О том, как блаженная Алипия три года спасалась в дупле старой липы

К 28-летию со дня праведной кончины Христа ради юродивой монахини Алипии (Авдеевой +30.10.1988)

0
916
Время на чтение 5 минут

О ней написаны книги, стихи и песни, акафисты и молитвы, сняты фильмы. Сайт, посвященный святой подвижнице, посетило более двух миллионов человек. Сотни свидетельств чудесной помощи матушки Алипии при жизни, а ещё более - после праведной кончины собраны в несколько томов, изданных ее духовными чадами и почитателями.

Один из них - недавно почивший в Почаеве бывший настоятель Демиевской Вознесенской церкви протоиерей Мефодий Финкевич (+24.05.2016), знавший Матушку при жизни, наблюдавший ее молитвенный подвиг и чудеса прозорливости. Он рассказывал автору этих строк, что каждый день обращался к блаженной даже в мелких бытовых вопросах. «Например, - вспоминал старец уже в стенах Почаевской Лавры при нашем последнем свидании, - у меня сломалась стиральная машина. А жил я один в квартире в Киеве. Вот и обратился я к Матушке, мол, вот стиралка сломалась, помоги! И что вы думаете? Включил еще раз, и мотор завелся, машина стала стирать белье...»

Охватить жизнь и подвиги блаженной Алипии в одной публикации невозможно. Мы коснемся лишь периода начального монашеского подвига Агафьи Авдеевой, сразу после пострига в Киево-Печерской Лавре в конце 1940-х.

«Липа в липе»

Так говорили о ней прихожане Киево-Печерской Лавры, указывая на молодую опрятную странницу, простоволосую, со сплетенной в «корзинку» каштановой косой: «Алипия - Липа». Она стояла, как свеча, на службе с небольшой котомкой, в которую складывала подаваемые ей наместником обители архимандритом Кронидом - ее духовником - сухари. Батюшке открыты были дарования молодой подвижницы, а возможно, и ее дальнейший духовный путь юродства и чудотворений, и он благословляет Алипию на необычное послушание - столпничество в дупле огромной липы в овраге за колодцем прп. Феодосия Печерского. Одновременно он постригает ее в мантию. Преподобный Серафим Саровский стоял на камне три года с молитвой Иисусовой. Блаженная Алипия провела в дупле дерева, где можно было лишь стоять согнувшись или на коленях, также три года. Когда зимой вьюга заметала дорожки и снежный покров становился выше и выше, так, что подвижница оказывалась в снежном плену и не могла подняться в Лавру к Божественной службе, о. Кронид сам приходил к дереву с молитвой и вопрошал Алипию: «Ну, что ты там, не замерзла?» «Вашими молитвами, батюшка», - отвечала та. Старец передавал ей сухари и без всяких сантиментов, но с любовью произносил: «Спасайся, дочка» - и уходил восвояси.

Наступала ночь, сияли звезды, на небо восходила белая луна и заливала божественным светом древнюю Лавру, застывший подо льдом седой Днепр, служивший некогда купелью крещения киевлян времен князя Владимира. Его силуэт на Владимирской горке не был виден, но Матушка знала, что и великий князь невидимо присутствует и здесь, в святой обители, и молится о древнем граде своем и всей земле Русской, погрязшей в тине безбожия и атеизма. О чем думала она, о чем молилась? Может быть, вспоминала свое далекое детство и страшную трагедию в селе Вышелей Городищенского уезда Пензенской губернии - ее благочестивые родители за веру были расстреляны. После этого началась ее многострадальная скитальческая жизнь, сопровождавшаяся тяжелым трудом, преследованиями и нищетой. «Жила тем, что Бог пошлет, ночевала под открытым небом; часто нанималась на поденную работу, чтобы иметь кусок хлеба и крышу над головой. Пережила гонения и тюрьму, военное лихолетье и преследования властей» (Житие блаженной Алипии).

По воспоминаниям современниц Матушки, видевших ее в тот лаврский период, у нее был «необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд, который делал ее молодой, преображая до девочки-подростка». «Я, тогда еще совсем ребенок, видела необычайную простоту, доступность, душевную теплоту Липы. Она всех любила, жалела, ни на кого не обижалась, хотя ее многие обижали своим непониманием того тяжкого креста, который она взяла на свои хрупкие плечи.

По внешнему виду она походила на странниц, которых в первые послевоенные годы в Киево-Печерской Лавре было очень много. Одетая просто и скромно, она была всегда аккуратной, чистой. От нее не исходило никакого неприятного запаха, какой бывает обычно от людей странствующих, ночующих на вокзалах, долго не моющихся. Для меня до сих пор остается загадкой: как Липе удавалось сохранять свою внешнюю чистоту, красоту и привлекательность, не имея крыши над головой. В ней не было ничего отталкивающего. Три года проводя ночи в дупле большого дерева, не имея пищи, она никогда не роптала, не просила милостыни, питаясь тем, что люди сами ей давали, и часто оставаясь без пищи.

Однажды мы с мамой увидели, как она стирала свое белье прямо в реке, где-то его высушивала и снова надевала на себя. И что удивительно, оно не было мятым, заношенным или порванным. Вещей никаких не имела, кроме небольшой котомки, которую всегда носила с собой» (1).

Могилка на Лесном кладбище, Голосеево

Автору этих строк довелось узнать о блаженной Алипии в начале 1990-х, побывать на ее могилке на Лесном кладбище на 8-м участке, где захоронены насельницы Флоровского монастыря. О житии Матушки мне ничего не было известно, но приведшие туда монахини рассказали, что она вела подвижническую жизнь, была юродивой, всю жизнь помогала людям. А накануне Чернобыльской катастрофы пешком обошла Киев с молитвой. И что у нее можно просить о помощи не только в духовных, но и простых житейских вопросах. Я не знал, о чем просить. На киностудии «Научфильм» лежал мой сценарий об одном известном киевском священнике, ныне почившем, но тогда еще живом. Сценарий долго не принимали в работу. И каково было мое удивление, когда буквально через день позвонил редактор и сообщил, что сценарий принят. Вскоре вышел и фильм «Священник отец Михаил». Это был первый эпизод, свидетельствующий мне, грешному, о том, что «дивен Бог во святых Своих» (Прокимен, гл. 4).

Прошло еще время, и мощи блаженной Алипии были перенесены в Голосеевскую Свято-Покровскую пустынь - место подвигов Матушки Алипии. Ее наместник архимандрит Исаакий, обретавший мощи блаженной по благословению светлой памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана) рассказывал о той пасхальной радости, которая сопровождала участвовавших в перенесении святых останков.

И еще один удивительный факт, которым мы завершим наше скромное повествование. Решением последнего Синода УПЦ, состоявшегося 18 октября с. г., за 12 дней до дня памяти блаженной Христа ради юродивой монахини Алипии, «архимандриту Исаакию (Андронику), наместнику мужского монастыря "Свято-Покровская Голосеевская пустыньˮ быть епископом Ворзельським, викарием Киевской Митрополии».

Моли Бога о нас, Матушка Алипия!

Сергей Герук

Примечания:

1) Из воспоминаний Инны Александровны. - Эл. ресурс: http://www.alipiya.com.ua/

http://pravlife.org/content/o-tom-kak-blazhennaya-alipiya-tri-goda-spasalas-v-duple-staroy-lipy

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24