От Бога не отдыхают

 

Протоиерей Сергий Филимонов

 

Протоиерей Сергий Филимонов

3 февраля исполнилось 10 лет со дня кончины протоиерея Василия Ермакова. В этот день на его могиле с утра до вечера служили панихиды. Служили священники храма преподобного Серафима Саровского, в котором батюшка служил до последнего вздоха, многие клирики Санкт-Петербургской епархии, священники из разных городов и весей. В день преставления отца Василия приезжают почтить его память сотни духовных чад со всех концов России. На Серафимовском кладбище народ не расходится до вечера, а вечером все перебираются в дом культуры у Нарвской заставы, где ежегодно проводится вечер памяти любимого пастыря. В переполненном зале не только его духовные чада, но и те, кто не были на его службах, а узнали о нем из документальных фильмов и книг.

При жизни батюшки в Серафимовском храме можно было увидеть такую картину: у иконы Божией Матери Казанской молится народная артистка Нина Усатова. В тесной кухоньке, примыкающей к алтарю, батюшка беседует с народным артистом России Сергеем Маковецким. У крыльца поджидает отца Василия группа обер-офицеров военно-морского флота во главе с адмиралом. Поодаль, в толпе гражданского люда, армейские офицеры. На тропинке, ведущей от храма к церковному дому, и стар и млад стоят плотными рядами так, что невозможно пройти.

Отец Василий приезжал в храм очень рано (только в последние годы - незадолго до начала службы) и принимал народ, пока хватало сил. Кто только не приходил к нему! Его чадами были капитан первого ранга В.Т. Багрянцев и офицеры печально известной подводной лодки «Курск», видные ученые, пожилые прихожанки, окормлявшиеся у него более полувека, молоденькие студентки, кадеты, нахимовцы, православные из Америки, Израиля, многих европейских стран. Мои друзья, чинившие крышу храма, видели, как ранним утром весной 2003 года шел на беседу к батюшке тогдашний петербургский губернатор В.А.Яковлев.

В праздничные дни в храме собиралось такое количество молящихся, что некоторые люди, впервые пришедшие на службу в Серафимовский, приходили в изумление. Один профессиональный строитель из Голландии утверждал, что столько людей не могут вместиться в таком маленьком помещении. После службы он долго и терпеливо считал выходивших из храма богомольцев. Дойдя до пятисот, утомился и прекратил: «Этот храм и для сотни мал». После этой считалки он не удивился, что оба его сына приняли православие. Младший, Эрик, был крещен с именем Георгий и вскоре принял священнический сан. Из него получился многочадный и вполне русский батюшка. Служит он в России (с трудом убежал из родной Голландии, когда деятели ювенальной юстиции хотели отобрать у него детей).

Есть много свидетельств о чудесной помощи отца Василия не только при жизни, но и после его перехода в вечность. Я не стану рассказывать об этих чудесах. Об учителе судят по его ученикам. Многие из тех, кого отец Василий привел к Богу, стали священниками и продолжили пастырский подвиг своего духовника.

Сергей следовал незыблемым принципам, в основу которых легла заповедь о любви к ближнему

О протоиерее Сергее Филимонове хочется рассказать особо. Он не только священник, но еще и доктор медицинских наук, профессор первого медицинского института, практикующий врач. Точнее было бы сказать, что он не только врач, но еще и священник. И путь его к священству был очень непростым. Он написал о нем в книге «Воспоминания и размышления». Этот труд напомнил мне «Житие» протопопа Аввакума и замечательный труд Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», потому что свой жизненный путь автор рассматривает в свете постижения Божьего Промысла о себе самом и о людях, с кем пришлось пройти многие испытания. Несколько глав посвящены размышлениям о священстве.

Больничное начальство не понимало, для чего нужна церковь

Его путь к Богу начался во время обучения в Военно-медицинской академии. Молодой курсант часто задумывался о смысле жизни. Обрел он его в православном христианстве. Идеал бескорыстного служения был близок ему с раннего детства. Пример такого служения он видел у собственных родителей. Его колыбелью была карета скорой помощи, в которой работала его мать. Ребенка не с кем было оставить, и она возила его с собой на вызовы. Отец, военный врач, многие годы служил в горячих точках - в Афганистане и Африке. Будучи школьником, Сергей мог неделями не видеть родителей: отец - в дальней командировке, а мать до полуночи на службе. Это определило выбор профессии, а позже решимость продолжить дело родителей обрела твердую христианскую основу. С первых дней врачебной практики Сергей следовал незыблемым принципам, в основу которых легла заповедь о любви к ближнему. Отец Сергий откровенно признается в том, что без соблюдения этой заповеди невозможно стать настоящим врачом. Но соблюсти ее невероятно трудно. Помимо профессиональных проблем, врачу нередко приходится сталкиваться с грубостью, неблагодарностью, недоверием, а иногда - откровенной ненавистью. Порою приходится напрячь все душевные силы, чтобы разглядеть в ненавидящем тебя человеке образ Божий и возлюбить его. Молодой военный врач Сергей Филимонов служил на флоте, а когда горе-реформаторы принялись разваливать армию, стал гражданским врачом. Он не мог представить, какие жестокие бои ему придется выдержать. Военным врачом он был в мирное время, а как только «вступил на капитанский мостик корабля спасения», христоненавистники объявили ему настоящую войну. Бесовские «торпедные атаки» продолжались много лет, пока он служил литургии в больницах, а особенно - когда приступил к строительству храма в честь иконы Божией Матери Державной. Теперь, когда домовые церкви есть почти в каждой больнице, трудно представить, с чем пришлось столкнуться первопроходцам. После векового официального безбожия больничное начальство искренне не понимало, для чего нужна церковь. Но даже когда отцу Сергию удавалось уговорить начальство выделить помещение и наладить в нем регулярное богослужение, возникали проблемы. В одной из больниц ему предоставили проходную комнату над моргом. Вверху были палаты с больными, внизу - ушедшие в мир иной. Иногда во время службы через домовую церковь проезжала каталка с трупом. А в больнице Академии Наук в конце литургии при выносе Чаши в нескольких палатах стали дико кричать и метаться пациенты. Врачи не знали, как их успокоить. То, что это беснование, они, в силу атеистического воспитания, не могли понять. Отца Сергия обвинили в том, что своими «религиозными действиями» он нарушает спокойствие больных. Церковь была закрыта, а отец Сергий уволен.

Во время службы через домовую церковь проезжала каталка с трупом

Священником он решил стать после прочтения книги об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком). Но решил далеко не сразу. Подвиг этого святого врача произвел на него неизгладимое впечатление. Он понял, что быть только врачом для него уже недостаточно. Хотя и работал он в нескольких клиниках, что называется, на износ. Книгу об архиепископе Луке дал ему духовник - отец Василий Лисняк. Он же предельно деликатно стал помогать Сергею увидеть в собственном сердце сокровенное желание послужить Богу в качестве священника. Во всем, что стало происходить в его жизни с момента воцерковления, просматривалась очевидная помощь Божия. Прежде всего в том, как Господь бережно передавал его с рук на руки духовникам. После кончины отца Василия Лисняка его духовником стал архимандрит Псково-Печерского монастыря Пантелеймон. Но и он вскоре скончался. По совету отца Иоанна (Крестьянкина) Сергей обратился с просьбой взять его в духовные чада к отцу Василию Ермакову. Тот после краткой беседы ответил в свойственной ему манере: «Берем». С той поры уже иерей Сергий не расставался со своим духовным отцом вплоть до последней в жизни отца Василия литургии. Это была служба в Казанском соборе. Отец Василий, совершенно обессиленный, в полуобморочном состоянии, едва живой после инсульта, сидя выслушивал молитвы. Отец Сергий видел, что он может умереть в любую минуту. Но отец Василий, превозмогая боль, неожиданно поднялся, подошел к престолу и вместе со всеми священниками причастился. Это было лишь врачу понятное чудо: не кто иной как Господь дал силы своему верному служителю. Для отца Сергия это послужило уроком того, как трепетно нужно относиться к Причастию, и уверением в том, что для любящих Бога нет большей радости, чем приобщение Святых Таин, и что ради этого Самим Богом «нарушается естества чин».

Отец Сергий обращался к своему духовнику за советом по всем вопросам. А проблем, с которыми пришлось столкнуться, было немало. И всякий раз он получал верные советы и благословение на задуманные дела. Он и сам не мог понять, как ему удавалось при огромной врачебной нагрузке служить литургии, учиться и закончить семинарию, а затем и академию, одновременно с научной и педагогической деятельностью строить храм, защитить сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертации. Помимо этого, отец Сергий проделал огромную работу по организации в Петербурге объединения православных врачей. Это было одно из первых в России подобное объединение. Без помощи Божией и молитв духовника было бы невозможно совершить и десятой доли того, что сделано.

Особая проблема для отца Сергия - участие врача в деле спасения человека. Как познать меру дозволенного медицинского вмешательства?! Он понимал, что для некоторых больных исцеление телесное может оказаться далеко не полезным, что болезнь для них - это горькое лекарство, которое Господь дает для исцеления и спасения души... Но как применить это понимание во врачебной деятельности, когда нужно строго выполнять то, что предписано правилами? Как убедить неверующего человека в том, что ему нужно не столько больничное лечение, сколько изменение жизни: покаяние и соблюдение заповедей Христовых?! Разумеется, это непросто. Но отцу Сергию во многих случаях удается. И молодые врачи, которым он передает свои знания в адъюнктуре, явственно видят, как на деле реализуется то, чему учит их профессор Сергей Владимирович Филимонов. Они обращаются к нему по имени-отчеству, но прекрасно понимают, что имеют дело с духовным лицом, строго следующим высоким принципам. Их профессор обходителен и ласков и с больными, и с коллегами. Примечательно то, что у него даже нет отдельной комнаты. Свой скромный кабинет, где нет места для дивана, чтобы отдохнуть после трудов, он делит с доцентом Владимиром Михайловичем Филимоновым - своим родным отцом.

Благодать Божия, почивающая на христианах, удерживает сообщества от разложения

Многие пациенты отмечают то, что атмосфера в этой клинике, не похожа на ту, с которой, к сожалению, приходится сталкиваться в некоторых лечебных заведениях. Но далеко не все понимают, в чем причина. Отец Сергий утверждает, что присутствие христиан в рабочих коллективах имеет огромное значение. Благодать Божия, почивающая на них, удерживает сообщества от разложения. И не надо отчаиваться, что таких сообществ немного. Чем меньше в мире христиан, тем изобильнее изливается Благодать на оставшихся. Ведь заповедано «малому стаду» не бояться, поскольку христиане и в меньшинстве удерживают умножившееся зло.

Своим прихожанам отец Сергий постоянно говорит о том, что самая большая беда - теплохладность: «Вера наша огненная. Добро могут делать только люди с пламенным сердцем. Поспешности суеты и зла противопоставим быстроту и пылкость в осуществлении добра. Быстрое раскаяние в грехах, быстрое прощение согрешивших против нас, быстрый отклик на всякую просьбу, быстрое подаяние ближним всего, что может вывести их из беды, быстро замечать, что кому нужно, и послужить вещественно и духовно каждому нуждающемуся, быстро проявлять решимость противостать любому проявлению зла. Горячность веры, любви и надежды - это навык мгновенно возносить сердце и все естество свое к Богу, предаваясь в Его святую волю, благодарить и славословить Его за все и во всякое время».

Многие видят в Церкви требы, но не видят Бога

Об одной из главных наших бед отец Сергий говорил: «Многие видят в Церкви требы, но не видят Бога. Хотят исцелиться от болезней, пьянства и наркомании, а Бога не ищут и о вечной жизни не думают. Живут лишь земным, временным и не думают о смысле и цели жизни. Вечная жизнь - продолжение земной. Человек не уходит пустым. Что накопил, что приумножил, как распорядился данным Богом талантом - то и унес в вечность, чтобы продолжить раскрывать накопленное в земной жизни. Мы не выбираем себе талантов. Бог сам вложил их в нас для исполнения Своего плана. История - это канва бытия Божия во времени. Человек обязан искать свое призвание в жизни и реализовывать способности во славу Божию и для пользы людей».

Когда я слушаю проповеди отца Сергия, читаю его размышления о сути веры и думаю о его трудах, невольно вспоминаю нашего общего духовного отца - протоиерея Василия Ермакова, видевшего смысл жизни в достижении святости. Это его замечательный афоризм «от Бога не отдыхают» стал девизом жизни отца Сергия Филимонова.

Александр Богатырев

http://www.pravoslavie.ru/102151.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Богатырев:
Мандалай Бей
Циничные американские СМИ охватило всеобщее безумие
10.10.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Полтораки
04.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019