Сербский богослов доказал, что Православие – единственный путь к счастью

0
433
Время на чтение 4 минуты

Протоиерей Дарко Джого, декан богословского факультета имени святителя Василия Острожского Университета Восточного Сараево приехал в Киев на XIII студенческую конференцию, организованную Киевской духовной академией.

Об уроках войны и пути к счастью в постмодернистском мире - наш разговор.

Протоиерей Дарко Джого. Фото: Наталья Горошкова

- Ваша страна пережила разруху, гражданскую войну... Что самое ценное можно вынести из этого опыта?

- Я тогда еще был ребенком. Мои родители не верили, что война на нашей земле возможна. Они считали, что живут в раю, что Югославия самая лучшая и прекрасная страна в мире.

Святой Феофил Антиохийский писал: «Ни смертным не был первый человек, ни бессмертным; если бы Бог сотворил его бессмертным: то сделал бы его богом; а если бы смертным, то был бы виновником смерти; Он сделал его способным к тому и другому с тем, чтобы человек соблюдением заповеди Божией достигал бессмертия».

Т. е. Адам и Ева были в раю не бессмертными и не смертными, у них была возможность стать одними или другими. И именно этот выбор их сделал смертными и грешными.

У них не было никакого опыта зла до этого. Такой же выбор есть у каждого перед лицом войны. Страшно, когда наши ребята, родившиеся после войны, говорят: «Ну и что, что война, мы будем воевать. Наши отцы воевали, и мы будем воевать. Война не страшна...»

Война страшна. Каждому человеку дана возможность быть Ангелом или зверем. И война эту возможность осуществляет.

Это случилось и в Украине. Люди не верили, что искание справедливости в обществе может быть причиной разрухи страны. Из этого нужно извлечь уроки и сделать выводы.

У нас есть такая поговорка: героизм - это защищать себя от других, а настоящее человеколюбие - защищать других от себя. Мы должны быть одновременно и героями, и человеколюбцами.

Есть проблемы политические, безусловно, есть проблемы и в обществе, но давайте в первую очередь думать о том, как защищать других от себя, как не навредить.

- В одном из интервью Вы говорили, что в постмодернистском мире идея консерватизма Православия мешает человеку идти к счастью. О каком счастье речь? Разъясните Вашу мысль, пожалуйста.

- Есть такой вопрос к святителю Николаю Сербскому в миссионерских письмах от одной женщины: почему в Евангелии о счастье ничего не сказано?

Святитель ответил, что о счастье ничего не написано, но о радости много сказано, потому что радость намного выше счастья. Счастье не зависит только от тебя, а зависит от общества, ситуации, многих составляющих и обстоятельств, а радость зависит только от тебя и от Бога. Если у тебя будет радость Божья, тогда для тебя все будет счастьем. Если у тебя не будет радости, счастье может стать наказанием твоим.

Когда мы говорим о счастье как категории, это выглядит как какая-то американская ценность. Даже Конституция США гласит: Everyone has the right to pursuit of happiness (Каждый человек имеет право на стремление к счастью). Счастье как цель человеческой жизни. Но мы не должны искать счастья. В сербском языке счастье - среча, от старославянского, нынешнего русского - встреча. Встреча с другим человеком дает счастье, а не наличие благ. Я это прочувствовал на собственном опыте.

Будучи стипендиатом в Германии, я хорошо жил, не было нужды в деньгах, посещал курсы немецкого языка... В общем имел все, о чем мечтал. Но из-за отсутствия православного храма в городке, где я жил, по воскресеньям я не ходил в церковь, поэтому был самым несчастным человеком. Все оказалось пустым для меня. При всех благах (я никогда так благополучно не жил в своей жизни) я испытывал несчастье. Возвратившись домой, спустя несколько месяцев, первое, что я сделал, сказал своей девушке: «Давай повенчаемся».

Так что благополучие - не залог счастья. Посмотрите на западных людей. Они благополучны, но не счастливые. Они все время что-то ищут. У нас в Сербии, у вас в Киеве, в других местах.

Существуют две крайности, которые в нынешнем обществе стали реальностью. Одна - это постмодернизм, в котором нет ценностей; вторая - религиозный формализм: когда мы думаем, что будет лучше, если мы будем соблюдать формы, не меняя их. Постмодернизм стал жертвой самого себя, человек без ценностей ничем не отличается от животного. Терроризм - последствие постмодернизма, и не только религиозного, это следствие испорченности человека, которому сказали, что он может делать все, что ему хочется. И если ему мир не понравился, он вправе взять винтовку и поставить каждого на свое место.

Другой корень проблемы в ожидании, что все будет лучше, если мы вернемся в прошлое. Возвращения к идеальному прошлому нет. Это языческий, эллинский миф.

Наш православный консерватизм - это отстаивание высших нравственных ценностей, реальностей, которые объединяют нас, наших отцов, наших детей. Мы должны понимать, что Православная вера - не только исторический путь от наших отцов до нас, а путь от нас до наших детей. Следовательно, консерватизм - не идеология, а способ выживания, подход к реальности. Как сказали евангелисты, то же, что видели руки наши, подняли и ощущали, мы вам передаем. Это такая же реальность, как реальность Пасхи, Пасхального утра воскресенья... Это не идеология сама по себе, а способ жизни.

Английский писатель К. Льюис писал, что он никогда не был консервативным, никто его не мог упрекнуть в принадлежности к консервативной партии, но он не любил снобизма времени, когда считается, что все современное, сегодняшнее - обязательно хорошее и даже лучшее.

Вот почему наш консерватизм - это отсутствие снобизма времени и религиозного формализма.

Беседовала: Горошкова Наталья

http://pravlife.org/content/serbskiy-bogoslov-dokazal-chto-pravoslavie-edinstvennyy-put-k-schastyu

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Протоиерей Дарко Джого
Каким мы сегодня видим Константинопольский Патриархат?
Возможно, речь идёт не о Вселенской, а «Глобалистской патриархии»
16.11.2021
Все статьи Протоиерей Дарко Джого
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35