Русских и представителей малочисленных народностей, например нанайцев, теснят приезжие
Недавно министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заявил об увеличении миграции на Дальний Восток из других областей страны. Захотелось узнать о численности русской общины. Однако подробных сведений на сайтах Росстата и краевого УМВД я не нашёл. Пришлось довольствоваться общими показателями.
Итак, с 2010-го Хабаровский край обезлюдел более чем на восемь тысяч человек, хотя рождаемость превышала смертность. Но миграция на запад, а это почти поголовно русские, свела плюс на минус. Оно понятно: климат у нас не субтропики, цены московские, заплаты средние, тарифы заоблачные, мест рабочих негусто. И пока экономика не переориентируется с сырьевого экспорта на внутренний рынок, лишние по меркам сырьевиков рты будут уезжать в поисках лучшей доли. Согласно Росстату, население края сокращается уже более 20 лет. За первое полугодие 2016-го на запад России убыло больше, чем прибыло, на 1939 человек. Зато почти на 30% вырос приток зарубежных мигрантов с превышением прибывших над убывшими на 2181 человека. Берём 2181, вычитаем 1939 и получаем прибавку в 242 человека, которая так воодушевила министра Галушку.
К сведению министра: уезжающих Ивановых и Иваненко замещают энергичные азиатские гости. При этом всё чаще слышатся голоса, что традиционные малочисленные народности и есть коренные, а мы, русские, якобы пришлые. Хотя наши предки здесь испокон веков. Задолго до Хабарова вдоль Амура возникли оседлые городища с присущими древнерусскому быту оружием, утварью.
Если по переписи в 2010-м около 90% хабаровчан отнесли себя к русским, то теперь на хабаровских улицах каждый пятый прохожий - из южного зарубежья, почти как в лужковской Москве. При том что новая, «собянинская» столица ограничивает зарубежную миграцию, возвращая себе русский облик. Я посмотрел: в столичной стратегии национальной политики чётко обозначена ведущая роль русского народа, его культуры, языка и Русского мира для единства городского сообщества. На особую роль русского фактора указывает и общефедеральная стратегия в указе Президента РФ от 19 декабря 2012 года, однако в краевом плане её реализации на 2014-2016 годы нет даже упоминания о русской культуре! Слава богу, не забыли русский язык, хоть и без русского народа - хозяина дальневосточной земли. Официально же поддерживаются культуры национальных диаспор. К ним приписали и казаков, которых изображают отдельной от русских национальностью. Особенно усердствует местный публицист Иванов-Ардашев - на японские гранты раскапывает «скифские» древности и пытается развенчать до своего уровня академика Окладникова - автора идеи белой дальневосточной цивилизации со времён неолита.
В крае фактически нет полноценных центров русской культуры. В единственном центре «Русь» большая часть кружков, студий и секций не перекликается с русской традицией. Несмотря на то что в преамбуле краевого устава провозглашается «развитие русской культуры», она как понятие отсутствует в лексическом обороте краевых, муниципальных чиновников и местных официозных СМИ. И сплочённые этнические диаспоры вытесняют аморфное русское большинство. В краевой программе содействия переселению соотечественников, под которыми подразумеваются выходцы из всех республик бывшего СССР, тоже ни слова о русских - они и в многонациональной очереди на господдержку стоят обычно в самом конце. А ведь когда-то сюда целенаправленно снаряжали полтавских, гомельских, калужских крестьян - по сути, один монолитный народ, чтобы русский Восток не растворился щепоткой соли в бездонном азиатском котле. Пример для подражания - государства, считающие долгом принимать у себя зарубежных представителей титульных этносов как родных. И окружать их заботой.
В Хабаровске, сколько живу, не припомню публичных слушаний о состоянии русской культуры, миграции, семьи, демографии. Зато 8 апреля краевая общественная палата провела круглый стол по вопросам развития традиционного ислама, на котором представитель мусульманского духовенства Артур Гарифуллин предложил построить мечеть на улице Выборгская, около огромного рынка с тысячами мигрантов, и пообещал интегрировать приезжих мусульман в местную жизнь. Однако большинство опрошенных жителей с Выборгской не одобрили планы возведения рядом с ними мечети. Им не хочется, чтобы их старинная улица превратилась в отдельный миграционный анклав. На этом круглом столе их пожелания я подкрепил следующими доводами: 1) Хабаровск - русский по названию, происхождению и большинству населения город; 2) снижение доли русских угрожает межнациональному миру; 3) развивать ислам лучше не вширь, а вглубь, с уважением местных традиций.
Представитель местной татарской общины мне возразил, что, хотя большую часть жизни его окружали в основном русские, Хабаровск русским городом он не считает. Имеет полное право, но его логика удивляет. Почему город, названный в честь тверского купца Хабарова и построенный русскими крестьянами, солдатами, казаками, не является нашим, как Архангельск или Кострома?
Это вопрос не столько к местным властям, сколько к властителям местных дум. И к местному русскому обществу, которое представитель татарской общины совершенно справедливо упрекнул в неумении самоорганизовываться... Недавно один знакомый председатель ТСЖ впервые нанял дворником не азиата, а глуховатого русского деда и дал ему помимо работы и кров. Такие житейские поступки важнее любых чиновничьих планов и программ. Пока мы сами не начнём сообща помогать друг другу, любая, даже самая хорошая власть бессильна что-либо исправить.
В своё время Владимир Арсеньев ярко и смело защищал коренные русские интересы под нашим амурским солнцем, не противопоставляя их чаяниям коренных малых народностей и оставив нетленный образ русско-нанайской дружбы в произведении «Дерсу Узала». Пора продолжить этот почин, иначе русских ждёт постепенное вытеснение, а нанайцев - китайское поглощение.
Лучезарные чиновники могут отчитываться о демографическом росте, большие чины от силовиков им могут поддакивать, но при этом негласное замещение русских будет набирать обороты. Если наш социум и дальше будет пятиться с востока на запад - обратно на наше занятое кем-нибудь место нас уже не вернуть. Как не вернуть многих русских на родной им Кавказ. Только хорошо информированные сограждане способны не допустить такого исхода.
Поэтому от Росстата, МВД и других профильных ведомств нужен электронный свободный доступ к текущей информации о миграционных процессах, о национальном составе местного населения, занятости мигрантов в различных отраслях. Хватит утаивать то, что волнует людей в первую очередь. Следует вернуть все права русской культуре и превратить её в основание и внутренней, и внешней политики. Разумеется, при полном согласии с ожиданиями традиционно проживающих в Приамурье народов.
Заветная мечта знакомых мне подвижников нашей культуры - обрести русский дом народного творчества, чтобы нашим сородичам и близким им по духу хабаровчанам было где встретиться, отвести душу. И хватит нас делить по национальностям. Все мы - хохлы, кацапы, казаки и бульбаши - одного русского роду племени, только из разных мест и с похожими почти, как близнецы, диалектами. Наши предки распахали здесь земли, проложили дороги, построили города, отстаивали их в войнах, и мы отсюда никуда не уедем. Здесь наша древняя от скифских курганов земля и нам здесь жить до скончания века. Душа в душу со всеми, кто этому не перечит.
Хабаровск
http://www.lgz.ru/article/-43-6573-2-11-2016/est-li-u-priamurya-russkoe-budushchee/