itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Бороться, а не рассуждать

Почему Бог допускает трагедии?

0
389
Время на чтение 6 минут
Мы живем новостями. Получаем из СМИ - бумажных или электронных, узнаем от родственников, знакомых, друзей, коллег по работе. Что-то касается лично нас, что-то - нас всех. Но всегда хочется, чтобы новости были хорошими. А еще лучше - радостными. Даже есть такое специальное слово - Евангелие. Если перевести это слово с греческого на русский, то получится - благая весть или радостная новость.

Так в чем же радость?

Именно этим словом названа важнейшая часть Библии - повествования о рождении, жизни, проповеди, делах, смерти и воскресении Спасителя - Господа Иисуса Христа. Евангелие - радостная новость о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Бог послал Своего Сына в мир не для того, «чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 17). Такую радостную новость несли миру апостолы - ученики Христа.

Но если мир спасен Христом. Если, как мы слышим в храмах, Христос «попрал смертию смерть». Если верующие постоянно просят Бога о том, чтобы Его воля исполнялась и «на земле, как небе» (Мф. 6, 10), то почему же изо дня в день продолжают происходить трагедии, почему так много несчастий и скорбей, почему...?

Вопросы можно продолжать до бесконечности. А если говорить о конкретных примерах? Чуть больше месяца назад, 25 декабря прошлого года пришла страшная новость о трагедии на Черноморском побережье, неподалеку от Сочи... Почему столь горьких и печальных новостей больше, чем радостных и хороших? И в чем же радость «благой вести» Христа, если мир вокруг полон боли?

Особенно чувствительны удары таких новостей, когда гибнут известные в очень хорошем смысле этого слова люди. 25 декабря на потерпевшем крушение самолете находились участники ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, а вместе с ними - Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. Мне очень запомнился один из комментариев под этой новостью в интернете: «Погибли те, кто делал этот мир немного лучше и добрее... Их будет очень не хватать миру».

«Смерть самых лучших намечает, и дергает по одному...», - пел Владимир Высоцкий. А здесь сразу не один... Почему все это происходит вдруг, так внезапно? И от этого еще тяжелее и больнее. Причину всегда можно найти (и ее находят) - плохие погодные условия, технические неполадки, человеческий фактор. Нужное подчеркнуть. Объяснения катастрофы (любой катастрофы) могут быть логичны и понятны - что, как и почему. Но становится ли от этого легче? Вряд ли. Но если есть Тот, Кто выше метеоусловий, технических характеристик и прочих личностных факторов, - то почему все это происходит? Почему зло одерживает такие победы, если Христос уже победил?

В поисках оправданий

Подобными вопросами (хотя все можно выразить в одной фразе: «если есть Бог, то почему Он допускает зло?») люди задаются уже давно. И, нужно сказать, что и ответов дано тоже немало. Есть целое направление философской и богословской мысли, в котором разбирается вопрос о «теодицеи». Теодицея (theodicea) - это специальный термин, придуманный немецким философом и математиком Готфридом Лейбницем (1646-1716 гг.) еще триста лет назад. Если перевести этот термин дословно, то получится бого-справедливость, или бого-оправдание. Смысл «теодицеи» в том, чтобы объяснить (или даже оправдать) то, что мир управляется добрым и любящим Богом, несмотря на присутствие в мире явного зла (нужно сказать, что этот вопрос ставится и в самой Библии, например, в известной истории праведного Иова).

Казалось бы, все очень просто: если Бог - это благо, то Он не должен допускать в мире зла, в конкретных его проявлениях. А если зло продолжается, то...

Есть несколько известных историй, связанных с этой темой. Например, фрагмент из биографии известнейшего бизнесмена, одного из символов современности, Стива Джобса. 13-летний Стив показал лютеранскому пастору, проводившему занятия для детей, журнал «Life», на обложке которого была помещена фотография изможденных голодом африканских детей. Спросив пастора - «знает ли Бог об этих детях» и услышав в ответ - «тебе трудно в это поверить, но Господь знает и об этом», - Стив сказал, что не хочет верить в такого Бога. Или знаменитые размышления Сэмюэля Лэнгхорна Клеменса (известного нам всем, как Марк Твен) о том, что окружающая действительность не дает нам ни одного доказательства о благости, доброте, милосердии или сострадательности Бога, скорее наоборот - Бог или не интересуется человеком вовсе, или Он просто жесток.

Можно ли поспорить с такой аргументацией? Наверное, можно. В конце концов, можно вручить оппоненту томик Лейбница с «Опытами теодицей и благости Божией», попутно порекомендовав еще с десяток философских трудов, разбирающих эту тему. Или перечислить множество примеров добра, любви и милосердия, которые все-таки существуют в мире. Да только потенциальный «Марк Твен» всегда найдет больше примеров зла и страданий, причем - в мировом масштабе.

Любая, даже самая убедительная мысль вынуждена будет умолкнуть при виде очередной трагедии. И вновь возникнет этот вопрос - «а где же Бог?». Неужели Ему и правда безразлично?... Но зачем тогда все это - крест, страдания, смерть? Зачем обещания утешения плачущим, радости - скорбящим?

Доктор Лиза могла бы помочь еще очень многим людям... Хор Александрова мог бы еще многих порадовать выступлениями, показать красоту и силу искусства. И ведь у каждого из погибших были семьи, друзья, те, кто их провожал и встречал, кто был к ним ближе всех. Какова боль их утраты? Неужели все хорошее обречено?!.

Поставить злу предел

Моя попытка ответа на эти вопросы тоже может показаться слабой и неубедительной. Я и не собираюсь кого-то убеждать. В мире много зла. Мы сталкиваемся с ним каждый день. Видим его, слышим о нем. Я - верующий человек, а значит, именно мне может быть адресован вопрос: «Если есть Бог, почему Он не остановит все это зло?». Но я не знаю ответа. Я не знаю ответа на этот вопрос, но я продолжаю верить. Верить в то, что победа за Богом.

Смысл не в правильном ответе. Я, как христианин, призван бороться со злом. Я не в силах повернуть время вспять или изменить историю. Но здесь и сейчас я могу еще что-то сделать. Как делала это сама Елизавета Глинка, подчас жертвуя собой ради других.

Мир лишился тех, кто делал его лучше. Но он не должен лишиться их навсегда. Можно вспомнить притчу Христа о Страшном суде (см. Мф. 25, 31-46). И главный вопрос, заданный Христом людям, - что вы сделали для Меня, когда я был голоден, болен, когда не имел крова над головой?.. Но когда мы могли сделать это для Тебя, Господи? Когда видели того, кто нуждался в этом. Не нужно объяснять голодному, почему он голоден, или что такое голод. Нужно его просто накормить. Нужно помогать тем, кому мы можем помочь. И даже тем, кому не можем. Сделать все то, что в наших силах.

Не нужно объяснять зло. Нужно бороться с ним, преодолевать его, побеждать его добром и любовью. Если Христос пришел, чтобы «явить дела Божии» (Ин. 9, 3), то и мы, как христиане - ученики Христа, должны эти дела являть. Являть здесь и сейчас. Настолько, насколько мы можем.

Мы не можем вернуть погибших в той авиакатастрофе... Но мы можем хранить память. И воплощать эту память в делах. Потому что «вера без дел мертва», говорит нам Писание (Иак. 2, 20). Евангелие - наша радостная новость-очень правдивая книга. Особенно в отношении людей, которых мы встречаем на евангельских страницах. Евангелие не изображает перед нами ни героев, ни суперменов. Нет. Евангелие изображает людей в их слабостях и недостатках. Ближайший ученик Христа - (что значит «камень») - обещает Христу, что пойдет за Ним и в темницу, и даже на смерть, но в ответ слышит: «Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22, 33-34). Всем другим ученикам Христос говорит, что они соблазнятся и покинут Его, а один и вовсе предаст... Но к ним же обращены слова Христа: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19).

Эти слова обращены и к нам. И наши слабости Бог видит и знает. Но как Христос верил в Своих учеников, так и в нас Он верит. И мы, так же, как они, должны противостоять этому миру, в котором происходит зло, в котором есть несправедливость, ложь, страдания и смерть. И Христос ждет, что именно мы противостанем злу и страданиям, как и Он Сам. Ведь каждый из нас может сделать хотя бы что-то.

Ответил ли я на вопросы, которые поставил? Я не знаю. Каким бы смешным это ни казалось сейчас. Но я вижу то, что лично я должен и могу сделать, потому что я христианин. Ведь если я не вижу и не делаю, а тем более не хочу видеть и делать, - то значит, что имя христианина не для меня. Я могу не знать всех ответов, могу не понимать чего-то. Но я знаю, что я могу сделать, чтобы поставить маленький предел злу и страданиям. Могу хотя бы немного стать похожим на тех других, самых лучших. И пусть хороших новостей будет больше.

Газета «Саратовская панорама» № 06 (1087)

Священник Василий Куценко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/borotsya-a-ne-rassuzhdat

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54