itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Религиозная историософия Ф.И. Тютчева: тема двух единств

0
746
Время на чтение 9 минут
Проректор по воспитательной работе Саранского Духовного училища иеромонах Марк (Шляхтин) в публикуемой статье анализирует историософские идеи Ф.И. Тютчева, представляющие собой нечто исключительное, проходящее между основными идейными течениями XIX века.

Русская мысль XIX века едва ли не в первую очередь захвачена историософскими исканиями, полюса которого составляют одну из главных линий напряжения в художественной литературе, публицистике, философии и богословии. Это напряжение связано с поисками и строительством как Русской Идеи, так и Русского Мира, с попытками определения места России в мировой истории, с устремлением в будущее - с сохранением традиции или в отрыве от нее. На фоне этого напряжения историософские идеи Ф.И. Тютчева представляют собой нечто исключительное, своеобразное, неповторимое, нечто, проходящее между основными идейными течениями XIX века. В своих поэтических произведениях, письмах и публицистических заметках поэт-дипломат дистанцируется как от динамического катастрофизма первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева, так и от открытого русофильства славянофилов и М.П. Погодина. Проходя между основными идейными полюсами эпохи, мысль Тютчева, что важно, создает собственные линии напряжения - внутри самой себя. Как отмечает К.Г. Юсупов, в историософии Тютчева соединены две парадоксальные идеи: 1) обращенность одновременно и к историческому прошлому Запада - отягчающему современность грузом исторических ошибок, и к историческому прошлому России - отягченному виной; 2) обращенность к современности как к пространству открывающейся возможности катарсиса, преодоления груза прошлого и достижения единства между Россией и Западом[1]. Историческая задача достижения единства, согласно мысли Тютчева, обостряется и усложняется катастрофичностью современности: или единство, или неизбежная гибель. Эта задача выглядит тем парадоксальнее, чем глубже мы понимаем представления Тютчева об исторических правде и кривде, примирения между которыми, казалось бы, нет и быть не может. Однако распространенная точка зрения, согласно которой «у Фёдора Ивановича антитезы правды и кривды, мудрости и хитрости левой стороной связаны с Россией, а правой - с Западом»[2], не вполне верна: правда не связана с Россией безусловным, раз и навсегда гарантированным образом. Правда - это назначение России, обращенный к ней со стороны Божьей правды призыв. Запад также не является раз и на всегда данным воплощением кривды и хитрости - это его актуальное историческое состояние, связанное с последствиями исторического самообмана, существо которого выражается Тютчевым в следующих словах: «человек в конечном итоге зависит только от самого себя - в управлении как своим разумом, так и своей волей. Всякая власть исходит от человека, а всякий авторитет, ставящий себя выше человека, есть либо иллюзия, либо обман. Одним словом, это апофеоз человеческого я в самом буквальном смысле слова» [3, с.180]. Это ошибка, но ошибка, открытая для исправления; между правдой и кривдой не может быть союза и договоренности, но кривда может быть «выпрямлена» правдою.

Итак, ошибка Запада и историческая вина России - противоречивые внутри самих себя два полюса историософской мысли Ф.И. Тютчева. В чем их смысл, и какова их взаимосвязь?

Согласно критической традиции начала ХХ века, «отягченность виной» сквозит в строках тютчевского стихотворения 1855 года:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты Русского народа!

А.М. Горький в «Заметках о мещанстве» пишет, что когда власть безнаказанно насиловала народ, русская литература, писал он, «смотрела на это преступление против жизни ее родины и лирически вздыхала: "Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!"»[3].

Еще непримиримее Д.С. Мережковский, усматривающий в этих строках инфернальные и демонические мотивы личности Тютчева в целом. Он пишет: «Люди стыдливо скрывают тайну своего зачатия и рождения: так славянофилы скрывают ненависть к Западу, из которой они родились. Тютчев обнажил этот стыд, и, если нагота оказалась чудовищной, то вина не его, а русского стиля, "русского Духа"»[4]. Этот «стыд» и вину, обращенные к России, Мережковский усмотрел в последних строках стихотворения:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя [2, с.71].

Благословение России Христом воспринимается как проклятие остальных народов, и потому русский стиль и русский дух обвиняются Мережковским в гордыне.

Сразу нужно отметить, что «квази-фрейдистская» интерпретация этого и подобных стихотворений Тютчева - и у К.Г. Юсупова, и у М. Горького, и у Д.С. Мережковского - является несколько надуманной. Во-первых, если Тютчев и смотрит на свой народ несколько «виновато», то речь, конечно же, не идет о каких-то его комплексах или комплексах, которые он усматривал в русском народе или его отдельных представителях. Если Тютчев и говорит о «виноватости» (а это слово, кстати сказать, он использует довольно редко), то речь идет в первую очередь о сознании греха, о покаянии. Уместно отметить, в том числе опираясь на вышесказанное, что главным грехом любого народа для Тютчева может являться только самолюбование, самоуверенность и самодовольство, означающие лишь отпадение от Бога и забвение собственной греховности. Убежденность в собственной непогрешимости? Гордыня? По аналогии с сарказмом в адрес главы Католической Церкви из стихотворения «Гус на костре» Тютчев мог бы не называть виной, но назвал бы «непогрешимостью греховной».

Во-вторых, далеко не все читатели Тютчева понимали это стихотворение таким мрачным образом[5]. Так, С.Л. Франк пишет: «Связь между красотой увядания, страдания, бедности во внешней природе и христианским религиозным чувством ясно выражена у Тютчева...

То, что "сквозит и тайно светит" в смиренной наготе русской природы, есть, конечно, все то же высшее начало, символом которого является возвышенно-стыдливая улыбка страдания. Это начало объемлет собою и картину увядающей природы, и отдельную измученную человеческую душу, и национальный характер русского народа; и это начало для Тютчева тождественно с христианством»[6].

Правда - это историческое предназначение России, задача, невыполненность которой обусловливает покаянное чувство вины. Но в чем конкретно эта задача состоит? Как принять и осуществить свое предназначение? Исторический катарсис, спасительная идея, о которой мы говорили выше, связана для Тютчева с возрождением идеи единства во всем христианском мире. Тютчевым оно мыслится как единство Империи. «Что же такое Россия? Что она представляет из себя? Две вещи: славянское племя, Православную Империю» [3, с.195]. Тютчев подчеркивает, что самым опасным для осознания славянами самих себя является революционная идея, революционная риторика и фразеология. Против этого он высказывает: «Действительный панславизм в массах. Он обнаруживается при встрече русского солдата с первым встречным славянским крестьянином, словаком, сербом, болгарином и т. д., даже мадьяром. Они все единодушны в своем отношении к немцу. Панславизм состоит еще в следующем. Для славян вне России невозможна никакая политическая народность» [3, с.195].

Однако, как бы то ни было, «племенной вопрос имеет лишь второстепенное значение, он заключает в себе среду, а не принцип. Формирующий принцип - это православная традиция. Россия гораздо больше православная, чем славянская. Именно как православная она заключает в себе и хранит Империю» [3, с.195]. Православная Империя - это единственная форма для воплощения Божьей правды на земле, в истории - более того, это сама основа истории как преемственности. В конкретно-историческом аспекте для Тютчева важна мысль об удалении Империи из Рима с его языческим наследством и перенос ее на Восток - «это христианская мысль, которую языческая мысль стремится отрицать» [3, с.188]. Это основа в противостоянии России, как единственной возможной православной наследницы Империи, и Запада как узурпатора начала империи. «Римское папство и германская Империя. Оба - захватчики в отношении к Востоку - сначала сообщники, а потом враги» [3, с.189].

Более того, империя означает вселенство и имеет всемирное значение. Для Тютчева смысл понятия «империя», ее «законность» или «незаконность» (узурпаторские претензии) связаны с Истиной подлинного христианского вероучения и неискаженного предания Вселенской Церкви или отступлением от Нее. Это та правда, которая недоступна Западу, который мог претендовать лишь на «подражание» Византии, как в актерской игре - или при обезьянничанье или пародии. Потому и кривда нашла там свое пристанище и воплощение в различных политических и религиозных формах.

Чтобы соответствовать своему предназначению, Россия должна воспрянуть - но исключительно ради служения Христу:

Вставай же, Русь! Уж близок час!

Вставай Христовой службы ради!

Уж не пора ль, перекрестясь,

Ударить в колокол в Царьграде? [1, с.218]

Это написано Тютчевым в самом начале Крымской войны, в 1854 году; стихотворение называется «Рассвет», и в этом названии видно воодушевление, которое Тютчев испытывал в связи с противостоянием западным странам, объединившимся против России.

Однако и на Западе Тютчев усматривает внешне те же стремления к единству - но с внутренней ошибкой, которую он раскрывает на примере объединения Германии. Он много об этом думает и подробно пишет: «Последние тридцать лет могут по праву считаться великолепнейшими годами вашей истории. Со времен великого правления салических императоров никогда еще Германия не переживала столь прекрасные дни, вот уже много столетий она не принадлежала самой себе в такой степени, не ощущала себя столь единой и самостоятельной. В течение многих веков Германия не занимала по отношению к своей вечной сопернице столь сильного и внушительного положения. Она превзошла ее по всем статьям. Посудите сами: по ту сторону Альп ваши знаменитейшие императоры никогда не имели более действенного влияния, чем то, которое имеет ныне Германское государство. Рейн вновь стал немецким сердцем и душой; Бельгия, которую последнее европейское потрясение, казалось, должно было бросить в объятия Франции, остановилась перед обрывом, и теперь ясно, что она поворачивается в вашу сторону; Бургундский союз преобразовывается; Голландия, рано или поздно, не преминет вернуться к вам. Таков, стало быть, окончательный исход великого противоборства, начавшегося более двух веков назад между вами и Францией; вы одержали полную победу, за вами осталось последнее слово» [3, 116]. Это Тютчев пишет в 1844 году доктору Густаву Кольбу, редактору «Всеобщей Газеты», письмо носит заглавие «Россия и Германия». Описываемый «чудесный переворот» связывается Тютчевым «появлением на поле битвы Западной Европы третьей силы, являвшей собой целый особый мир...» [3, с.117], этот поворот связан с Россией: «Европа Карла Великого оказалась лицом к лицу с Европой Петра Великого...» [3, с.118].

Однако главное отличие между Россией и Германией - в общем для них обеих деле объединения - отмечено Тютчевым в знаменитом стихотворении «Два единства» (1870), написанном во времена франко-прусской войны:

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней -

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши -

Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью -

А там увидим, что прочней... [2, с.221]

На смертном одре Тютчев надиктовал письмо барону Пфеффелю, где помимо прочего указал, что Бисмарк возобновил предания Римской империи, но не восстановил империю Германскую - отсюда варварство войны [3, с.583]. Смысл идеи Тютчева в том, что объединение Германии было лишено добровольного согласия, которое русский поэт считал необходимым [7, с.211]. И.С. Аксаков также пишет, что для Тютчева «будущая Империя характеризуется тою особенностью, что духовное начало, которым она имеет жить и двигаться, есть начало православное, т. е. христианское церковное предание, сохранившееся теперь на Востоке» [7, с.230].

Таким образом, как идея исторической вины России, так и идея катарсиса, т.е. некоего «соловьевского» единства Востока и Запада, не принимались Тютчевым однозначно и целиком. О смысле единства он говорит скорее как о равновесии, о прекращении войн: «с началом вмешательства сформировавшегося Востока в дела Запада все изменилось в Европе: до сих пор вас было двое, теперь же нас трое, и длительные противоборства отныне стали невозможными» [3, с.119]. Главной для него до конца дней оставалась идея Православной Империи. В ней заключается единственный возможный смысл мировой истории.

Сегодня, когда Россия вновь перешла от позиции «Россия - не Европа» к позиции «Европа - не Европа» (последнее означает, что сама Европа потеряла связь с собственным духовным основанием), взгляды Тютчева на проблему единства христианского мира приобретают новую значимость и актуальность, провоцируя вновь задаться вопросами: в чем основание возможного единства христианского мира? Как реализовать это единство? Как преодолеть груз исторического прошлого и перейти к историческому деланию?

Список использованных источников

1. Юсупов К.Г. Тютчев, романтизм, политика, эстетика истории // Ф.И. Тютчев: proetcontra. СПб., 2005. С. 23.

2. Лобанов С. Тютчев: поэт, дипломат, философ // режим доступа: http://www.pravaya.ru/idea/20/9900

3. М. Горький. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1953. Т. 23. С. 347.

4. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев. Пг., 1915. С. 101.

5. Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. Л., 1970. С.50.

6. Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Русская мысль, 1913. Кн. XI. С.28-29.

7. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886. С.280.

http://www.bogoslov.ru/text/5164854.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Марк (Шляхтин)
Все статьи Иеромонах Марк (Шляхтин)
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59