«Выйдите из среды их и отделитесь», или Имеет ли христианин право на ненависть

Проповедь на апостольское чтение семнадцатой Недели по Пятидесятнице

0
390
Время на чтение 4 минуты

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали такие слова: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 6:16-7:1).

Апостол Павел пересказывает одну из ветхозаветных формулировок завета Бога с людьми. Завет (договор) всегда предполагает взаимообязательство двух сторон. В данном случае нечто обещает Бог, и определенные обязанности принимает человек. Господь говорит: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом... И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями». Что же народ должен сделать для этого? Ему следует исполнить все заповеданное Богом. Из многих заповедей Павел выбирает следующую: «...Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому». Напомнив такие строки, Павел объясняет духовно-нравственный смысл Божьего повеления: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».

Укажем на очень важный момент. Как видим, для апостола Павла, христианина, ветхозаветные заповеди сохраняют свою актуальность. Однако апостол толкует их в нравственном ключе: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Нужно понимать, братья и сестры, что Ветхий Завет содержит в себе и вечное, и преходящее. Например, в нем мы находим обрядовый закон, так называемые 613 мицвот (заповедей), о которых сам Павел сказал: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), т. е. приход Спасителя обозначил завершение эпохи ветхозаветной обрядовости. Но в первой части Библии начертан также закон духовно-нравственный, выраженный прежде всего в Декалоге - и его никто не отменял. Христос преобразил древние заповеди, свел их внутрь человеческого сердца, соединил с ними наш ум и чувства. В таком углубленном, преображенном виде они обязательны для нас.

Еще заметим немаловажную вещь. Павел вспоминает заповедь, в которой ясно слышится мотив отделения: «...Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому». Тема отделения святого от грешного, света от тьмы, праведности от беззакония часто звучит на страницах Священного Писания. Эта мысль актуальна и сейчас. Как часто нас пытаются соблазнить идеей единства! Да, человек есть существо социальное и, естественно, стремится к единению с другими - но ведь единство бывает разное. Существует неугодное Богу единство - например, солидарность строителей Вавилонской башни. Антихрист ведь тоже некогда построит монолитное всемирное единство во имя свое. Нам же подарен Божий проект всемирного единства - Церковь, которая объединяет людей вокруг Чаши и Писания, собирает их в духе истины и любви. Таково Божье единство, к которому Бог призывает всех. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21), - просит Христос Бога-Отца в Своей Первосвященнической молитве.

Смысл единения людей в христианской Церкви хорошо раскрывается в кондаке Пятидесятницы: «Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа». Перевести песнопение можно приблизительно так: «когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; / когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа».

Разделение народов Господь устроил в свое время для того, чтоб появилась возможность для некоторого карантина: развращенный народ, отделенный от других, не может легко «заразить» их грехом. Преодоление же вынужденного разделения осуществляется в новозаветной Церкви. Но и будучи церковными людьми, мы призваны хранить заповеди Божии как о единстве, угодном Ему, так и о разделении, к которому нас призывает Писание.

Поэтому, братья и сестры, стремясь к церковному единству во Христе, отделимся от всего антихристового и будем ненавидеть все то, что Бог ненавидит. Бог ненавидит грех, всякую нечистоту, ложь - и мы будем ненавидеть. Например, в Апокалипсисе Христос говорит Эфесской церкви: «То в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2:6). Оказывается, Бог может ненавидеть и Ему угодно, если мы ненавидим то же, что и Он.

Например, мы должны жалеть бедного грешника - ибо и сами грешники, но при этом ненавидеть грех. Впрочем, жалеть - не значит позволять ему творить что хочет и проповедовать грех как норму. Нет, как раз этому мы можем и должны противиться. Мы никогда не признаем, например, аборт нормой, как не признаем содомию «врожденной наклонностью». Но человека, который кается в этих нравственных преступлениях, мы примем, потому что и сами есть кающиеся грешники. Христианство никогда не признает грех естественным свойством человеческой природы, но будет ненавидеть грех. Ненависть ко греху прямо пропорциональна любви к Богу. Любишь Бога - значит ненавидишь грех. В данном случае не надо бояться слова «ненависть». Ненавидящий брата своего есть человекоубийца, да. Но ненавидящий грех - это святой человек.

Поэтому будем, братья и сестры, внимательны в нашей повседневной жизни, чтоб не стать человекоугодниками и богопротивниками, прельстившись двойственной идеей объединения. «...Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому», - повелевает нам сегодня апостол. Пусть мотив отделения от греха исполняется в нашей жизни так же явно, как и заповедь о единстве. Только надо чувствовать и понимать, с чем и с кем нам по пути, а что мы должны ненавидеть и от чего должны отделяться, по заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Аминь.

Сергей Комаров

http://pravlife.org/content/vyydite-iz-sredy-ih-i-otdelites-ili-imeet-li-hristianin-pravo-na-nenavist
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Комаров
Все статьи Сергей Комаров
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24