itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Традиции и инновации православной веры (духовная беседа с протоиереем Александром Пономаревым)

0
364
Время на чтение 17 минут

Традиции и инновации православной веры

На этот раз, духовная беседа с батюшкой Александром Пономаревым, настоятелем храма иконы Божией Матери «Умиление» состоялась на тему, которую, он вынашивал, взращивал течение долгих размышлений о гражданском противостоянии разделенного народа, приведшем нас в войну.

- Давайте поговорим о наших традициях, - предложил отец Александр и тут же пояснил, - Министр образования России Ольга Васильева подняла очень актуальный вопрос о важности системного понимания нашей традиции. А давайте задумаемся: что такое традиция?

- Словари выдают ответ: «Традиция - (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени...»

- А наша вера какая? Традиционная. То есть, для нашего народа православная вера - это, прежде всего, традиция. Нам нужно системно отнестись к традиции, в которой формировался наш народ, и, изучая его опыт через призму того, как мы можем на основании этой традиции применить это знание в сегодняшней жизни. А что для нас трудно? Трудно то внутреннее расслоение в нашем обществе, о котором мы так часто любим повторять. Потенциал людей старшего возраста громаден в передаче своей внутренней жизненной традиции. Я не говорю сейчас о религиозном понимании вещей, а говорю об опыте жизни людей, опыте профессионализма, опыте взаимоотношений: личностных, семейных, общественных. Ну, как бы, о такой человеческой мудрости. Не мудрование, а мудрость! Господь же питает человека через какие-то обстоятельства, события, радости, скорби. Много говорится, что нашу общекультурную традицию нужно возрождать. Но для начала нужно рассмотреть какие были эти традиции, эти обычаи у народа.

- Да, но у нас культура тоже складывалась довольно неоднородно. Наши предки на Донбассе всего 300 лет назад «Дикое поле» стали обживать.

Историческая справка: «Территория нынешнего Донбасса, как и все южные просторы России и Украины, после татаро-монгольского нашествия длительное время оставалась незаселенной. Освоение «Дикого Поля» шло медленно, в борьбе с Крымским ханством. К середине ХVIII века в пределах нынешней Луганской области был заселен лишь левый берег Северского Донца. Осваивать территорию правого берега Донца, таившую несметные богатства, мешали частые набеги кочевников - крымских татар и ногайцев. В.И. Подов «Славяносербия», 1998 г. «Глобус».

«После воссоединения Малороссии с Россией под руководством Богдана Хмельницкого (1648 - 1654 годы) из-за ужасов войны в Дикое поле усилился приток запорожцев и беглых крестьян из-за Днепра и Дона. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство.» А.Ф. Горелик, Т.В. Вихров, К.И. Красильников «История родного края», 1995 Луганск.
- Вот и давайте рассмотрим формирование традиции народа, пришедшего обживать эти земли в XVIII веке. Кто съезжался сюда? Кто формировал нашу землю? Это, в первую очередь, Донские казаки, которые контролировали пограничные земли, принявшие на себя роль буфера между Царской Россией и «Диким полем». Это и Запорожские казаки, также участвующие в освоении земель Донбасса. Это и сербы, валахи и молдаване, призванные в середине XVIII века императрицей Елизаветой на защиту рубежей Царской империи. Это ссыльные люди из России, беглые крепостные крестьяне из Воронежа, Белгорода, центральной Украины, это мастеровые из Тулы, Москвы и так далее.

- В наш край с разных сторон съезжались люди самых разных национальностей. Интернациональный такой у нас Луганск. Из официальной истории нашего края мы знаем: «Войны, которые вела Российская империя с Турцией за выход к южным морям, привели к заселению Донбасса восточнославянским населением (крестьянами из центральной России, Правобережной Украины и Слобожанщины), а также выходцами с Балкан (сербами и валахами), христианским населением Крыма (греками и армянами).»

- Причем, модель общественного устроения этого приграничного района изначально строилась на принципах Православия. Основа, доминанта народа, была славянского происхождения, принявшего русскую культуру, как родную. Вот это и есть объединяющая все эти национальности традиция сформировавшегося здесь населения. За счет этой традиции мы должны понимать: кто наши предки и какова внутренняя сила нашего народа. Что привнесли в наш край люди, приехавшие с разных мест? Почему здесь сформировалось такое сообщество людей? Почему они мирно ужились именно здесь? Почему вместе соединились и объединились? Почему стали иметь единое такое внутреннее духовное поле?

- Да, здесь был пример единения народа разных национальностей. Верхушки русских казаков и сербские командование поначалу враждовали между собой, но низы - простые люди - благодаря взаимовыручке довольно быстро нашли общий язык, выживая в трудных условиях необжитой степи. В конце концов здесь очень даже гармонично все национальности вписались.

- Это же очень важно! Понимание этого формирует нашу современную самоидентичность. И эта идентичность не выражается в том, что мы должны закрыться от всего мира и сказать, что мы тут самые лучшие, а кто-то хуже нас. Мы должны найти свое место в большом спектре отношений между народами.

А после того, как на территории Донбасса были найдены крупные залежи угля, здесь начала выстраиваться культура уже крупного промышленного уклада. Мы можем здесь говорить уже о наших заводах. Под Лисичанском были найдены большие запасы каменного угля. «14 ноября 1795 года Екатерина II издала указ «Об устроении литейного завода в донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля». В соответствии с этим указом на земле крестьян села Верхнего (Третьей Роты), возле балки Лисьей был заложен рудник, положивший начало промышленной разработке каменного угля в Донбассе.»

А в названии города Рубежное явно слышится «на рубеже». Да - это приграничные территории, охраняющие границы Российской империи, но очень важно, что при этом складывался характер народа защитника, который защищает земли. Воин уживался с человеком труда, как с крестьянином, так и строителем, так и с рабочим промышленного производства, с шахтером, добывающим полезные ископаемые. Естественно, ведь здесь начала развиваться металлургия.

- Правительство Елизаветы привлекло сюда для поселения выходцев из балканских стран исключительно православного вероисповедания. Все выходцы из других религий были крещены в православную веру. Наряду с решением хозяйственных проблем, командиры славяносербских рот заботились и о нравственном воспитании поселян. Инструкцией предусматривалось в каждой слободе построить церковь и возле нее открыть школу. Это обстоятельство позволило зарождающемуся здесь православному обществу перескочить сразу несколько ступенек в своем культурном развитии.

- Этот пример того, как братья сербы на начальном этапе привнесли в наши края фактор просвещения. Нельзя было заниматься серьезным устроением общества без организации школьного процесса в традициях православной культуры. Это очень интересно! Окунувшись в традицию нашего края, мы можем сделать определенные выводы. Здесь нужно выстраивать четкие категории. Какой же народ был? А народ был собран со многих мест. И в этом народе, большую часть которого составляли русские люди, не было доминанты какой-либо национальности. Никто не был выше другого. Народ не делился по принципу национальной принадлежности.

- Доминантой, все же, были русские люди. Сербы были военачальники, их было не много. Малороссов, великороссов тогда тоже не делили на русских и украинцев, это все были русские люди.

- И все эти люди были охранниками земли русской. Другой момент, что здесь сразу бурно начала развиваться добыча полезных ископаемых, и все это происходило на фоне развития литейного производства. Но, не имея внутренней культуры, технического понимания, можно ли было так быстро создать здесь важный промышленный регион? Для этого нужен был целый пласт интеллигенции - технарей. Мы знаем, что сюда приезжали иностранцы. Их привлекало царское правительство для строительства заводов, других инженерных и архитектурных сооружений. Основателем Луганска, к примеру, был шотландец Карл Гаскойн.

«В 1790 ему поручено провести изучение залежей руд и каменного угля в районе Славяносербии. Гаскойн выполнил поручение и заверил правительство, что «найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». В 1795 году было решено построить Луганский литейный завод под начальством Гаскойна, и уже в 1796 году на Александровском заводе было приготовлено для этого до десяти тысяч пудов различных чугунных и железных деталей машин, и изделия отправлены зимой на место сухим путём. Строительство завода велось в течение десяти лет. Постепенно вокруг производства возник посёлок, получивший название Луганский завод в будущем выросший в Луганск.»

- Литейное производство сдоминировало, и Луганск смог развиться до крупного города. Шахты угольные были, но как соль ранее добывали, так и уголь бы добывали и вывозили для продажи. Для этого крупные населенные пункты не нужны. А то, что здесь по проектам и на деньги царского правительства строилось крупное производство - литейный завод для изготовления ядер для пушек, позволило привлечь большую рабочую силу. Люди приезжали, обустраивались, возводили дома, храмы, административные здания. Старый центр Луганска еще сохраняет архитектурные изыски, лепнину того времени, которые дают представление о культуре того созидательного времени.

- То есть, центральной властью России был дан толчок вложения инвестиций в этот регион. И эти инвестиции, в свою очередь, дали толчок развитию Екатеринославской губернии. То есть мы показываем фактор традиции, и как он благотворно влияет на развитие нашего региона. Мы видим этап становления Православия. Сюда стекались люди с разным менталитетом, но все они были готовы защищать Царскую Россию. Здесь создалась интернациональная, и все же, русская среда.

- Вольнолюбивые люди, кстати, сюда стекались. И Сербы были вольнолюбивые. Сюда приехали те, кто не захотел подчиняться интересам австрийской короны, отверг католизацию и «онемечивание» сербского населения. И Донские, и Запорожские казаки славились вольнолюбием, и крепостные крестьяне, которые бежали к ним от помещиков, тоже покорностью не отличались. И вот здесь, в условиях выживания в «Диком поле», их дух перемалывался. Остались свидетельства первых поселенцев сербов: они в ужасе были от этого голодного края. Первые годы они, в буквальном смысле, голодали.

- Но Господь для чего-то собирал вот такой разный народ на этой земле. Господь собрал тех людей, которые свободолюбивые, которые трудолюбивые, которые не делились по национальному признаку, а, добрососедствуя, перемешались и, в последствии, стали единым народом. То есть были найдены моменты соприкосновения, которые позволяли этому произойти. И это все строилось на фундаменте Православия. Вот и приходим к тому, что мы видим свою традицию, ряд людей, которые подняли наш край до уровня культурного, промышленного и угледобывающего региона. И при условии поддержки государственности на эту почву легли царские инвестиции. Это были большие вложенные деньги в развитие Екатеринославской губернии, и не просто в место добычи полезных ископаемых из недр, а еще и был включен фактор их переработки. Была выстроена уже технологическая производственная цепочка.

Сегодня мы говорили о том, как это все формировалось. И очень важно посмотреть на наше прошлое через настоящее. Что происходит с нами? Какие процессы в нас происходят? Сегодня, здесь и сейчас, мы опять, в геополитическом плане стали на рубеже. Мы не будем брать политические аспекты, я как священник не могу этого делать, но я могу говорить о положении Луганска. А он, как раз, и стал сейчас тем водоразделом, той точкой соприкосновения двух цивилизаций: русской и западной. Этот рубеж может и отодвигаться в географическом плане, но вот сегодня, как и 300 лет назад, мы стали на рубеже. Почему? Потому что Украину сейчас пленяет именно западная цивилизация.

- Мне кажется, Украина еще не полностью ушла в западную цивилизацию, а только потянулась к ней. Но вы правы в том, что она совершенно бездумно позволила себя пленить.

- Тем не менее, она уже находится в зоне западных ценностей. А мы стали вот на этом рубеже.

- Мы просто остались там, где были.

- Да, но мы тоже находились в зоне западного влияния, когда были в Украине. А вот в 2014 году мы сказали «нет» этому плену и вернулись туда, где были ранее. В результате, мы, как уже было сказано, стали на рубеже, на разломе этих двух огромных «тектонических плит», в зоне столкновения двух мощных сил: западного и русского цивилизационных мировоззрений. Это первое. А второе: что питает нас сегодня? Тот уголь? Да, одним из важных источников нашего выживания является уголь. То, что было вложено в наши традиции на заре становления нашего края, то и сейчас с нами. Это все тот же тяжелый шахтерский труд со своими династиями, это и металлургические предприятия со своими героями. Сначала расцвет тех горняцких поселков, затем превращение их в ПГТ, в города, которые сегодня находятся в непростом положении и ждут нового импульса к развитию. И мы, слава Богу, сегодня опять возвращаемся к важности угольной промышленности. Это наш хлеб, мы воистину называем уголь нашим черным золотом, потому что он дает нам возможность выжить.

Вот смотрите: граница, уголь и - второй момент - невосприятие доминанты кого-то над кем-то. Сегодня в нашем ментальном восприятии мы не оцениваем человека по национальному признаку, как не оценивали ранее.

- В противовес Украине, которая как раз как раз взращивает украинскую нацию, забыв, что они тоже русские люди.

- Я не хочу никому противовес выстраивать. Я рассуждаю о своей земле, а кто найдет какой противовес, это уже их дело. Я хочу поразмышлять о нашей традиции и о том, что выходит здесь и сейчас, о своей земле, на которой мы живем, о ее фундаменте - православной вере.

Мы опять находимся на линии культурно-цивилизационного разлома. Он уже произошел, видны четкие его границы. При этом, находясь на этом рубеже, нас Господь питает через черное золото - уголь, и в нашей среде обитания у нас нет национальных внутренних разделенностей. Потому что мы сложились, как многонациональный народ на фундаменте русской культуры и православной веры. Для нас нет проблемы в поиске национальности внутри нас. В нашем внутреннем восприятии, так сказать, есть стремление широты. Вот как наше поле. Речь идет о широте нашего восприятия. Это помогает нам выживать сегодня, здесь, в своей малости и ограниченности наших территорий. Мы в широте своей смотрим на этот вопрос, а в малости выживаем. Мы не заоблачные мечтатели, мы не те люди, которые что-то там придумали себе, нет, в нашем сознании встал вопрос такой, можно сказать, духовного православного глобального восприятия. Апостол Павел в послании к Колоссянам писал: "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (3: 8-11).

То есть в мире Нового Завета нет и не должно быть национальной приоритетности, всей этой узколобости, мы все на земле братья во Христе. И наш Глава - это Христос! А какой ты национальности - это нужно помнить, но это не самое главное! Главное - это важность твоего духовного пути, твоего жизненного устоя, твоего отношения к близким, твоего отношения к окружающему миру, твоего отношения к природе, твоего отношения к своему делу. То есть, начиная делать экскурс, мы говорим уже о настоящем. И теперь мы заглядываем в будущее. Что возможно для нас в дальнейшем? Мы народ, мы являемся на этом переломе, как связующее в будущем звено - важный мостик примирения братьев. Потому что мы, к сожалению, в трагедию разделения вступили самые первые.

- Мы стали первой жертвой этого непримирения и мы же будем теми, кто примирит разделенный народ?

- Если мы свое Евангельское восприятие вкладываем в наше будущее, то да, мы стали теми людьми, которые стали сопричастны трагедии гражданского противостояния и, имея этот внутренний опыт, может быть, он нам позволит в будущем остановить это обоюдное разрушение. Мы познали горечь страданий, и мы намного острее понимаем все это, чем люди, которые живут в мирном состоянии на той или на другой стороне: на стороне русской цивилизации и на стороне западной цивилизации. Почему? Потому что мы находимся в этом котле. И очень важно понимать, что инновационность, все то новое, спасительное, рождается именно здесь.

«Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), приставка «in» переводится как «в направление», если переводить дословно - «в направлении изменений». Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности.»

Рано или поздно войны заканчиваются. Придет время, когда мы выполним заповеданное Христом в Нагорной проповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. (Мф. 5:9).»

Нам нужно так выстроить систему нашего направления, чтобы водворился мир в благе, а благ только Господь. Не просто мир, а восприятие того, что самая большая проблема всех нас - это отход от Христа. Война и вся эта конфликтная ситуация - это что? Господь дает нам всем время осознать: гонения на Православие прекратились, да, но не произошло всенародного понимания, что возрождение Православия и залог нашей крепости - это единство всего нашего народа. Нам был дан шанс, который был упущен на этом историческом этапе. Нельзя одновременно служить Богу и Мамоне. Должно происходить смещение или к свету, или к тьме. Понимаете?

И когда мы сегодня пришли к той точке кипения, когда происходят все эти военные действия, то глубинная проблематика заключается в том, что мы не пришли, не осознали то время возможностей, которое дало нам уникальный шанс вернуться к своим традициям на основе именно инноваций.

Для нас же это все ново! Для наших поколений, проживающих без Христа, это все ново.

- То есть, забытая традиция для нас стала чем-то новым, той самой инновацией?

- Да, для современного человека традиция стала инновацией. В принципе, мы не приняли ту возможность, которую нам дал Господь: через традицию человеку XXI века эту возможность применить здесь и сейчас. Мы отложили свое благо-получие в какой-то долгий ящик. Мы говорили, что это не самое главное и приоритетное, потеряв возможность через призму традиции создать для нас инновацию. А инновация сегодняшнего - это православный человек XXI века, воспитанный на основе традиции в условиях бурного развития всего нового, новых инновационных вызовов, куда мы все идем.

Что главное происходит сегодня? Понимая прошлое, осознавая, изучая его, стремясь вырабатывать свое будущее, мы соединяем прошлое и будущее в настоящем, и этим начинаем жить. То есть мы должны на основании прошлого, взяв всю его силу, все его соки, привести в настоящее, и дать толчок будущему. И то, что мы сформируем, должны через призму нашей жизни пронести и открыть для себя будущее, и это будущее и прошлое соединить в настоящем.

- То есть, мы должны взять то лучшее, созидательное, что было в прошлом, пронести это по краю пропасти, в которую мы чуть не угодили, и вновь пойти по пути развития и созидания в открытое Богом будущее?

- Прошлое - это наш фундамент, настоящее - это стены, будущее - это наша крыша. А все вместе - это наш дом. Мы берем силу нашего генетического духовного кода, силу нашего восприятия прошлого, и, изучая его, приводя в сегодняшнее историческое время, мы должны осознать через призму нашего прошлого, какое дальнейшее наше будущее. Оно же не будет с луны прилетать к нам. И потому мы анализируем сравнительные вещи, показываем, как развивалась наша Луганщина. Мы показали, что пришли на круги своя в настоящем. Теперь мы спрашиваем: а что впереди нас ждет? Мы же не можем предсказывать будущее.

- Но мы заглядываем в будущее, чтобы понять какова наша цель. Без поставленной цели, не будет дороги, не будет никакого действия в этом направлении.

- Да, но цель должна строится не вырванной из контекста, непонятно откуда, а на основе кропотливого изучения, перед Богом! жизненного пути нашего народа.

- Все в нашей православной культуре заложено?

- Да, все в нашей православной культуре, которая формировалась на нашей земле. То есть инновация для нас сегодня - это когда мы на основе традиции выстраиваем новый духовный продукт, но ничего не придумывая при этом, а на основе своих корней. Вот как дерево растет? Наши традиции - это наши корни. Наша реальная жизнь - это наш ствол. Но нам нужны на нашем дереве яблоки - плоды. «По плодам их узнаете их. (Мф. 5:16).»

А чтобы возродить корни, нужно же понять какие это корни и как их лечить, как их оберегать, как их питать, тогда появится и ствол. Важность заключается в том, что сильные корни дают сильный ствол и здоровые плоды. А вот плоды - это уже инновация, это новое. Вот мы, народ сегодня, мы - ствол. Мы - древо жизни. Корни есть? Есть. А знаем мы что-либо о них? Порой, нет. Мы знаем, как защитить, как сохранить их должны? Нет. А как брать силы от этих корней мы знаем?

Инновация восприятия. Но любая инновация основывается на том, что уже давно придумано, давно сделано. Она только приспосабливается к сегодняшнему темпу жизни, к сегодняшним уровню развития. Она заключается в том, что мы можем жить созидательно тогда, когда мы примем послание наших предков. Это фундамент нашей православной христианской ментальности, нашего мировоззрения, культуры нашей, на которой можно строить именно инновационные темы нашей жизни, наших отношений. Как человек 21 века может в наших условиях выжить, и еще приумножить добродетель? Вот в чем смысл. Это важно брать из глубин нашего исторического экскурса, приводя к сегодняшней геополитической карте. Нам важно жить дальше, нам нужно заглядывать в будущее, чтобы понять, как будет мир выстраиваться, к какому миру мы придем? Все говорят: война, война, война. Да, факт - война. Но мы сегодня уже должны видеть, как мы будем выстраивать мир. И это самое сложное.

- Примирить непримиримое?

- Не то, что примирить, а многое нужно выстроить. То, что разделяет - это и есть состояние, где нет Христа. Где убивают, где гибнут люди, где разрушается инфраструктура, там нет Христа. Сегодня в нашем гражданском обществе глубокий кризис. И те, кто примут свои собственные корни, примут слово о Вечности через призму вечных ценностей - Христа, у тех есть шанс стать народом-миротворцем. Это те люди, которые готовы идти, пусть это будет долгий путь, но к тому, чтобы остановилась эта война.

- Иначе не выживем? Это идея выстраданная?

- Идея миротворчества - это идея спасения в условиях войны при сегодняшний обстоятельствах. Через труд, через молитвы, через общение, через диалог, мы должны призвать общество, чтобы оно не разговаривало пушками, а разговаривало интеллектом, человеческими словами. Мы должны призвать не к обмену пушечных выстрелов, а призвать людей к обмену мнениями, к общению. А для этого должны быть внутренние силы. Для этого нужно понимать, что мы хотим строить. Война - это путь в никуда в любом случае. Война - это тупик. Война - это безумие. И этот процесс нужно менять. Процесс самой войны, как явление, он является антихристианским. И здесь нужно искать уже те инновации будущности. А как мы будем выстраивать этот мир? Да, на основах своих (у каждого свой) мировоззренческих взглядов. Но, тем не менее, мы все равно должны находить эти механизмы. Мы должны учиться мирно сосуществовать, даже оставшись на своих мировоззренческих позициях. Мы должны идти к Истине через призму Библии, через призму Заповедей Божиих, которые нам оставил Господь на земле.

Беседовала Светлана ТИШКИНА

Светлана Тишкина

Писатель, поэт, драматург, журналист.

Председатель Православного литературного объединения "Свете Тихий".
Член Межрегионального союза писателей, МСПС (МСП) и СП ЛНР.

Родилась 15.02.1963 г. в г. Энгельс Ростовской области в семье военного. С 1975 года проживает в г. Луганске.

Корреспондент газет «Православие Луганщины» и «XXI век» в ЛНР.

Издано: два поэтических сборника «Народом можно пренебречь?» и «Как начинается весна?», роман «Ольга», повесть для семейного чтения «МИРАЖИ на дорогах + детские ШАЛОСТИ», исторически-публицистическая книга «Тайны Александровска». Ее стихи можно встретить во многих коллективных сборниках и альманахах.

В творческом багаже имеются: роман «Красноречивое молчание», пьеса о В.И. Дале «Напутное на все времена», пьеса в стихах «Совесть нашего времени», повесть о детях войны «Гутенька», поэтические сборники «До и после», «Рождение Новороссии» и многое другое.

http://pravlitlug.ru/index.php/publitsistika1/item/3662-vazhno-traditsii-i-innovatsii-pravoslavnoj-very-dukhovnaya-beseda-s-protoiereem-aleksandrom-ponomarevym

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Тишкина
Подлинное искусство всегда религиозно
Интервью с доктором философских наук, членом Союза писателей России, религиоведом Виталием Юрьевичем Даренским.
28.02.2023
В Луганске
По следам древнего раскола
25.12.2022
«Руки прочь от знамени Отцов!..»
О новой серии книг поэзии и прозы Издательского дома Академии имени Н.Е. Жуковского о Специальной Вербальной Операции «КУЛЬТУРА СПАСЁТ МИР»
08.08.2022
В единстве духа наша сила, молись, чтоб Русь объединилась...
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
24.04.2017
Все статьи Светлана Тишкина
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30