Почему происходит отпадение от Церкви?

Рассуждает архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ

0
987
Время на чтение 6 минут

- Священномученик Киприан Карфагенский, живший в III веке, утверждал, что вне Церкви нет спасения. Почему он так решительно заявлял? Откуда была такая уверенность?

- Каждый человек по своей природе самолюбив. Об этом пишет апостол: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её (Еф. 5:29). Да, больше всего мы любим самих себя и из-за самолюбия (эгоизма) делаем много ошибок, потому что если акцентируем внимание только на себе, то забываем о Боге, Который дал нам жизнь и должен быть центром нашей жизни. Когда мы уклоняемся от Бога, вектор нашей жизни уходит в сторону - и мы допускаем множество ошибок. Еще в дохристианскую эпоху древние римляне говорили: еrrare humanum est - человеку свойственно ошибаться.

Церковь в первую очередь нам нужна для преодоления самости. Через участие в Таинствах, соборных молитвах с Божией помощью у нас есть шанс преодолеть эгоцентризм собственной природы. И, отложив всякое житейское попечение, как поется в Херувимской песне, мы имеем возможность приблизиться к Богу. Таким образом, уменьшая свое самолюбие, мы становимся ближе к Богу и другим людям. Мы начинаем чувствовать себя единым нераздельным целым, Телом Христовым, в Котором все взаимосвязаны, сопереживают и сострадают друг другу.

Кроме того, все мы постоянно убеждаемся, что через духовное сродство с другими людьми намного легче побороть свои грехи, возникающие в результате эгоцентризма. Не зря народная поговорка гласит: «Один в поле не воин». Вот почему мы каждый воскресный день собираемся на соборную (объединяющую нас) молитву друг за друга, где дьякон возглашает: «Миром (то есть все вместе и друг за друга) Господу помолимся!» Также мы каждый раз читаем молитву «Отче наш», а не «Отче мой», что опять же подсказывает нам, что мы не только за себя, а о всех призваны молиться.

- Почему человек отпадает от Церкви, при каких обстоятельствах? Каковы признаки отпадения? Он, может, и не догадывается об этом...

- Иногда люди выпадают из лона Церкви по одной из причин: кто-то нас искусил, соблазнил своим неблагочестивым поведением, жизнью. Люди порой уходят в секты, когда видят неблагочестивую жизнь архиерея или священника. Но таких случаев не так много.

Большей частью многие оказываются вне церковной ограды именно из-за своих грехов и нежелания в них раскаяться. А иногда человек даже не осознает, что он лишь формально к Церкви принадлежит, а на самом деле давно от Нее отпал. Не случайно во время каждой исповеди священник читает молитву: «Примири и соедини его Святой Твоей Церкви»... Т. е. каждый грех отторгает нас от Тела Церковного, от Богочеловеческого организма.

Отпадая от Церкви, мы остаемся один на один со своими немощами и только с покаянием обратно становимся единым целым с Церковью как с Телом Христовым. Это дает нам силы дальше жить, трудиться, преодолевать немощи и искушения. Вся критика в адрес Церкви (кто-то соблазняет, искушает, все там плохо) в основном исходит из желания самооправдаться, не меняться самому, а менять всех вокруг, не самому подстраиваться, а подстраивать весь мир под себя.

- Нам, мирянам, хочется равняться на священство и видеть их на голову выше и лучше, чем мы сами есть. Это наше естественное желание оправданно?

- В идеале священники должны быть как Ангелы, даже выше Ангелов. Ибо, как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Ангелы не могут взять в руки Тело Христово, а у священства есть такая возможность.

Соответственно, уровень благочестия священника должен быть на порядок выше уровня благочестия народа.

Любое наше неблагочестие - питательная среда для возникновения расколов и сект. Люди, недостаточно укорененные в вере, не окрепшие в добродетелях, легко соблазняются и отпадают от Церкви. Если бы все мы жили свято, то давно бы исчезли все секты, расколы, а мир стал бы раем.

Сегодня, в эпоху развития Интернета, особенно распространяется страсть осуждения, ибо есть легкая возможность сразу излить свою душу на широкую аудиторию. И ныне мы здесь наблюдаем - сплошные исповеди бывших и настоящих послушниц и семинаристов, бунтующих и разочарованных... Другие подхватывают, вспоминают разные небылицы и истории... В результате получается трагикомедия, которая приводит неискушенных в духовных вопросах людей к унынию и безысходности.

- А еще отвлекает от главного. Люди, обсуждающие «исповеди», забывают, из-за чего весь сыр-бор загорелся. Если христиане забывают о Христе в своих разговорах, то какие они христиане?

О человеке и Церкви говорил священник Александр Борисов в 80-е годы: Церковь влечет к себе, так как она, несомненно, несет самую возвышенную истину, с другой стороны, в Ее жизни есть то, что становится бесспорной преградой между истиной и людьми, которые в Ней нуждаются. Батюшка, что может являться такой преградой? Существуют ли вообще эти преграды?

- Кроме личных соблазнов, возможная преграда, повторюсь - наша неблагочестивая жизнь: одни пристращаются к выпивке, другие сребролюбивы... Это великое искушение для прихожан. Увидев подвыпившего дьякона или священника, человек начинает осуждать всех священнослужителей, а не конкретного человека, и это становится непреодолимой стеной для вхождения в Церковь.

Вспоминаю, как, будучи еще студентом духовной академии, однажды днем в Троице-Сергиевой Лавре я увидел двух старушек, сидящих на скамейке и горько плакавших. Я поинтересовался: что случилось? Они ответили, что увидели, как одного из насельников монастыря только что в нетрезвом виде завели в келью. Для них это было сильным ударом.

- Какие еще могут быть преграды, кроме наших собственных соблазнов?

- Это работа лукавого духа. Он не самовластен, но паразитирует на наших слабостях и часто делает из мухи слона. Сегодня мы особенно это можем наблюдать на работе СМИ. Вокруг Церкви постоянно провоцируется нагнетание откровенной клеветы, в которую многие склонны верить, и она очень многих прельщает.

Лживая кампания против УПЦ, «горячие» новости способствуют тому, что люди не хотят иметь никакого дела с Церковью, где все погрязло в грехе. Так они находят себе легкое оправдание для своего нежелания идти в Дом Божий, а следовательно - работать над собой, над искоренением своих недостатков, которые приписывают Церкви и искусственно раздувают.

О Божественной природе Церкви, которая неподвластна ни времени, ни обстоятельствам, люди, к сожалению, забывают.

- Удобно иметь виновника своего неспасения: можно ни в чем себе не отказывать, а упрекать других. Это так в духе времени.

- Действительно, прийти в Церковь - значит признать свои грехи и слабости. Это как визит к доктору больного.

А осуждение Церкви - хитрая уловка лукавого как препятствие для покаяния. Такому человеку трудно прийти к священнику на исповедь, сложно перебороть свою гордыню. Ведь в Церкви столько недостойных служителей, считает он, а он правильный и однозначно лучше любого священника во всем разбирается...

Человеку, который осуждает другого, пребывает в страсти гнева, очень сложно здраво рассуждать и покаяться.

- Кто-то сказал, что без размышления над личными недостатками невозможно движение вперед, точно так же без размышлений о недостатках нашей Церкви (Ее человеческой природы) не может быть собственного возрастания в духовной сфере. Прокомментируйте, пожалуйста.

- Человеческий фактор и риск, связанный с ним, присущ всем сферам жизнедеятельности. И Церковь не исключение, так как Она состоит из членов Церкви, как уже было сказано, не всегда блистающих благочестием. Как сказал один батюшка, как Иуда среди двенадцати апостолов, каждый двенадцатый в Церкви - предатель. Тем не менее, Господь всегда готов терпеть заблудшего, дает ему шанс.

Если страсть глубоко укоренилась, то человеку сложно себя контролировать, его воля теряет свою нормативную функцию, и тогда, естественно, он падает в грех, хотя разум и подсказывает, что так жить нельзя.

Любое наше падение, если мы сразу не покаемся, лишает нас действия благодати Божией. Мы отталкиваем её от себя, когда считаем, что сами понимаем, как нужно жить: хочу пить - буду пить и т. д. В итоге люди остаются один на один со своими немощами. В таком случае оказываются бессильными даже молитвы всей Церкви, потому что человек сам не смиряется. Только если у него возникает покаянное чувство, тогда и молитва Церкви действует.

Для этого Церковь и существует.

Записала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/nesovershenstvo-cerkvi-prepyatstvie-k-spaseniyu
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Маркелл (Павук)
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51