itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Государство как божий дар

0
674
Время на чтение 3 минуты
Среди сатирических сюжетов Салтыкова-Щедрина есть спор между немецким мальчиком в штанах и русским мальчиком без штанов о том, где лучше. Казалось бы, о чём тут спорить, всё и так ясно: в Германии всюду чистота и порядок, все дома покрашены, все дороги отутюжены, все клумбы ухожены, а у нас кругом бездорожье и разгильдяйство, к тому же бесхозяйственность и головотяпство. Тем не менее наш пацан упрямо повторяет: «А у нас всё-таки лучше». - «Почему лучше?» - удивляется мальчик в штанах. - «У нас занятнее».

Устами младенца глаголет истина, которую признают и взрослые. У нас, в России, не соскучишься. Советский офицер, побывав в 1945 году в Германии вместе с войском, так выразил свои впечатления об этой стране:

Автобаны на низких склонах

Мерседесам периной расстелены.

Победитель на побеждённых

Смотрит завистно и растерянно.

Эти немцы - люди особые,

Всё устроили по науке.

Только жить, как они, не смог бы я -

Удавился бы я от скуки.

Да, чего-чего, а скучать нам никогда не приходилось. Чтобы начала одолевать скука, нужен покой, а покой нам всегда только снится. В любой момент своей тысячелетней истории русский народ находился в состоянии эмоционального возбуждения, в зависимости от обстоятельств то радостного, то печального. Главным из этих обстоятельств было не материальное благосостояние, как учит марксизм, а форма коллективного жизнеустроения. Когда мы имели собственную независимую государственность, сильную вертикаль власти, народ воодушевлялся, расправлял плечи и совершал великие творческие подвиги. Когда своя государственность утрачивалась, Россия погружалась в скорбь и становилась недвижимой, как Илья Муромец, ожидая часа пробуждения.

В этом нет ничего удивительного. Ещё древние римляне говорили, что у человека есть два божественных дара, посланных свыше: его семья и его государство. Катон Младший указывал на то, что всякая власть лучше безвластия. С ним совершенно согласен апостол Павел, который в Послании к Римлянам утверждает, что ценность власти состоит не в её качестве, а в самом её наличии, ибо «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Великий систематизатор Гегель, рассматривая всемирную историю как этап в познании абсолютной идеей самой себя, начинает рассмотрение этого этапа с появления государственности; догосударственного человека он вообще не считает достойным изучения. Для него личность возникает вместе с государством, находясь с ним в неразрывной связи. И он совершенно прав. Такое же решающее значение придавали наличию своей государственности и наши предки.

На протяжении своей истории мы обретали и вновь теряли нашу государственность несколько раз. Впервые она оформилась у нас в правление княгини Ольги, а после Крещения Руси её внуком князем Владимиром сильно укрепилась. В результате начался бурный подъём культуры и духовности, засвидетельствованный в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Но этот первый наш золотой век длился недолго. Ярослав Мудрый не проявил мудрости в прочтении Евангелия: он обратил внимание на слова Иисуса «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35) и разделил Русь по завещанию между своими сыновьями, полагая, что, окрестившись, они уже стали учениками Христа и будут жить в любви. Но он не обратил внимания на другое место Евангелия: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф. 12:25). После получения своих уделов наследники перессорились: те, кто получил худшие земли, сочли себя обиженными и стали восстанавливать справедливость силою оружия. Так Русь вошла в эпоху княжеских междоусобиц. Ослабленная внутренними распрями, она стала лёгкой добычей Батыя и сделалась улусом Золотой Орды. С этого момента главной мечтой русского народа было восстановление самодержавия.

Его мы обрели только в XV веке. Великий князь Московский Василий II покончил с междоусобицами и стал единоличным правителем Руси, не считая Новгорода, который предстояло присоединить к Москве уже его сыну Иоанну III. Эта ветвь Рюриковичей, которую Ключевский называет «Калитино племя», воссоздала сильную государственность и успешно правила Русью до конца XVI века, когда её пресечение вызвало Смуту. В этой Смуте мы снова потеряли своё государство, что создало угрозу ухода России с исторической сцены. Однако Земский собор утвердил на троне новую династию Романовых, и Россия была спасена.

Новая династия правила у нас в течение 300 лет, и это был период великих свершений русского народа. Россия стала едва ли не основным геополитическим игроком планеты, распространившись от Вислы до Тихого океана. Эта третья наша государственность рухнула в 1917 году, - к счастью, ненадолго. Сталин сумел восстановить её, сделав ещё более сильной, чем прежде, хотя ему пришлось применить весьма крутые методы. Но на этом наши злоключения не закончились. В 1991 году и эта государственность была утрачена.

Сейчас мы вошли в фазу очередного её восстановления. Народ это чувствует и наполняется оптимизмом. Хотелось бы, чтобы обретаемая независимость нашего государства была уже окончательной.

http://www.lgz.ru/article/19-6553-25-05-2016/gosudarstvo-kak-bozhiy-dar/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Тростников
Все статьи Виктор Тростников
Последние комментарии