itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Суета - это отсутствие доброй цели

0
223
Время на чтение 6 минут

Кто из нас не устает от суеты? На нее жалуются все - и верующие, и неверующие. Неверующие ругают суету потому, что она мешает провести время с родными или заняться любимым хобби. Верующие сетуют на то, что она не дает сосредоточиться, расстраивает духовную жизнь. Суета сует - цитируем мы Екклезиаста, вздыхая о своей вечной спешке, непрекращающейся беготне, множестве попечений. И часто в сознании христианина возникает образ такого внешнего врага - суеты. В этом образе сливаются воедино не только спешка и несобранность как таковые, но и все наши семейные и гражданские обязанности, друзья, работа, увлечения и прочие мирские дела. И вот здесь мы рискуем направить вектор нашей духовной борьбы на ложную цель.

Один знакомый протоиерей рассказал мне, как он, устав от общения с многочисленными прихожанами, решил прогуляться в парке, чтоб «отдохнуть от суеты». Как только вступил на парковую дорожку, вспомнил, что забыл позвонить тому-то и тому-то. Позвонил. Потом ветер донес запах кофе от стоящих недалеко ларьков. Сходил, купил. Затем полезли мысли про грядущий годовой отчет перед начальством. Дальше ум переключился на две недописанные статьи, которые сегодня необходимо было закончить. Попутно в сознании возник образ матушки, настаивающей на встрече Нового года с ее родителями, тогда как протоиерей и вовсе не хотел праздновать - из-за чего между ними произошла некоторая размолвка.... Ветер-соблазнитель снова донес приятный запах, на этот раз - любимых булочек с корицей. Решил, что купит уже на обратном пути. Пошарил в карманах - нет, денег не хватит.... Снова вспомнилось, что обещал перезвонить одному человеку... и не одному, а трем...

Суета есть не что иное, как расстройство нашего ума

Так прошел целый час, выделенный почтенным протоиереем для «отдыха от суеты». Увы, отдохнуть не получилось. Почему? Потому что суета - явление не внешнего, но внутреннего порядка. Суета, на которую мы непрестанно жалуемся, есть не что иное, как расстройство нашего ума.

«Что такое суета ума?» - спрашивает Златоуст. И отвечает: «Занятие суетными предметами. А что суетно, как не настоящее, о котором говорит Екклезиаст: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1,2)? - Но скажет кто-либо: если то и то суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если притом это - дело рук Божиих, то как же оно будет суетно?»[1]

Чувствуете, как метко направляет святитель вопрос? В самую точку! И вот его ответ.

«Послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклезиаст суетными, отнюдь нет: не небо суетно, не земля суетна, нет! - Ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это - добро зело. Что же суетно? - Послушаем, что называет суетою сам Екклезиаст: насадих ми винограды... сотворих ми поющих и поющая... сотворих ми купели водныя... и стяжание скота и стад много ми быстъ... собрах ми злато и сребро... и видех, яко вся суета (Еккл. 2,6-11). Послушай, что говорит и Пророк: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс. 38,7)! Поэтому суета сует - великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надмение, - все это - суета, ибо произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако ж, это суетно? - Потому что не имеет никакой доброй цели. Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но не суетны они, когда их употребляют на вспомоществование бедных»[2].

Страсти - вот внутренние причины суетного образа жизни

Оказывается, суета не вокруг, а внутри нас! «Гордость и тщеславие, высокомерие и надмение» и прочие страсти - вот внутренние причины суетного образа жизни. Даже деньги могут не быть суетны, если служат добру. Цели и мотивы, движущие нашими действиями, сообщают духовное измерение всей жизни и делают ее либо суетной, либо нет.

Рождается такой вопрос: почему не жаловались на суету наши предки? Разве они трудились меньше, чем мы? Разве более богато они жили? Нет. Всегда трудились и всегда нуждались. Трудились, но при этом не суетились. В мире было больше христианства, и жизнь была насыщена совсем другими смыслами. Изменился ли с тех пор человек духовно? Наверное, нет. Просто в жизнь мира все больше входит то, что апостол Павел назвал «отступлением» (ср. 2 Фес.2,3), а другие проповедники называют «секуляризацией» или «расцерковлением».

На глобальные процессы осуетения человека и отступления его от Бога, растянутые по времени на тысячелетия, указывает Евангелие. В разговоре о Своем Втором Пришествии Христос сравнивает жителей эпохи Ноя и обитателей Содома в годы пребывания там Лота. Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк.17,26-30).

Обратим внимание на градацию греха. Диагноз времени Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж. Это как раз то, о чем сказал Господь за сто лет до потопа: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6,3). Т.е. смысл жизни тогдашнего человека сводился к примитивным плотским желаниям - насыщаться пищей и совокупляться. Но во дни Лота грех стал тоньше и умней. Содомляне ели, пили, покупали, продавали, садили, строили. Добавляется тема рыночных отношений. Выгодно купи, еще выгодней продай, «отожми» бизнес, устрани конкуренцию, перемани клиента, построй дешево - продай дорого, и т.д. Что же касается «жениться и выходить замуж» - нам известно, до чего в данном отношении дошел Содом. Развращение содомлян неудивительно, потому что эволюция греха всегда касается всех уровней жизни человека. Осквернение души неминуемо ведет к осквернению тела, и чем хуже первое, тем страшнее будет второе.

Вот она, суета. Это внутреннее развитие страстей и грехов человеческих и проекция их в жизнь. Разруха, как утверждал булгаковский профессор, не в клозетах. Она - в головах. Не внешние условия, но внутренняя суета ума рождает ощущение спешки и нехватки времени. Суета есть духовное состояние человека, а вовсе не множество дел.

Да, конечно, внешний сумбур тоже влияет на нас. «Многочисленное стечение житейских дел помрачает ясность ума и держит нас в темноте», - писал святитель Феофан Затворник[3]. Но обилие святых, просиявших в XX веке, живших в приблизительно одинаковых с нами условиях, доказывает, что тайна духовной жизни лежит глубже внешней беготни и проблемы занятости. Монахи ведь тоже вовсе не сидят на месте с четками в руках. Еще неизвестно, кто сегодня больше бегает по делам, миряне или монахи. Здесь дело вовсе не в беготне как таковой. Кто любит Бога и понимает разрушительное действие греха, тот сохранит себя от всякой нечистоты и послужит Господу как в тишине монастыря, так и в шуме мегаполиса. Важна, опять же, мотивация и внутреннее устроение.

«Люби Бога и делай что пожелаешь» - писал блаженный Августин. Об этом свидетельствует история Церкви, так рассуждают и другие святые. Об этом говорит жизнь и деятельность таких людей, как новопреставленная Елизавета Глинка. Не близкие, не работа, не городской шум являются виною нашей внутренней неустроенности, а наша неохота трудиться всерьез для спасения своей души - служить Богу и ближним и очищать ум и сердце. Вот и получается, что в жизни самых занятых в мире людей может вовсе не быть суеты, и в то же время самый свободный от попечений человек способен бездарно прожигать все свое драгоценное время. В какой категории окажемся мы? - Выбор всегда остается за нами.


[1] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание апостола Павла к Ефесянам. Беседа 12. Эл. ресурс: http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Osnovi/IoannZl/11/Z11_1_12.h

[2] Там же

[3] Феофан Затворник, святитель. Толкование на послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стих 18. Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:ef:04:18

Сергей Комаров

http://www.pravoslavie.ru/99921.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Комаров
Все статьи Сергей Комаров
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09