Иван Федоров - сеятель семян духовных

465 лет назад, в 1552 году, Иван Федоров, получив благословение митрополита Макария, начал книгопечатание в Москве

Новости Москвы 
0
667
Время на чтение 10 минут

Ушло в прошлое время, когда бытовало мнение, что Иван Федоров был всего лишь ремесленником печатного дела, хотя и талантливым.

Благодаря многолетним кропотливым исследованиям многих ученых самых разных специальностей - историков, литературоведов, книговедов, полиграфистов, художников, богословов - удалось воссоздать облик великого сеятеля славянской культуры, человека, стоящего у истоков отечественного книгопечатания. И чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем ярче вырисовывается его многогранный образ. Он был великим энциклопедистом-просветителем, талантливым литератором и педагогом, крупным инженером-изобретателем, человеком могучей воли и острого ума.

Добавлю, что Иван Федоров владел несколькими языками: греческим, латинским, польским, досконально разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики, был вдумчивым редактором. Его пытливая мысль проникалась вопросами педагогики, философии, истории, богословия.

И все же, несмотря на многолетние глубокие исследования, до сих пор не удалось выявить многие важные вехи жизни первопечатника. Его дата рождения определена приблизительно, ничего неизвестно о его родителях и их социальном положении, не установлено место его рождения. Одни ученые предполагают, что он родился на Псковщине, другие - в Белоруссии - в Петковичах. Есть версия и о том, что он появился на свет неподалеку от старинного города Лехвина в деревне Николо-Гастунь, что в Калужских землях. Есть и такие ученые, которые называют местом рождения Ивана Федорова Калугу, и, наконец, Москву. Будто бы отец первопечатника Федор был священником церкви святого Николы чудотворца Гостунского в Московском Кремле.

Иван Федоров С картины Томашевича, 1904

Иван Федоров С картины Томашевича, 1904

И вот появились новые документы. Известный книговед Е.Л. Немировский в документах Краковского университета - старейшего в Европе - нашел запись о том, что в нем учился «Иван Федоров Москвитин». В записи говорится, что Иван Федоров получил ученую степень бакалавра «свободных искусств». Ничего удивительного в этом факте нет. Вспомним, что выдающиеся книгопечатники имели высшее образование - Иоганн Гутенберг учился в Эрфуртском университете, а Франциск Скорина - в Краковском.

Много загадочного в биографии Ивана Федорова в период после окончания университета. Установлено, что он в Москве более десяти лет (с 1553 по 1565 г.) служил дьяконом в церкви Николы чудотворца Гостунского в Московском Кремле и одновременно работал в московской т.н. Анонимной типографии. Деятельность ее обычно связывают с благовещенским священником Сильвестром и участием членов «Избранной рады» - правительственного кружка при молодом царе Иване Грозном.

Здесь Иван Федоров прошел хорошую школу мастерства, овладел искусством печатного дела. И не удивительно, что когда Иван Грозный «начаша изыскивать мастера печатных книг», то выбор его пал на Ивана Федорова. В помощники ему определили Петра Мстиславца. Мастерам было поручено напечатать Апостол. Эта книга читается на божественной литургии Иоанна Златоуста в части, называемой литургией оглашенных, после Трисвятого, перед чтением Евангелия.

Апостол Ивана Федорова 1564 год

Апостол Ивана Федорова 1564 год

В Апостоле есть послесловие, в котором кратко поясняется появление первых печатных книг в Москве. Вот эти строки: «Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торжищах покупать и в святых церквах класть... Псалтыри, Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги. Но среди них нашлось мало пригодных, прочие все растлены (испорчены) от преписующих ненаучных и неизкусных в разуме и не исправлявших то, что писали. Когда это дошло до слуху царя, он начал помышлять, как бы изложити печатные книги, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и в прочих языках, дабы впредь святые книги излагались правильно... и так возвестил мысль свою преосвященному Макарию. Митрополиту всея Руси; святитель же, услышав это, очень возрадовался и сказал царю, что он от Бога извещение принял и дар свыше сошедший».

Далее в послесловии говорится, что воплощение в жизнь этого начинания произошло «по повелению благочестивого царя» Ивана Васильевича и «с благословения преосвященного Макария - митрополита». Что царь «повелел из средств своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны делателей» - Ивана Федорова и Петра Мстиславца «для устройства печатного дела и для их собственных нужд».

После продолжительной подготовки Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 года приступили к набору первой страницы Апостола, менее чем через год книга вышла в свет, а именно - 1 марта 1564 года.

Это очень нарядная книга, она была набрана четким шрифтом, с киноварными буквицами. Хороши заставки перед главами: травы и ветки, кедровые шишки и виноградные листья. Тексту предпослан гравированный на дереве фронтиспис - изображение апостола Луки.

Герб Ивана Федорова

Герб Ивана Федорова

С введением на Руси книгопечатания рукописные книги должны уйти в прошлое. Иван Федоров и сумел показать это наглядно. В рукописных книгах их легендарные авторы изображались сидящими и пишущими. А в московском Апостоле Лука не пишет книгу, он держит ее в руках, а письменные принадлежности лежат на столике. Они как бы оставлены. Такой вывод делал академик Д.С. Лихачев, - это знак предшествующей работы, а книга в руках не у писца, - у печатника!

Послесловие, написанное самим Иваном Федоровым, - первое в нашей стране светское произведение, вышедшее из-под печатного станка, и рассказывающее о начале книгопечатания в России. Кроме знаменитого «Апостола» в московской типографии напечатано два издания «Часовника».

«Апостол» - издание, свидетельствующее о высоком мастерстве и безупречном вкусе его создателя. Сейчас доказано, что первопечатник сам готовил шрифт: делал пуансоны - резанные на стали формы для каждой буквы, затем набивал на меди матрицы, по которым отливал свинцовые литеры. Поэтому Иван Федоров может быть назван первым создателем русского печатного шрифта, он был также первым наборщиком, первым корректором. Он рисовал и гравировал... Иван Федоров был, по его собственному определению, «делателем книг».

Иван Федоров и Петр Мстиславец

Иван Федоров и Петр Мстиславец

Помимо всего прочего, Иван Федоров проявил себя и очень вдумчивым редактором. Эту сторону деятельности русского первопечатника глубоко и всесторонне изучал книговед Г.И. Коляда. Он сравнил текстовые отличия рукописных Апостолов с первопечатным. «В ряде случаев, - пишет исследователь, - Иван Федоров дополняет своего Апостола отдельными вставками, происхождение которых не всегда ясно». Издатель и редактор Апостола «исправляет многочисленные искажения» в содержании текста рукописных подлинников, переводит на русский язык часто встречающиеся греческие слова, обычные в рукописях, и наоборот - восстанавливает неточно переведенные грецизмы, которые вошли в обиход русского литературного языка. Федоров часто сознательно осовременивает язык в печатном тексте, заменяя слова и отдельные устаревшие выражения.

Этот опыт пригодился ему, когда он готовил к изданию свою знаменитую Острожскую Библию.

Острожская Библия

Острожская Библия

В следующем 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве еще одну книгу (и двумя тиражами) - Часовник, который использовался при богослужении, по нему же обучали на Руси грамоте детей. И в этой книге есть послесловие, где говорится, что напечатана она «по повелению царя и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Руси...» В этом же послесловии, характеризуя свой труд и труд своего соратника, первопечатник не без гордости писал, что напечатана она «подвигом и прилежанием, трудами и изысканием Ивана Федорова и Петра Мстиславца».

На этом прекратилась деятельность первопечатника и его помощника в столице Русского государства. По невыясненным причинам они покинули Москву, отправились «в незнаемые страны» и оказались в Великом княжестве Литовском. Здесь их весьма благосклонно принял сам король, а затем пригласил в свое имение Заблудово гетман Г.А. Ходкевич, - известный ревнитель Православия. Здесь Иван Федоров совместно с Петром Мстиславцем напечатал Евангелие учительное и Псалтырь с Часословцем (уже в одиночку, так как Петр Мстиславец переехал в Вильно). Евангелие учительное - не богослужебная книга, она предназначалась для домашнего чтения. Текст Нового Завета сопровождается пояснениями и толкованиями наиболее чтимых Отцов церкви. Следует отметить, что в это Евангелие Иван Федоров включил и «Слово на вознесение» знаменитого проповедника средневековой Руси Кирилла епископа Туровского.

Печатный двор

Печатный двор

Псалтырь с Часословцем примечательна тем, что на фронтипсисе этого издания - портрет царя Давида, легендарного автора поэтических гимнов хвалений и славословий Богу, гимнов, полных глубокого религиозного поучения. Чтобы подобрать необходимый образец для гравюры, мастер, а им был Иван Федоров, просматривал множество различных печатных и рукописных источников из числа тех, что имелись в личном собрании Г.А. Ходкевича, а также в богатой библиотеке Супрасльского Благовещенского монастыря, находившегося недалеко от Заблудова.

Книги, вышедшие из заблудовской типографии, сыграли большую роль в борьбе белорусского народа за утверждение национальной культуры.

Деятельность первопечатника в Заблудове на этом закончилась. Когда Г.А. Ходкевич «пришел в глубокую старость», то повелел мастеру работу прекратить и «в селе, занимаясь земледелием, проводить жизнь в этом мире». Тогда-то Иван Федоров и произнес знаменательные слова о том, что его призвание - духовные семена рассеивать по Вселенной. Вот это колоритное высказывание: «Не пристало мне плугом или посевом семян жизнь свою коротать, ибо есть у меня вместо плуга искусство, орудие для работы, и вместо хлебных семян я должен духовные семена по Вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать эту духовную пищу». Нелегко ему было отказаться от щедрого дара гетмана, еще труднее - оставить свое искусство «делателя книг». Сам он об этом писал так: «И в уединении, когда я к себе возвращался, много раз я слезами постель мою орошал, все это обдумывая в сердце своем, как бы не скрывать в земле таланта, от Бога дарованного мне».

Первопечатник отказался от предложения Г.А. Ходкевича и снова отправился в далекий путь.
Преодолев «многие беды и невзгоды злейшие», Иван Федоров приехал в город Львов. Здесь он оборудовал собственную типографию. В ней он напечатал т.н. львовский Апостол 1574 г. В качестве послесловия Иван Федоров поместил свою автобиографию - «Эта повесть рассказывает, откуда появилась и как была устроена эта типография»... Это первое напечатанное произведение русской мемуарной литературы.

В том же году увидела свет и Азбука - первый печатный восточно-славянский учебник. Этот учебник Иван Федоров составил «ради скорого младенческого обучения». Азбука включала алфавит, всевозможные упражнения для обучения чтению, примеры спряжения глаголов и склонения существительных, тексты для закрепления навыков чтения. Это была, следовательно, книга для начального обучения славянской письменности.

В отрывках, которыми завершается Азбука, даны советы родителям, ученикам и учителям. Традиционные тексты Иван Федоров превращает в целенаправленную гуманистическую программу школьного образования, содержавшую свод моральных правил. Так, в обращении к родителям содержится совет воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении». Многие изречения касаются воспитания честности, доброты, справедливости: «Всегда правду возглаголют уста твои», «Не сотвори насилия убогому», «Недотыкайся межей чужих и на поле сироты не вступай».

Автограф Ивана Федорова

Автограф Ивана Федорова

Вскоре по приглашению князя К.К. Острожского Иван Федоров переселяется в его имение в г. Остроге. Князь решил издать полный текст славянской Библии, для чего и пригласил Ивана Федорова. Но первым его детищем здесь стало второе издание Азбуки. В первой части учебника помещены параллельные греко-славянские тексты. Некоторые исследователи считают эту часть самостоятельным изданием. В Остроге К.К. Острожский основал школу, т.н. треязычный лицей. Для этого училища и была напечатана Азбука. Любопытно отметить, что в ней Иван Федоров напечатал «Сказание о письменах» Черноризца Храбра, рассказ о том, как Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку.

Делу просвещения служил и следующий труд первопечатника - Новый Завет с Псалтырью, который вышел в Остроге в 1580 г. По мнению доктора философских наук А. Горфункеля, это был принципиально новый вид печатной книги, предназначенный исключительно для чтения. Об этом свидетельствуют и ее небольшой формат, и мелкий шрифт, не пригодный для чтения во время церковной службы.

На последней странице - личный типографский знак с надписью «Иоанн Феодорович печатник из Москвы». Тем самым русский первопечатник подчеркивал свое московское происхождение. В предисловии он говорит о своей работе как о «желаемом бытийском деле», созданном в «наслаждение всему народу русскому».

Марка к 400-летию со дня смерти Ивана Федорова

Марка к 400-летию со дня смерти Ивана Федорова

Главной задачей своей жизни Иван Федоров считал неустанный труд во славу просвещения. Многие книги, отпечатанные им, были учебниками. Причем в каждой из них автор стремился небольшой ее объем использовать с максимальной эффективностью. Остроумные федоровские приемы для знакомства с цифирью, азбучные акростихи, применение в качестве текстов для чтения рассказов, хорошо знакомых детям со слов родителей, и другие новаторские находки использовались впоследствии не одним русским издателем.

Именно в Остроге Иван Федоров напечатал полную славянскую Библию, которая стала главным делом жизни первопечатника. Работа над ней завершилась 12 августа 1581 г. Печатанию предшествовала тщательная текстологическая и редакторская работа, которую вели члены Острожской академии, действовавшей при дворе князя. В основу текста положен перевод, сделанный в Новгороде под руководством архиепископа Геннадия в конце XV в. Его сравнивали с древнееврейскими, греческими и латинскими списками и изданиями, которые были доставлены из-за границы. Иван Федоров также посетил сербские и болгарские земли в поисках южнославянских списков Священного Писания.

Памятник Ивану Федорову в Москве

Памятник Ивану Федорову в Москве

Много сил и времени ушло на подготовку нового шрифта, деревянных форм для заставок и концовок, инициалов. Общепризнано, что Острожская Библия - шедевр типографского искусства. По внешнему оформлению это очень красивая книга, не уступающая лучшим образцам прославленных типографий Западной Европы.

Библия была последним печатным изданием Ивана Федорова. По невыясненным причинам он разошелся с князем К.К. Острожским и попытался в Львове наладить новую типографию. Для сбора средств он посетил Краков, Вену, возможно, Дрезден, занимался разными ремеслами, в том числе литейно-оружейным делом. Известно, что в Вене Иван Федоров демонстрировал императору Рудольфу I свое изобретение - многоствольную мортиру.

Во Львов Иван Федоров вернулся поздней осенью 1583 г., заболел и скончался 5 декабря того же года. На его могилу в Онуфриевском монастыре положили плиту с надписью: «Друкарь книг пред тем невиданных».

Жизнь Ивана Федорова была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Этот человек остается в памяти людей просветителем, художником, творцом, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в.

Алексей Глухов

http://pokrov.pro/ivan-fedorov-seyatel-semyan-duxovnyx/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Глухов
Радость познания
325 лет со времени выхода в свет «Лицевого букваря» Кариона Истомина
11.06.2019
Первый в России математики учитель
К 315-летию издания «Математики» Леонтия Магницкого
22.01.2018
Священник, богослов, философ, ученый-энциклопедист Павел Флоренский
К 135-летию со дня рождения и 80-летию со дня смерти священника Павла Александровича Флоренского
18.03.2017
Древние книги Ипатьевского монастыря
12 лет назад, 31 декабря 2004 г., согласно поручения В.В. Путина весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители был передан Костромской епархии
03.01.2017
Все статьи Алексей Глухов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии