itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Когда любовь сильнее смерти

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
296
Время на чтение 6 минут

С Вячеславом Михайловичем мы знакомы и работаем вместе много лет, но, оказывается, чего-то самого главного я о нем и не знала. Как часто так бывает: кажется, связывают с кем-то добрые отношения, и весь человек как на ладони. Но собственная близорукость, невнимание не дают взглянуть глубже.

Недавно мы с Вячеславом Михайловичем отправились в командировку. Все как обычно: он художник, а я редактор-составитель книги о монастыре. На этот раз путь наш лежал в Псковскую губернию.

Сели в поезд Москва-Псков, попили чай, обсудили план работы в командировке.

- Посмотрите, - Вячеслав Михайлович достал из сумки небольшой фотоальбом. - Это Мила, она всегда со мной. Я беру этот альбом во все поездки, чтобы еще сильнее чувствовать, что Мила бывает в тех же святых местах, что и я.

Открыв альбом, я увидела великолепную фотографию Людмилы, жены Вячеслава Михайловича, которая умерла несколько лет назад. С Милой я была хорошо знакома, потому что приходилось работать у них дома. Знала немного и историю их семьи.

Вячеслав и Людмила поженились в далекие семидесятые, когда им было по двадцать лет. Оба работали в полиграфии. Вячеслав - художник-оформитель книг, Мила - художник-ретушер и реставратор старых фотографий и пленок. У них двое сейчас уже совсем взрослых детей, шестеро внуков и двое правнуков.

Когда Вячеслав Михайлович в лихие девяностые начал по зову сердца работать с только-только начинавшей тогда издаваться религиозной литературой, они всей семьей воцерковились. Глубоко, осмысленно, по-настоящему. Причем вместе с обоими детьми, которые впоследствии создали настоящие православные семьи и своих детей вырастили верующими.

Листаю альбом. Там вся жизнь - с черно-белой младенческой фотографии до последних дней, когда в глазах уже сияет свет вечности, именно свет, не страх, не смятение. Конечно, страдание, но сквозь него пробивается свет.

- Какая же Мила была красивая! - восклицаю я, отдавая альбом Вячеславу Михайловичу.

- Почему же «была»? - говорит он, вглядываясь в дорогое лицо. - Она и сейчас самая красивая.

Лежа ночью на верхней полке без сна и вглядываясь в заоконную тьму, которую пронзали редкие фонари, я думала о том, что благодаря такой же супружеской любви, неподвластной смерти, был основан тот монастырь, в который мы направлялись сейчас с Вячеславом Михайловичем.

Благодаря такой же супружеской любви, неподвластной смерти, был основан монастырь

Да-да, непривычно это, ведь монастыри чаще основывали иноки-подвижники, реже - вдовы. И совсем уж редко монастырь появлялся по взаимному согласию супругов. Именно благодаря такой супружеской любви, несмотря на все преграды, которые пришлось преодолеть, был основан Творожковский Свято-Троицкий монастырь, куда мы ехали.

А начиналась эта история так.

В 1824 году пятнадцатилетняя девушка из состоятельной дворянской семьи, Александра Шмакова, вышла замуж по взаимной любви за богатого аристократа, обрусевшего немца лютеранского вероисповедания Карла фон Розе. Александра была хорошо образована, она закончила Смольный институт, и разделяла интерес мужа к культурным веяниям того времени.

А интересоваться было чем - они читали только что написанные шедевры Александра Пушкина, запрещенную цензурой и ходившую в списках комедию Грибоедова «Горе от ума». Современниками супругов фон Розе были композитор Михаил Глинка, писатель Николай Гоголь, поэты Михаил Лермонтов и Федор Тютчев.

Молодые супруги жили в столице - Петербурге - культурном и политическом центре России. Блестящая жизнь в свете была их уделом, и, казалось, ничто не могло омрачить их безоблачного счастья. Но оставалось одно обстоятельство, которое не давало покоя - у Карла и Александры не было детей.

Только спустя двадцать три года совместной жизни у них родилась дочь Мария, но, к несчастью, жизнь ее была недолгой. Не дожив до двух лет от роду, девочка умерла. Понятно, что горе родителей было безутешным, и если Карл Андреевич стоически по-мужски переносил утрату, то Александра Филипповна впала в самое мрачное отчаяние. Она чуть не лишилась рассудка, возроптала на Бога.

И все-таки доброе сердце не дало ей до конца погибнуть. В память о Машеньке Александра Филипповна начала заниматься благотворительностью, наградой за доброту стала разгоревшаяся в душе живая горячая вера во Христа. Теперь светская жизнь была ей неинтересна и скучна, все ее мысли и чаяния устремились к Богу и к исполнению заповеди о любви к ближним.

Карл Андреевич хоть и радовался, что супруга утешилась, но не разделял ее сугубой религиозности. Ему казалось, что это другая крайность: слишком много времени жена теперь проводила в церкви. А сам Карл Андреевич, несмотря на все ее усилия обратить его в Православие, так и оставался протестантом. Не находя понимания у супруга, Александра Филипповна хотела было уйти в монастырь. Стала ездить по обителям, советоваться с духовными людьми. Но кого бы она ни спросила, все отвечали: не по-Божьему это - оставить мужа, проявите к нему терпение и любовь.

Тогда Александра Филипповна стала дома проводить строгую жизнь, молилась, постилась, любовью и кротостью отвечала не только на упреки мужа, но и на насмешки прислуги. Слуги считали ее ненормальной и говорили, что-де барыня питается «собачьей» едой, имея в виду овсянку, которая часто составляла весь дневной рацион Александры Филипповны.

Молитвы и подвиги ее, а главное, любовь и кротость были щедро вознаграждены. Карл Андреевич наконец принял Православие с именем святителя Николая Чудотворца, которого всегда глубоко почитал. Причем сделал он этот шаг не просто, чтобы порадовать жену, а обратился к Господу всем сердцем и всей душой.

Это именно он, Николай Андреевич, сказал как-то своей супруге:

- Давай условимся, что если ты раньше умрешь, то я построю мужской монастырь, то есть умру для мира, а если мне суждено умереть раньше тебя, то ты построишь женский. Таким образом, мы всегда будем вместе и никогда не расстанемся.

Конечно, это предложение мужа нашло самый горячий отклик в душе Александры Филипповны. Так сложилось, что Николай Андреевич почил первым. Незадолго до смерти он приобрел имение Творожково в Псковской глуши, и главной целью этого приобретения было приготовить место для монастыря.

Больших трудов и огромных жертв стоило Александре Филипповне созидание обители. Но она выполнила то, о чем они договорились с мужем. И вырос Творожковский монастырь, являя миру, что та любовь, которая в Боге и с Богом, сильнее смерти.

К 1913 году, более чем через тридцать лет после кончины основательницы монахини Ангелины, таково было имя Александры Филипповны в постриге, в Творожковском монастыре жили уже сто десять насельниц, в монастырском приюте - тридцать сирот; сестры вели хозяйство - возделывали поля и огороды, держали коров, полностью обеспечивая себя всем необходимым.

После трагических событий 1917 года Творожковский монастырь постигла участь большинства русских монастырей и храмов - он был опустошен и разрушался в течение долгих десятилетий. Но - о чудо! - благодарная народная память хранила все эти годы место погребения матушки Ангелины фон Розе. Сюда приходил помолиться и попросить помощи верующий люд, кто-то постоянно ухаживал за могилой.

А в начале 1990-х, когда обитель лежала в руинах, в Творожково приехали несколько монахинь и начали возрождать здесь монашескую жизнь. Казалось бы, никаких надежд на возрождение обители в такой безлюдной глуши и быть не могло. Но обитель возродилась именно такой, какой строила ее монахиня Ангелина в память о своем супруге Николае фон Розе.

Теперь стучат колеса поезда, который везет нас с Вячеславом Михайловичем во Псков, откуда до Творожково нам еще предстоит добираться сто десять километров. А в сумке у Вячеслава Михайловича лежит заветный фотоальбом, и Мила, его любимая незабвенная жена, конечно, сопутствует нам...

В Творожковском Свято-Троицком монастыре сестры рассказали нам, что нередко получают письма с просьбой поставить свечу на могиле основательницы обители матушки Ангелины в знак благодарности за исполненную просьбу. Оказывается, по молитве на этой могиле о даровании спутника жизни создаются счастливые семьи, а у бездетных супругов, попросивших помощи, рождаются дети.

Анастасия Горюнова

http://www.pravoslavie.ru/102838.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Горюнова
Все статьи Анастасия Горюнова
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09