семья Немченко в доме местного священника. Все были работящие, чистоплотные. Зоя N записала следующие воспоминания матушки о своем детстве: «Все в роду были молитвенниками и благочестивыми людьми. Одни пели в церкви, другие были чтецами. Хотя Катя нигде не училась, она еще в детстве поняла, что Матерь Божья призывает ее славить Господа и петь в церковном хоре. У нее был дар (она умела «вести тон»), и за это ее очень любили все хористы. Матушка вспоминала: «Очень любила храм. Как зазвонят колокола, отец говорит: "Катя, свети лампадки". Я быстро засвечу и бегу в храм. Учиться в школе - не училась, но по милости Божьей читала Евангелие, Псалтырь и Акафисты. Сама не знаю, как и начала читать. Нарядов у меня никогда никаких не было. Простое платье и простой платочек...»

В доме царила удивительная атмосфера христианской любви. Матушка рассказывала: «Я никогда не слышала, чтобы отец на мать голос поднял. Не надо было кричать и на нас: мы сами знали, кому что надо было делать».

Никого не обижайте, всех любите, нищих кормите не за калиткой, а за столом

Все изменилось, когда умерла мама. Ей было сорок лет, когда у нее случился испуг, она замерла на три дня. Священник пришел, посмотрел и сказал: «Если бы вы вызвали меня раньше, я бы спас ее, а теперь поздно». Перед смертью Олимпиада позвала всех детей к себе и стала учить: «Никого не обижайте, всех любите, нищих кормите не за калиткой, а за столом». Затем она посмотрела на Катю и на сыночка и сказала: «А вы, мои детки, много горя увидите, пройдете по полям, по горам и долинам».

Вначале Катя (ей было 7 лет) даже не поняла, что произошло: вернулись с кладбища, играли, веселились. А Никитична крикнула: «Все, матери нет, полезайте на печку». Никитичной матушка Павла называла жену старшего брата. Именно к ней на воспитание отдали будущую старицу. Отца пытались женить, но он всегда отказывался: «Такой, как моя Олимпиада, я уже не найду».

Жить у Никитичны Кате было тяжело. Ее не били, не обижали. Просто не обращали никакого внимания - не купали, не расчесывали, не дарили обновок. У нее постоянно были ранки, коросты, цыпки. Когда шел дождь, все ребята бежали домой, а Катя не могла бросить гусей. Искала в речке мелкие места, ложилась и пережидала.

Отец знал, что ей живется тяжело, но был настолько смиренным, что не вмешивался. Поразительно, но и сама матушка Павла никогда не отзывалась о Никитичне плохо, наоборот, старалась оправдать: «Она была добрая. Она кормила людей голодных. Так, наверное, Господь хотел».

Началась коллективизация. Раскулачили и семью Немченко. Забрали все. Отец был церковным старостой. Добрые люди предупредили его, что безбожники собираются забрать ключи от храма. Он пытался скрыться, в темноте перелезал через забор, упал и поранился. Говорят, что вся тропинка, по которой он полз, была в крови. Вскоре отец умер.

На Донбасс Екатерина Немченко приехала несовершеннолетняя, без паспорта. Много работала, но жила бедно. Зимой ходила в тонкой косынке. На перерыве ляжет отдохнуть, а встать не может - волосы примерзли к камню.

Устроилась работать в больницу. Как раз была эпидемия тифа, и врач боялся заходить в палату. Посылал Катю: «Поставь термометр, дай таблетки». Она была настолько простая, что не понимала, что ей угрожает. Даже доедала еду тифозных. Ее Господь хранил, а врач заболел и умер от тифа.

Вспоминает Зоя N: «Подруг и друзей она не имела. На вечеринки не ходила, с самого детства очень любила Катюша нищих, подавала им милостыню. Жалела болящих, ухаживала за ними с радостью. Всегда находила их только для того, чтобы присмотреть за ними, помочь им. Храмы и молитву никогда не оставляла. Ездила в дома престарелых, оставляла им там частичку своей христианской любви. Сама шла по узкой дорожке ко Господу и вела по тому же пути за собой многих людей». Впоследствии отец Гавриил (Стародуб) говорил матушке: «Вы не должны были выходить замуж». Но замуж она все-таки вышла. Объясняла: «А куда мне было деваться, у меня документов не было». Муж - Михаил - был человек хороший. Матушка называла его «дедушкой». После рождения единственного сына Анатолия они жили как брат с сестрой. Нельзя сказать, что Михаил во всем разделял взгляды матушки Павлы, но и спасаться не препятствовал. Едет матушка к отцу Виталию, мужу говорит: «Надо ноги лечить». Приезжает, а о. Виталий укутывает ноги: «Будем лечиться».

В свое время тот же старец благословил ее большим крестом на посещение больных, инвалидов. Сказал: «Три раза посетила - побывала в Иерусалиме». Матушка исполняла благословение отца Виталия до конца жизни. Ездила сама, собирала подарки и средства для нуждающихся. В своем доме собирала нищих, слепых, калек. Ее поддерживал сын: «Нищих корми, сколько надо денег, бери».

В конце 60-х с матушкой познакомился преподаватель музыки Георгий Георгиевич Стародуб. Пройдут годы, он станет монахом и священником, примет схиму с именем Гавриил. Отца Гавриила будут почитать как опытного подвижника и прозорливого старца. А тогда матушка Екатерина стала его первой духовной наставницей.

Поразительно, но матушку Екатерину будущий старец увидел во сне. Батюшку одолевали вражии помыслы: «Ты ведешь такую чистую жизнь. Умертви себя и сразу будешь в раю». Если бы рядом был опытный духовник или даже просто церковный человек, они смогли бы объяснить происхождение и природу этих мыслей, рассказать о том, как с ними бороться, но Батюшка был один. Вот тогда ему приснилось, что он упал в яму. Незнакомая женщина помогла выбраться, привела в какую-то кухоньку, показала хозяйку: «Сюда ходи. Вот твоя наставница».

Женщину, с которой его познакомили, и ее двор он видел во сне

Однажды Георгий, как обычно, задержался в музыкальной школе. В тот вечер он играл Херувимскую, и уборщица, видимо, решив, что необычный молодой преподаватель верующий, предложила познакомить его с православной женщиной Екатериной. Когда Георгий вошел во двор, он сказал: «А здесь я уже был». Женщину, с которой его познакомили, и ее двор он видел во сне. Екатерина Немченко открыла ему новый мир - мир благодатного богослужения, святынь и старцев. Вместе с ней он ходил в храм, посещал немощных и больных, совершал паломничества по святым местам.

Будучи человеком очень простым, матушка Екатерина в то же время обладала мудростью житейской и духовной. Подойдет к Георгию мужичок: «Еду в Почаев, готовьте записки на поминание, деньги». Георгий доверчивый, сразу к матушке: «Давайте подадим». Матушка: «Жора, не спеши». Смотрят - вечером этот мужичок лежит под лавочкой пьяный. Духовная дочь схимонахини Павлы говорила: «Перед ней не было человека-загадки. Она видела человека первый раз и уже знала, о чем с ним можно говорить».

В 2008 году схиархимандрит Гавриил сказал: «Я сорок лет хожу в этот дом. Как мне здесь нравилось. Такой мир был в этой семье! Никогда не слышал, чтобы ссорились». Впоследствии схимонахиня Павла сама окормлялась у батюшки. Именно он помог ей, когда умер сын. «Не знаю, как бы и перенесла эту скорбь, если бы не Георгий Георгиевич. Он приходил в мою келью по два раза на день, и мне было легче», - признавалась матушка.

Матушка Павла имела сокровенный духовный опыт. Кто-то из людей Божиих даже посоветовал ей: «Вы не ищите прозорливых, Вам Господь все, что надо, открывает».

За простую, чистую жизнь схимонахиня Павла неоднократно сподобилась особых посещений Божиих, видений. Перед смертью сказала: «Подметите, пожалуйста, дорожки во дворе. Здесь был Бог».

Так, за несколько лет до схимы, видела во сне святого старца Павла из Таганрога. Он сказал: «Посиди здесь, я за тобой вернусь». Матушка вспоминала этот сон, когда ее, монахиню Авраамию, постригли в схиму с именем Павла.

Для всех у матушки Павлы находились гостинцы и добрые слова

Духовная дочь матушки Павлы вспоминала: «Всегда всем улыбалась. Встречала и провожала каждого с добрым советом и благословением, всегда, чем могла, кормила; для каждого находились гостинцы. Детей любила особенной любовью, сирот оплакивала, нищих "пригортала", никого от себя не отталкивала. К ней часто приходили дети из многодетной семьи, они хорошо пели и читали матушке стихи. Она всегда с нетерпением ждала этих деток, наслаждалась их пением. На Рождество и Новый год в доме было много гостей: "колядовали", "посевали", пели и славили Господа и Матерь Божию. Для всех у матушки Павлы находились гостинцы и добрые слова. Многие тогда поняли, что в Шахтерске живет великая старица, молитвенница, схимница и очень добрый человек. Люди были счастливы, что могли побывать у нее, поговорить с ней, услышать мудрые советы и пожелания.

Келья у матушки Павлы маленькая, уютная. В двух комнатах иконостас и постоянно горят лампады. Во дворе - море цветов, которые цвели с весны до осени: одни отцветают, другие зацветают. Мать Павла очень любила цветы. В храм она без цветов не ходила. Всегда идет и несет с собой прекрасный букет цветов.

Кто только не ночевал в матушкиной келье: и старцы, и батюшки, и нищие, и неимущие. Всем в этом гостеприимном доме были рады, всех кормили и утешали. Каждый раз при встрече мы с ней пели много песнопений: и Псалмы Иоанну Крестителю, и "Ты моя Матерь Царица Небесная", и Величание разным святым. Всем, кого мы знали».

В конце жизни схимонахиня Павла говорила, что устала и хотела бы поскорее уйти в иной мир, но отец Гавриил предупредил: «Вначале я умру, а потом ты». Так и случилось. Когда матушка узнала, что отец Гавриил лежит в больнице в тяжелом состоянии, она сказала: «Неужели два гроба будет вместе в один день?» 18-19 января она напилась Крещенской воды, всех, кто был в доме, благословила, у всех попросила прощения, затем надолго уснула. 20-21 января матушка Павла во сне еще поднимала правую руку и молча крестила людей, а 22 января на 96-м году жизни схимонахиня Павла отошла ко Господу.

Схимонахиня Павла почила через 8 часов после смерти ее духовного сына, а впоследствии и духовного наставника, схиархимандрита Гавриила (Стародуба).

«Такие люди рождаются раз в 300 лет»
Схимонахиня Евдокия (Панченко)

Схимонахиня Евдокия (Панченко) Схимонахиня Евдокия (Панченко)

Матушка Евдокия была монахиней в миру, тайной схимницей. Жила в Снежном. Внешне она была обычной бабушкой. Носила скромный серый плащик, четки прятала. В любую погоду - в гололед, дождь, снег - она ехала на службу в Ремовку, где исполняла послушание псаломщицы. Регулярно посещала монастыри. Катала огромные свечи, читала Псалтырь. Была очень ответственна. Умерла женщина, а матушка вспоминает: «Она же мне когда-то пятерку давала и просила, чтобы я о ней молилась, если умрет».

Схиархимандрит Гавриил (Стародуб) говорил о матушке: «Такие люди рождаются раз в 300 лет». Внутренне схимонахиня Евдокия была великой молитвенницей за весь мир. Была сердобольной, всех любила, всех покрывала, ей всех было жалко.

Как-то пришла в храм девушка, модно одетая. Ее все сторонились, а матушка Евдокия сказала: «Какая хорошая девушка! Какая хорошая девушка! Может быть, в Грузию с тобой поедем». Впоследствии девушка действительно окормлялась у схиархимандрита Виталия.

Свои подвиги схимонахиня Евдокия тщательно скрывала

Свои подвиги схимонахиня Евдокия тщательно скрывала. Юродствовала. Придут к ней люди, а она: «Оце дивись! Оце тiльки пiднялась. Як би не ви, спала би до обiда». Как-то одна сестра вошла в ее комнату - матушка стоит на коленях возле кровати, сама вся в слезах, видимо, била поклоны, молилась о ком-то. Увидела посетительницу: «А я вот посуду достаю з-пiд кроватi».

Только случайно сестрам удалось увидеть ее огромные толстые четки и гору адресованных ей писем следующего содержания: «Ваши жертвы на монастырь приняты». На службе матушка Евдокия часто смотрела на икону Спасителя и при этом плакала, но слезы свои старалась скрыть.

Люди замечали, что советы схимонахини Евдокии помогают в жизни. Подойдешь к матушке, она говорит: «Це не робiть. А це - робiть». Если послушаешь - никогда об этом не жалеешь. Как и все люди высокой духовной жизни, советы свои она никому не навязывала.

Перед смертью схимонахиню Евдокию парализовало, но она смогла доползти, открыть дверь - обычно в это время приходила одна из сестер пообедать. Когда сестра вошла в дом и увидела беспомощную матушку, первое, что сделала схимонахиня, - указала глазами на стол с едой: «Садись, покушай».

На похоронах схимонахини Евдокии собрались самые разные люди - прихожане, монашествующие, которых она окормляла, сотрудники горисполкома, заведующие детским садиком и магазином. Ее неслучайно называли «мать всего города».

В архиве схиархимандрита Гавриила (Стародуба) сохранилось письмо, автором которого, предположительно, является схиигумения Серафима, келейница отца Виталия. Оно адресовано чадам тбилисского старца и написано, опять же предположительно, после смерти схимонахини Евдокии (Панченко). Образ матушки Евдокии, с любовью воссозданный схиигуменьей Серафимой, не только образ конкретного человека. Жизнь и подвиги неизвестной подвижницы из Снежного воплотили монашеский идеал, в понимании кавказской традиции: «Благословите, матери и вся семья. Слава Богу, по вашим святым молитвам живы, на месте. Дорогие, родные, смерть матери Евдокии для нас скорбна, но для нее соединена с вечной радостию, соединением с Господом. Мать Евдокия за свои слезы и любовь ко всем принята будет Господом в вечные покои. Для себя она никогда не жила, а жила и страдала со скорбящими и старалась дать свою Христову любовь ближнему. Послушание и любовь своему старцу она несла безукоризненно. Когда бы ее старец ни позвал или ни послал, она бросала свое, а старалась сделать то, что благословили. Ее укоряли, предатель изменил, она слезами прощала и усиливала молитву за тех, кто порицал ее. Ей благословили оставить свое все, ухаживать за больными. Она была больная, но только скажет: "я немощная", как "благословите", - и она ушла на послушание. Ко Господу с собой ничего не унесла из мира. А своего у нее не было, а было "благословите" и "простите"».

Диакон Димитрий Трибушный

http://www.pravoslavie.ru/100877.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Трибушный
Не мир я принёс вам, но меч
Интервью из Донбасса
28.04.2023
Негативное чудо
То, чего не должно было быть, но то, что есть вопреки Божественной логике
20.04.2022
Как правильно отмечать Крещение Господне?
Программа Верую «Вопрос, ответ»:
19.01.2022
«Прежде всего, это пошло»
«Ещенепознер» о Шмемане
07.12.2021
Все статьи Священник Димитрий Трибушный
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11