Историк старообрядчества и знаток церковно-канонического права

Надеждин Ксенофонт Федорович

0
359
Время на чтение 6 минут

Ту часть русской церковной истории, которую обычно называют старообрядчеством, а иногда и просто расколом (хотя, такое наименование, следует признать не вполне корректным), до сих пор содержит в себе немало неразгаданных загадок. Но все же ее можно считать в достаточной мере изученной: у такой проблемы, как старообрядческий раскол, в разные эпохи были свои талантливые исследователи, опубликовавшие свои наблюдения и выводы во многих известных в свое время и не потерявших своей значимости и по сей день научных трудах.

И, конечно, особая заслуга в изучении и раскрытии для науки такой, несомненно, важной сложной темы, как история старообрядческого раскола, принадлежит краеведам. Это представляется вполне естественным: ведь эти люди ведут свои исследования в тех самых местах, где происходили изучаемые ими события и жили их главные герои. А потому даже спустя много лет на выявленные ими факты они не могут смотреть отстраненно, а ощущают себя отчасти даже соучастниками исследуемых событий и мыслят, по словам академика Д.С.Лихачева, категориями изучаемой эпохи. Все эти слова, на первый взгляд, даже могут показаться сущей банальностью, однако, слишком долго нашим согражданам внушалось, что вся отечественная история происходила не на конкретных местах и не в конкретный исторический момент, а в некем абстрактном историческом и географическом пространстве, что после вполне естественной переоценки ценностей, происшедшей в обществе на рубеже XX-XXI вв., стало выглядеть глупым и нелепым.

Однако, никакая переоценка ценностей не способна, в частности, умалить значение давно ставших классикой краеведческих трудов, затрагивавших вопросы истории старообрядчества. Более того, следует обратить внимание еще на такое немаловажное обстоятельство, что многие подобные труды довольно часто становились в один ряд с лучшими произведениями академической науки, ничуть не уступая им по своему профессиональному уровню.

Все сказанное в полной мере относится, например, к научным исследованиям, написанным уроженцем г. Владимира Ксенофонтом Федоровичем Надеждиным, выпускником Владимирской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии. Он был сыном известного духовного просветителя, религиозного писателя и проповедника XIX в. протоиерея Федора Надеждина. Но, очевидно, основные вехи жизненного пути этого человека представляются не слишком известными, и существует поэтому определенная необходимость в том, чтобы кратко их напомнить.

Следует признать, что этот во многом уникальный жизненный путь оказался, к сожалению, весьма недолгим, поскольку замечательный краевед и историк старообрядческого раскола появился на свет во Владимире 18 января 1840 г., а скончался здесь же 4 мая 1890 г.. Но того, что было сделано за эти полвека, как выяснилось, с лихвой могло хватить не на одну жизнь.

При этом также следит отметить, что тематика этих исследований, проводившихся К.Ф.Надеждиным буквально в течение всей его самостоятельной научной и преподавательской деятельности, далеко не ограничивалась одной лишь историей старообрядческого раскола. Им было создано также фундаментальное краеведческое исследование, обобщившее исторический путь, пройденный Владимирской Духовной Семинарией за первые сто лет ее существования, с 1749 по 1850 г.

И, хотя по традиции в наши дни главным краеведом, внесшим наиболее значительный вклад в изучение исторического наследия Владимирской Духовной Семинарии, по праву считается живший чуть позже Н.В.Малицкий, несомненно, не стоит забывать о том, что первопроходцем в этой области был все же К.Ф.Надеждин. Кроме того, Ксенофонту Федоровичу удалось затронуть в своих научных работ такой весьма специфический аспект деятельности Владимирской Духовной Семинарии, как поэтическое творчество ее воспитанников и выпускников. Несмотря на весьма специфический и, казалось бы, довольно закрытый характер этого учебного заведения, многие его руководители, начиная со стоявшего у его истоков епископа Платона (Петрункевича), поощряли занятия своих подопечных поэзией, лучшие их стихи публиковались в издававшемся в Семинарии «Семинарском вестнике», а весьма высокий уровень преподавания здесь древних и современных языков даже позволял семинаристам писать свои произведения на латинском, греческом и еврейском языках.

По свидетельству историков и краеведов, изучавших впоследствии историческое наследие Владимирской Духовной Семинарии, поэзия и в дальнейшем еще долго продолжала присутствовать в жизни учебного заведения, и, в частности, эту тенденцию весьма активно поощрял занимавший должность ректора Владимирской Духовной Семинарии на рубеже XVIII - XIX вв. архимандрит Павел (Предтеченский). В стенах Владимирской Духовной Семинарии именно с ученических стихов, написанных по-латыни и по-греческии опубликованных на страницах «Семинарского вестника», началась многолетняя и многообразная творческая деятельность воспитанника Семинарии Алексея Соловьёва, ставшего впоследствии известным под именем архиепископа Агафангела, видного переводчика-библеиста.

Такое характерное явление, как увлечение поэзией многих воспитанников Владимирской Духовной Семинарии, поддерживавшееся преподавательской корпорацией и руководством учебного заведения, получило достаточно оригинальное осмысление в творчестве Ксенофонта Федоровича Надеждина. Им был составлен небольшой поэтический сборник «Семинарист в своих стихотворениях» с комментариями, раскрывавшими значение поэтического творчества и изучения древних и новых языков в жизни воспитанников Духовных Семинарий. Правда, в силу определенных обстоятельств этот сборник был опубликован спустя много лет после смерти К.Ф.Надеждина.

Кроме уже упомянутых сочинений, важнейшее значение для Ксенофонта Федоровича, несомненно, имела его магистерская диссертация «Споры беспоповцев Преображенского кладбища и Покровской часовни о браке», защищенная в Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1863 г. и сразу же поставившая молодого магистра богословия в один ряд с самыми видными исследователями старообрядчества своего времени. В этом исследовании К.Ф.Надеждин коснулся некоторых довольно сложных вопросов, касающихся самой сути старообрядческого раскола, а именно, непреодолимых противоречий между крупными беспоповскими течениями раскола, главные центры которых находились в Москве, в часовнях, расположенных на двух больших кладбищах, удаленных, чтобы, таким образом, воспрепятствовать распространению раскола, подальше от центра города. Но в центре внимания оказались вовсе не только внутренние споры между старообрядцами разных направлений: рассмотренные им вопросы неизменно касались и отношений между старообрядцами-беспоповцами с приверженцами беглопоповских старообрядческих толков, и отношений сторонников старообрядческой традиции, в целом, с приверженцами «господствующего» вероисповедания и поддерживающей его государственной власти.

Все эти проблемы К.Ф.Надеждин рассматривает на фоне исторического контекста, приходя к важнейшему выводу о том, что многие внутренние противоречия старообрядчества, наиболее остро, казалось бы, явившие себя впервые только в XIX в., берут свое начало еще в первых десятилетиях истории старообрядческого раскола.

В частности, именно тогда старообрядцы публично заявили о том, что вследствие грехопадения «никонианских» священнослужителей все совершаемые ими обряды утратили свою действенность. Тем самым они фактически поставили под сомнение необходимость существования в Церкви таинств, а дальнейшее разделение старообрядцев сначала на беглопоповцев и беспоповцев, а затем - и на более мелкие толки и группировки довело воплощение этой идеи в жизнь пусть и до явно абсурдного, но, вместе с тем, вполне предсказуемого завершения. И вместе с другими таинствами у наиболее радикально настроенных старообрядцев-беспоповцев перестал считаться таинством церковный брак. Поскольку духовенства у беспоповцев не было как такового, совершить венчание было некому, и для начала законной супружеской жизни было достаточно лишь благословения наставника общины, строго говоря, по каноническим нормам, священником не являвшегося.

Таким образом, рассмотренная К.Ф.Надеждиным в этом исследовании проблема явно выходит уже за рамки как краеведческие, так и рамки исторические. Несомненно, следует признать, что она напрямую касается церковно-канонического права, неизменно присутствовавшего в учебных планах всех дореволюционных Духовных Семинарий Российской империи, и обращение к подобной тематике, несомненно, требовало от занимавшегося ею исследователя глубочайших знаний и величайшего профессионализма.

Тот же факт, что труд К.Ф.Надеждина, посвященный спорам старообрядцев-беспоповцнв Преображенского кладбища и Покровской часовни о том, следует ли, с точки зрения приверженцев «старых» обрядов, считать брак таинством, вошел в разряд классических работ по церковной истории и особенностям вероучения различных старообрядческих толков, несомненно, неопровержимо свидетельствует о том, что уроженец Владимира и выпускник Владимирской Духовной Семинарии блестяще справился с той задачей, которую перед собой ставил.

А еще присутствие подобных книг во многих библиотеках, несомненно, служит красноречивым напоминанием о том, насколько неправы те, кто пытается каким-либо образом умалить и приуменьшить значение в современной жизни такого явления, как краеведение: в частности, труды преподавателя Владимирской Духовной Семинарии Ксенофонта Федоровича Надеждина способны наглядно показать многим, как то, что на первый взгляд может показаться не более, чем увлечением для досуга, может стать ключом, раскрывающим многие тайны, воспринимавшиеся совершенно неразрешимыми.

Андрей Торопов

http://www.voskres.ru/history/toporov2.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Торопов
Затворник Чистого переулка
Памяти Патриарха Московского и всея Руси Пимена
06.10.2015
Миссионер из села Мостцы
К 350-летию со дня рождения епископа Костромского и Галичского Евгения (Бережкова)
31.12.2014
Миссионер из села Мостцы
К 350-летию со дня рождения епископа Костромского и Галичского Евгения (Бережкова)
31.12.2014
Монах, учёный, священномученик
К 95-летию созыва Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.
28.10.2012
Все статьи Андрей Торопов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11