«Русская тишина» художника Ильи Яценко

Новости Москвы 
0
444
Время на чтение 11 минут

Выставка художественных образов Оптиной пустыни в Музейно-краеведческом центре г. Козельска

«О красота моя Оптинская! О мир, о тишина, о безмятежие и непреходящая слава Духа Божия!.. О благословенная Оптина!» - более ста лет назад на брегах Божией реки молитвенно восклицал выдающийся русский мыслитель Сергей Александрович Нилус. Каждое светило светит своим особенным светом, и солнце отличается от луны, а луна от звезд. Так и у каждой святой обители - свой неповторимый и только ей присущий дух. Да, воистину Оптина есть тишина благодатного созерцания и полнота кротости. Оптина - бесстрастный мир молитвенного безмолвия и сокровенная келия для умного сердца. Какое дивное слово для описания духа святой обители нашел Сергей Александрович: "безмятежие"... Какое "Божие" слово и насколько в точности оно "оптинское"! Святой праведный Иоанн Кронштадтский, великий заступник Земли Русской, говорил, что удостоившиеся дара молитвы в своем подвиге представляются как внимающие внутреннему их Посетителю - Господу; они улыбаются от сладости и неги и самим своим существом внушают пренебесный покой миру. Да, таковы оптинские старцы! В точности таковы. Целые сто лет дивный ангельский сонм огненным столпом непрестанной молитвы простирался от земли и до самого неба. Сто лет боговдохновенной тишины молитвенного послушания Богу - такого не знал даже Афон!

Ни с чем не сравнимый сладкий оптинский дух различали многие, называя обитель "земным раем": "Благословенная Оптина пустынь, - писал святитель Игнатий (Брянчанинов), - приглянулась мне... вдохновленною тишиною". "Ношу в душе образ вашей мирной обители", - делился с братией Преосвященный Евсевий, епископ Винницкий. "Оптина поражала своей внутренней тишиной...", - замечал выдающийся отечественный мыслитель Константин Леонтьев. "Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества, главный из которых - старчество", - писал буквально влюбленный в Оптину Иван Концевич.

Воистину, старчество есть сама соль оптинская, высочайшее достижение жизни Церкви, цвет и венец ее духовного подвига. Оптина пустынь стала главным центром, средоточием традиции так называемого исихазма (греч. "молчание", "безмолвие"), в основе которого лежит подвиг "умного делания", основоположниками которого в аскетической традиции считаются древние египетские пустынники. Цель подвига заключалась в достижении совершенного внутреннего безмолвия, при котором оказывалась единственно возможной умно-сердечная молитва - венец и полнота подлинного богообщения».

Таким «словесным этюдом» откроется выставка живописи «Русская тишина» талантливого художника Ильи Яценко, которая с 26 ноября по 23 декабря пройдет в Козельском Музейно-краеведческом центре «Дом Цыплаковых» (ул. Большая Советская, 75).

* * *

Накануне открытия выставки меня пригласили в гости. Большая, дружная семья художника живет в самом городе Козельске: деревенский уютный дом на окраине, с виду самый обыкновенный, но внутри - это дивный мир творчества, фантазий, детского смеха и живописи. Иконы, картины, наброски, зарисовки - здесь рисуют все, от мала до велика. Супруга Ильи Вячеславовича Наталья тоже художница: они очень часто работают в паре и составляют гармоничный дуэт. Меня проводят по комнатам, показывают живопись. Хоть за окном пасмурно, но в комнатах светло - это «светятся» картины: Оптина, Клыково, знакомые храмы, козельские церкви, интерьеры, бескрайние калужские дали. Я не считаю себя знатоком живописи, но первое, что увидела, - это творческая индивидуальность художника, его личное переживание, одухотворенность и зрелость творческого процесса, а еще... что это художник, который молится. Пастельные тона, ненавязчивость, гармония - во всем прослеживается некий аскетизм и принцип живописи, который я бы назвала в духе старческой традиции «срединным», «царским» путем, но только в искусстве. А еще Илья Яценко - удивительно оптинский художник, живопись которого сорастворена духу дивного оптинского «безмятежия».

* * *

Илья Вячеславович, расскажите о Ваших «университетах»? Как Вы стали художником?

Это была моя детская мечта, я всегда знал, что буду художником, и шел к этому, причем в роду у нас никто не писал. Подростком я приехал в Москву и поступил сразу в пятый класс МСХШ, школы в системе Академии художеств, где проучился до 18 лет, потом продолжил обучение в институте им. В.И. Сурикова в мастерской Вячеслава Николаевича Забелина. Живопись мастера была посвящена провинциальной России, чаще всего любимому Ростову Великому, интерьерам его древних храмов, стареньким улочкам и слободкам, природе средней полосы. Эту свою любовь к провинциальной России он старался передавать своим ученикам. Вячеслав Забелин учил нас искать интимные мотивы, позволявшие неброским и обыденным сюжетам пробуждать в зрителе душевную отзывчивость. Мастер никогда не стремился подавить индивидуальность в студенте. Мы все работали в реалистической манере, но все были очень разные. Главным критерием Забелина было чувство такта: ему было важно, чтобы живопись становилась именно искусством.

Я очень благодарен своим учителям, в частности Николаю Илларионовичу Козлову, блестящему учителю по рисунку и очень тонкой души человеку; Николаю Николаевичу Третьякову, искусствоведу, который был рецензентом моей дипломной работы. Авторству Николая Николаевича принадлежит замечательная книга «Образ в искусстве», которую по благословению оптинских отцов в 2001 году он издал в Оптиной пустыне.

Ваша живопись связана с православной Россией. Как Вы пришли к вере?

В детстве, когда я уже мечтал стать художником, у меня почему-то было устойчивое убеждение, что все художники - верующие, христиане. Живя в Москве, я часто бродил по старому городу, любил гулять по Замоскворечью. И вот однажды попал в храм Свт. Николая в Кузнецкой слободе, на западной стене которого находились большие живописные полотна, - они меня тогда очень впечатлили. Я стал приходить туда чаще, беседовал с настоятелем отцом Владимиром Воробьевым. Вскорости крестился, на тот момент мне было 14 лет - вдохновенная пора юности; помню, как писал Успенский собор Московского кремля, интерьеры, - душа трепетала от соприкосновения с великим... Трогательные воспоминания!..

Потом было событие, которое очень сильно повлияло на мою религиозность. 19 февраля 1992 года в Донском монастыре были обретены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Я присутствовал при перенесении мощей и находился под большим впечатлением. Совсем недавно рухнул Советский Союз, вокруг неустроенность, разруха, выживание - и вдруг такое событие! Пришло очень много людей, и было чувство, что мы находимся в преддверии чего-то большого и настоящего; это ощущали все присутствующие - Россия возвращалась на круги своя.

А в 1996 году привезли мощи для поклонения - святую главу целителя Пантелеимона: люди стояли по 20 часов. Тогда это была очень необычно. Мы поклонились мощам великомученика, и в этом же году я начал разрабатывать сюжет своей дипломной работы «За исцелением» («Поклонение святым мощам великомученика и целителя Пантелеимона»), над которой работал три года.

Что же вас привело в Оптину? Как из москвичей вы превратились в козельчан?

Мы с супругой всегда мечтали жить за городом. Долго искали место, где могли бы чувствовать себя хорошо. Наш духовный отец в Москве, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков часто посылал своих духовных чад к схиархмандриту Илию (Ноздрину) за советом. Мы ездилив Оптину как паломники. И вот в очередной приезд в монастырь, уже изрядно устав от поисков «своего места», стоя на Литургии, мы с Натальей одновременно подумали: «А хорошо было бы жить именно здесь, где-то неподалеку от этой дивной обители». И только через какое-то время открылось, что у нас обоих возникло тогда такое желание. Мы сказали о своих мыслях отцу Александру, и он с радостью нас благословил. В 2010 году мы переехали в Козельск.


Как возникла идея писать цикл картин, посвященный скиту? Ведь туда вообще мало кого пускают.

Скит - сердце Оптиной пустыни, и, поселившись вблизи монастыря, возникло большое желание писать именно его. Бог услышал мои молитвы и меня допустили до «святая святых». До меня в 90-е здесь писали такие талантливые русские художники, как Илья Каверзнев, Егор Зайцев, Андрей Герасимов. Большая честь оказаться в числе тех, кому было дозволено, хоть я и понимаю, что недостоин.

Что Вы сумели вынести для себя, какую духовную пользу получили? Это ведь, в первую очередь, духовный труд...

Безусловно. Вы знаете, мне трудно словами ответить на этот вопрос. Но мне кажется, я попытался ответить на него своей живописью. Это незабываемые месяцы в моей жизни. Я молился, думал о вечном, бывал на скитских службах.

Отцы помогали советом, молитвой?

Без них и кисть бы не двинулась. Они очень прониклись этой работой. С любовью деликатно что-то советовали или, проходя мимо, благословляли. А то, что унывать не давали, так это точно! Иду я как-то раз со всем своим «художественным багажом» по дорожке в скит, а мне навстречу отец Серафим с отцом Никоном - улыбаются, а отец Серафим показывает на меня и говорит: «Это наш певец скита идет!» Сколько любви в нем! Ну как после такого не вдохновиться? Кисть сама собой и пишет! В итоге написали с отцами 12 работ.

Ваша выставка в Козельске - это большое региональное событие; такие мероприятия тут, к сожалению, редкость. Должно быть, на открытии будет много гостей?

Очень надеемся, что приедут самые близкие и самые дорогие люди. Мы пригласили московских друзей, педагогов и художников, калужских художников и друзей из Козельска. Будет хороший повод встретиться, обсудить живопись.

Сами виновники выставки будут?

Кого Вы имеете в виду?

Отцов Оптиной пустыни, разумеется, - наших молитвенников и вдохновителей.

Конечно, мы пригласили дорогих батюшек!

Какие планы на будущее? Ведь Оптина своих не отпускает...

Вот это очень точно! Ну, для начала нужно открыть эту выставку, а вообще хотелось бы написать интерьеры скитских и монастырских храмов.

Помощи Божией Вам. И до встречи на открытии!


Краткая справка

Яценко Илья Вячеславович

Родился в 1975 году в Зеленограде.

В 1990-93 гг. учился в МСХШ им. Н.В. Томского при МГХИ им. В.И. Сурикова.

В 1993-99 гг. учился в МГАХИ им. В.И. Сурикова, мастерская В.Н. Забелина.

В 1992-93 гг. - стипендиат гуманитарного фонда «Знание» им. Н.И. Вавилова.

1996 г. - стажировался в Штутгартской академии художеств.

1997, 1998 гг. - дважды стипендиат Президента Российской Федерации.

2000 г. - стипендиат Министерства культуры Российской Федерации.

С 1999 г. - член Московского Союза художников.

2002 г. - получил диплом Союза художников России.

С 2007 г. - член Союза художников России.

С 1994 г. - активный участник Московских, Российских и международных выставок.

1994 г. - участник выставки дипломников МСХШ в ЦДРИ (Москва).

2001 г. - участник Всероссийской молодежной выставки в ЦДХ (Москва).

2003 г. - участник выстави в Выставочном зале «Зеленоград».

2006 г. - участник выставки в «Lazare Gallery» совместно с Н. Козловым и Д. Уэрдманом (США).

2009 г. - персональная выставка «Православная Россия» совместно с женой Н.Ф. Братерской, государственный выставочный зал «Замоскворечье» (Москва).

2009 г. - персональная выставка в префектуре зеленоградского округа города Москвы.

2008-2012 гг. - участник ежегодных выставок товарищества «Москворечье» в Государственном центральном музее современной истории России (Москва).

2011 г. - участник выставки товарищества «Москворечье» в ЦДХ (Москва).

2011-2012 гг. - участник выставки «Enchanted by Georgia», Georgian National Museum (Грузия), совместно с Д. Уэрдманом и И. Кугачом.

2012 г. - участник выставки «Мир вокруг нас», Музейное объединение РОСИЗО (Москва).

С 2012 г. - совместно с Н. Братерской начинает писать иконы.

2013 г. - участник выставки товарищества «Москворечье» в ЦДХ (Москва).

2013 г. - участник выставки четырех художников Подмосковья в Музейном объединение РОСИЗО (Москва).

2014 г. - участник выставки «Ю.П. Кугач и ученики» в Российской академии художеств (Москва).

2014-2015 гг. - участник выставки «Captivated by pleinair Lazare Gallery» (США), совместно с Д. Уэрдманом и И. Кугачом.

2014 г. - участник выставки «Большая интернациональная выставка» (г. Линьи, Китай).

2014 г. - участник выставки «Мастера русской живописи» (г. Нинбо, Китай).

2014 г. - персональная выставка в «Tsiolkovsky Loft» (г. Калуга).

2015 г. - участник выставки «Русская масляная живопись» (г. Пекин, Китай).

2015 г. - участник выставки «Родное и близкое. Забелин и ученики», в залах Союза художников Москвы.

2016 г. - участник выставки «Пленэр в национальном парке Угра» в галерее «Образ» (г. Калуга).

2016 г. - участник выставки «Национальный парк Угра» в Доме-музее Поленово (Калужская область).

Работы художника находятся: в музее МАХЛ РАХ, МГАХИ им В.И. Сурикова, в Могилевском областном художественном музее им. В.П. Масленикова (Белоруссия), в ГЦМСИР (Москва), Зеленоградском краеведческом музее, Музее героев (Москва), в собрании музея РОСИЗО, в собрании «Сiti Bank» (Москва), в собрании РОСГОССТРАХ (Москва), в коллекции галереи «Лазарь» (США), в коллекции музея «Паломник» (музей Императорского палестинского общества в Москве), в частных коллекциях России, США, Германии, Великобритании, Литвы, Китая и Грузии.

http://monasterium.ru/publikatsii/intervyu/russkaya-tishina-khudozhnika-ili-yatsenko/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мономенова
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Третий храм против Третьего Рима
Об иудеях, машиахе и апокалипсисе: немного методологии
21.03.2024
Ледяные джунгли Тобольска
По следам путешествия в Сибирь
29.02.2024
Куда делась головная колонна РПЦ с хоругвью?
Русская Православная Церковь имеет все шансы стать флагманом для консервативных христиан во всем мире
31.01.2024
Все статьи Мария Мономенова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 14:42
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 14:27
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24