Когда семь лет назад в Днепропетровске стараниями деятельного протоиерея Игоря Собко (создателя православного культурного центра «Лествица») и народного депутата Украины Андрея Шипко стартовал миссионерский фестиваль документальных православных фильмов, то мало кто думал, что это всерьёз и надолго. Само его название - «Международная КИНОАССАМБЛЕЯ на Днепре» - казалось довольно претенциозным, если не пафосным. Да и фестивалей сейчас проводится так много, что иногда теряешься в их названиях и местах проведения.
Эмблема кинофорума-2017 в Днепропетровске
Но вот деталь: Украина, как мы знаем, сегодня переживает наиболее трагичные (за всю свою послевоенную историю) времена. Страну разрывают на части политические, гражданские, этнокультурные - в том числе братоубийственые - распри. Кризис охватил все сферы жизни украинского общества. На Востоке страны продолжают гибнуть люди. Остальное же её пространство сотрясают массовые митинги обманутых вкладчиков, шахтёров, радикалов и простых украинских жителей, недовольных неэтичным поведением вероломных олигархов и запредельными ценами на свет, газ и жильё. К примеру, владельцы «Укрзалiзницi», заработав в прошедшем году 3 миллиарда 300 миллионов гривен «показало» общественности лишь «хвостик» из 300 миллионов. Основные же 3 миллиарда оно поделило между собой и «перебросило» в оффшоры. Люди разуверились в самом наличии такой нравственной величины, как Справедливость. Держава погрузилась в череду ожесточённых скандалов и в какой-то нескончаемый хаос, где борьба бизнес-кланов и составляет некий стиль (если хотите, имидж) Украины на международной арене.
Прибытие председателя Киноассамблеи - владыки Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского (справа - нардеп Украины, меценат фестиваля А. Шипко)
И в этой связи проведение духовной - уже 8-й по общему счёту - «Международной Киноассамблеи на Днепре» воспринимается, как богодухновенное событие, которое планомерно идёт своим курсом, несмотря на все бесчинства современного мира и его препоны. А препоны эти перед самым началом открытия форума, судя по выступлениям организаторов, были крайне «напористыми». Политика снова вторгается в сферу Православного искусства и диктует свои законы, часто идущие вразрез со Священным Писанием.
«Но когда делаешь Божие дело, всегда возникают различные искушения - подытожил результат вышеозначенных мытарств идейный вдохновитель сего предприятия о. Игорь Собко - Однако Божией милостью трудности, связанные с проведением, были преодолены».
Пресс-конференция перед началом открытия. Справа налево - безсменный протоиерей Игорь Собко (с микрофоном), владыка Новомомсковский Евлогий, высокопреосвященнейший владыка Ириней митрополит Днепропетровский и Павлоградский, народный депутат Украины Андрей Шипко
В морозный четверг, 26 января 2016 года в - последнем, действующем ещё со времён СССР (но модернизированном) - днепропетровском престижном кинотеатре «Правда» в 19.00 состоялось открытие 8-й «Международной Киноассамблеи на Днепре». Ведущие вечера Валерий Гриценко и Анна Регульская достойно вели конферанс, приглашая на сцену гостей-режиссёров из Сербии, телеканала «Интер», народный песенный коллектив и... Высокопреосвященнейшего Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского, который, сказав напутственные слова, благословил открытие фестиваля (наряду с Новомосковским владыкой Евлогием). И, возможно, прав нардеп Андрей Шипко, осуществляющий его постоянный патронат, когда говорит: «Вообще-то данный форум - это не только культурная визитка города на Днепре, но и культурная визитка всей Украины. Поскольку кинофестивалей у нас проводится несколько, а Киноассамблея - только одна».
Гости из Сербии и Черногории
В дополнение к сказанному хочется отметить и одно любопытное наблюдение. На Украине в городе Харьков до недавнего времени проходил ещё один Международный фестиваль документального кино «Харьковская сирень». На него приезжали многие легендарные личности из мира французского кино эпохи его наивысшего расцвета, такие как Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Пьер Ришар, Милен Демонжо, Мишель Мерсье, Шарль Жерар. Фестиваль отличался серьёзной постановочностью проводимых в его рамках мероприятий, мастер-классов, презентаций, пресс-конференций кинозвёзд. С каждым последующим годом на него съезжались всё большее количество людей из разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Но вот его зрительская заполняемость была, мягко говоря, скромной. Во время показов в харьковских кинотеатрах непосредственно фильмов, снятых в коротком метре, залы практически пустовали. - Ибо публика там больше склонялась к светской части и равнодушно оставляла за рамками своего внимания саму кинематографическую программу форума.
Главные призы Киноассамблеи - кинолествица, увенчанная Крестом - в ожидании победителей фестиваля Православного документального кино
Думается, что именно из-за своей активной светскости (а автору этих строк этот фестиваль определённо нравился по своей организации и гостеприимству) «Харьковская сирень» и прекратила своё существование после 5-летнего юбилея в 2013 году. Тут сказались и политические «майданные» мотивы. Но главной причиной её скоротечности оказался факт того, что «Харьковская сирень», увы, не была благословлена православными архипастырями и относилась к числу чисто мирских мероприятий, лишённых духовной защиты.
Киноассамблея же в Днепропетровске - это изначально миссионерский проект, направленный на умирение человеческих обид, разногласий, конфликтов. Это четырёхдневная проповедь средствами документального кино, имеющая благодарную обратную связь со зрителем, активно заполняющим зал на 700 мест широкоформатного кинотеатра с символическим названием «Правда». Люди идут на фильмы форума, несмотря на лютый мороз. И вот сие обстоятельство - есть лучший показатель богоугодности этого скромного (но важного) события из мира кино, проходящего в последние годы на сотрясаемой кризисными ветрами Украине.
Борис Швец
кинообозреватель (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)
http://legendy-kino.ru/8-kinoassambleya-na-dnepre-preodolenie/