Доклад руководителя центра охраны материнства "Благовещение" (Чувашия), члена Координационного центра движения "За жизнь" о системе социальной помощи семье в Алатырской епархии, прочитанный 16 мая 2016 г. на пленарном заседании епархиальных Мироносицких образовательных чтений в г. Йошкар-Ола.
Оказание помощи семье, какой бы она ни была - полной, неполной, многодетной, средней, малодетной, - дело не простое. И вопрос не в том, что церковь не может помочь, просто этот процесс комплексный и требует участия разных структур и ведомств. С одной стороны церковь не должна брать на себя роль государственных социальных структур. С другой стороны, она обязательно должна участвовать в этом процессе для того, чтобы помощь была всесторонней. Человек это не биоробот или разумная обезьяна, а существо двусоставное, имеющее физическую и духовную составляющую, следовательно, и помощь должна быть двухсторонняя - физическая и духовная.
Как говорят, "все болезни от нервов". Так и физические проблемы часто начинаются с духовных. Во-первых. Нельзя решать одну проблему, создавая другую. Например, если беременная девушка говорит, что ей негде жить, нечего есть, еще молода, то помочь ей сделать аборт - еще не значит на самом деле оказать ей помощь. В результате такого решения создаются другие проблемы: болезни физические, болезни психические, болезни духовные. Иначе говоря, проблемы только начнутся. Поэтому очень важным шагом выстраивания системы поддержки семьи может стать сотрудничество церкви с государственными органами социальной службы, реабилитации, медучреждениями. Но и этого еще мало. Практика показывает, что необходимо еще убедить каждого из участников этого процесса в необходимости не решать вопрос без другого - единолично. Например, врачей необходимо убедить в важности как медицинского, так и психологического предабортного консультирования, а психологов в важности обращения в своих беседах к духовному аспекту. Вполне понятно, что если врач посочувствует девушке, которую бросил молодой человек, и сделает ей аборт, а она через месяц кончит жизнь самоубийством из-за осознания совершенного убийства ребенка, то этот врач не помог, а наоборот погубил девушку. С юридической точки зрения он, во-первых, соучастник убийства ребенка, а во-вторых, спровоцировал самоубийство.
Во-вторых. К сожалению, в нашем обществе сложился некий стереотип, что многодетными бывают только маргинальные семьи. Это, как говорят, люди необразованные, пьющие, в общем, не умеющие предохраняться или вообще ни о чем не думающие. Наверное, поэтому помощь в государстве в основном оказывают только таким семьям. А что делать нормальной многодетной семье, чтобы не попасть в число маргинальных? Государство еще не задалось таким вопросом. На данный момент все льготы спущены на муниципальный бюджет. Это приводит к тому, что в бедных регионах вообще нет никаких льгот для многодетных. Нужно было бы выровнять их хотя бы на уровне региона или республики. Нужно чтобы в депутатском корпусе был хотя бы кто-то из многодетных, иначе откуда они вообще узнают о проблемах большой семьи. Нужно понять, что делать для того, чтобы семьи, рождающие 4-го, 5-го, 7-го ребенка не переходили в разряд маргинальных? В настоящий момент увеличение количества детей в семье однозначно ведет к снижению ее благосостояния, поскольку работающим в такой семье, как правило, является только один из родителей, а затраты на питание в школе, одежду, учебники, ремонты классов, подарки учителям на 8-е марта, железнодорожные билеты на юг, карусели и т.д. увеличиваются пропорционально увеличению детей. Как это ни смешно, но для того, чтобы получить хоть какую-нибудь льготу, таким семьям приходится в органах социальной опеки записываться как малообеспеченная (=неблагополучная) семья. Потому что, как там объясняют, благополучным помощь не оказывается. Таким образом, обращение за помощью чревато тем, что эта семья может попасть под контроль системы ювенальной юстиции. Получается порочный круг. Если нет денег, то нужно хотя бы на общественном уровне поднять статус многодетной семьи. Были же раньше вывески «Участники ВОВ обслуживаются вне очереди», почему нельзя сейчас это отнести к многодетным матерям?
Обычно взаимодействие начинается с возникновения обоюдного желания. В 2007 году Приход храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи г.Алатыря создал Центр защиты материнства «Благовещения». Вначале договорились с настоятелем одного из северных приходов Ханты-Мансийской епархии, где люди жертвовали много одежды, чтобы раз в три месяца нам присылали контейнер с вещами. На приходе открыли вещевой склад. Раздавали одежду нуждающимся. Вокруг прихода стал складываться коллектив многодетных родителей. Сейчас это специфика прихода, эти семьи окормляются духовно и активно помогают друг другу.
Взаимодействие с государственными учреждениями началось с проведения в Алатыре Круглого стола в рамках общегородского мероприятия «Дни семьи», приуроченного к дню матери. «Семья - начало начал», такова была тема Дней семьи 2007 года. С тех пор Дни семьи проводятся в городе каждый год. К участию привлекаются фактически все учреждения и ведомства города, социальные, медицинские, учебные заведения, администрация, ЗАГСы. Тематика Круглых столов в рамках Дней семьи определяется в зависимости от аудитории: «Отцовство", "Материнство", "Сыновство", "Семья в современном обществе", "Традиции, укрепляющие и разрушающие семью" и т.д. В школах города проходят открытые уроки и диспуты по учебнику монахини Нины (Крыгиной) и иерея Дмитрия Моисеева «Нравственные основы семейной жизни», изданном в Екатеринбургской епархии. В Гимназии № 6 каждый год проходит дискуссия по проблемам семьи, например, в 2013 году там прошла дискуссия на тему «Пробный брак - за и против». Старшеклассники, разделившиеся на две команды, самостоятельно приводили и обосновывали все возможные аргументы за и против пробного брака, а родители, педагоги и священники подводили итоги дискуссии.
Директор ЗАГСа предложила проводить встречи с молодоженами перед регистрацией брака. Теперь такие беседы ведутся священником в нашем ЗАГСе вот уже пять лет. Во время беседы священник рассказывает о подводных камнях, о которые может разбиться корабль супружеского счастья, о венчании, о смысле христианского брака, о цементе духовной жизни, скрепляющей здание семьи - малой Церкви. Будущим молодоженам раздаются листовки о подготовке к венчанию, исповеди, причастию, о абортах и абортивной контрацепции. Фактически встреча перерастает в огласительную беседу, диалог с будущими супругами, который заканчивается приглашением участвовать в занятиях православной родительской школы, появление которой в городе также стало одним из итогов Дней семьи.
Постепенно в городе сложилось и взаимодействие с врачами. После одного из Круглых столов возникла идея разработать совместный проект по оказанию помощи кризисным беременным. Наш приход взял на себя обеспечение приюта для временного проживания, вещевой склад, юриста, социального работника. Заведующая подростковой женской консультацией Медицинского учреждения Президентский Перинатальный Центр (ГУЗ ППЦ) г.Чебоксары обеспечивала участие врачей в разработке методики предабортного консультирования, психолог проводила консультации и следила за исполнением обязательности предабортного консультирования. Параллельно в консультации появился стенд с информацией о оказании помощи нуждающимся и о сборе вещей для социального центра прихода.
Совместно со специалистами Перинатального центра и священником было проведено несколько обучающих семинаров для врачей других женских консультаций республики. Врач рассказывал о необходимости и методике предабортного консультирования. Психолог рассказывал о важности психологического предабортного консультирования. Врач-психотерапевт провел практический семинар по организации школы материнства для женщин, отказавшихся от аборта. Священник сделал доклад «О духовных последствиях аборта», раскрывая, что такое грех, смертные и несмертные грехи, пути промысла Божия в жизни каждого человека и в целом государства, отношение Библии к плодоизгнанию и контрацепции, посмертная участь нерожденных младенцев. Участие в таком семинаре до сих пор может являться единственной возможностью для духовного «повышения квалификации» самих врачей. Цель семинара - выстроить диалог, дать ответы на возникающие вопросы и найти пути взаимодействия.
В ходе одной такой беседы в женской консультации врач спросила, каково будет отношение к ней Бога, если она до обеда сделала аборт, а после обеда спасла жизнь человеку. Может ли Бог за одно доброе дело простить грех - другое злое дело. Важно в такой ситуации дать правильный Библейский ответ и не придумывать ничего своего. В Библии в книге пророка Иезекииля сказано: «Праведность праведника не спасет в день преступления его» (Иез. 33.12-13). Другими словами, если человек надеется на свои добрые дела и творит зло, то его добрые дела не помогут ему. Нужно помочь врачу понять, что он становится соучастником убийства человека, а не простого злого дела. Аборт, это не спасение жизни человека (если речь не идет о спасении жизни матери) и не удаление эмбриона, а «отправление души на тот свет». Человек с первых дней после зачатия уже не является ни рыбкой, ни птичкой, а сразу имеет человеческую душу. Одно такое убийство (даже не просто слезинка) ребенка может, наверное, перевесить все добрые дела, сделанные до этого. Важно еще понять и то, что если женщина умирает в результате неудачно совершенного аборта, она лишается церковного отпевания, как убийца, погибшая во время совершения преступления, наравне с пьяницами и самоубийцами, если, конечно, не успеет покаяться перед смертью. Результатом совместной работы явилось создание Положения о центре кризисной беременности в министерстве здравоохранения Чувашии и открытие в течении года на территории Чувашии 7 центров кризисной беременности.
Еще одним важным аспектом таких семинаров является донесение информации о том, что выход на самом деле существует. Есть люди, готовые помочь, оказать бесплатно психологическую, юридическую, социальную, материальную помощь, вплоть до предоставления временного проживания, пока решаются те или иные жизненные проблемы кризисной беременной. Именно этим занимается наш Центр.
Несколько слов о том почему он называется «Благовещение»? Все знают православный праздник Благовещение. В этот день архангел Гавриил принес Божией Матери весть о рождении от нее Богомладенца Христа. В этот день она узнала о своей будущей беременности и о воле Бога о ней. На самом деле в жизни каждой женщины в миниатюре повторяется такое же событие. В момент, когда она узнает о своей собственной беременности, она встречается с волей Бога о себе и своей семье. В ответ на слова архангела Божия Матерь сказала - ДА: «я раба Господня, пусть будет мне по слову твоему» (Лк, 1:38). К сожалению, многие женщины сейчас говорят - НЕТ. Правда, отличие заключается в том, что Мария узнала о своей будущей беременности, а наши женщины узнают о уже существующей. Что это значит? По христианскому учению душа человеку дается не в момент его рождения, а в момент зачатия. Следовательно, беременность - это уже существующая судьба человека, это уже промысел или план Бога об этом человеке, может быть, будущем ученом или полководце. А мы с легкостью присваиваем себе право распоряжаться чужой жизнью. К сожалению, в нашей стране жизнь ребенка до рождения никак не охраняется законом, как, например, в Дании или Франции. Это приводит к страшным последствиям. Женщины могут с легкостью избавиться от своей беременности - убить ребенка, а врачи, призвание которых спасать жизни, вынуждены работать палачами.
Но отсутствие государственных законов не говорит об отсутствии Божьего закона. С точки зрения Бога аборт - это убийство! Значит - преступление. Причем, грехи бывают смертные и несмертные. Если сравнивать заповеди с правилами дорожного движения, то въезд, например, под знак «Только для служебного транспорта» будет не смертным грехом, а вот проезд на красный сигнал светофора это смертный грех. А аборт, это уже автокатастрофа. Последствия его необратимы. Сами травмы после аборта можно разделить на три группы - физические, психические, духовные. Физические осложнения по статистике бывают в 15 - 52% случаев. Иногда это ранние осложнения, иногда поздние, все это, конечно, зависит от здоровья конкретной женщины. Самые тяжелые из них бесплодие и рак. К психическим последствиям относят тяжелые депрессивные состояния от осознания убийства своего ребенка. Иногда депрессия проявляется в виде агрессии по отношению к другим уже имеющимся детям или в виде желание причинить себе боль. Об этом говорят исследования многих психологов. Например, описан случай, когда женщина пережила «психопатический припадок» в день аборта, в результате которого она забила до смерти своего трехлетнего сына. Она сказала судебному психиатру, что она «знает, что аборт - это плохо» и что она «должна понести наказание за аборт». Психиатр засвидетельствовал, что убийство было непосредственно связано с психологической реакцией на аборт. К сожалению, жертвой ее ярости и ненависти к себе стал ее собственный сын (из книги Терезы Бёрк «Запрещенные слезы»). Если даже на войне человек переживает от того, что ему приходится убивать, то здесь эта боль иногда ломает всю жизнь человека, разделяет ее на до и после.
Духовные последствия, наверное, самые тяжелые. Погибает невинный ребенок. Он еще не крещен. Куда идет его душа? Греха он не совершил, значит ад не заслужил, но и крещение не принял, значит, и в рай тоже попасть не может. Церковь не может дать однозначный ответ, что происходит с душей этих детей. Грех родителей передается их оставшимся в живых детям, значит, в силу вступают какие-то законы, которые еще не известны науке. Тяжелая одинокая старость, неблагодарные пьющие дети, порой избивающие или сдающие в дома престарелых своих родителей, болезни - все это является результатом отвержения промысла Бога о себе и своей семье. В масштабе страны массовые узаконенные аборты являются отвержением воли Божией и могут привести к проклятию всего народа.
Страшным явлением можно считать то, что сейчас большинство первых беременностей оканчивается абортом. В Библии мы видим, что Бог повелевает Своему народу всех первенцев посвящать Ему. Даже в семьях пророков Бог заключает завет с их первенцами. А сейчас? Если юноша или девушка начинают жить половой жизнью в 16 -17 лет, а первого ребенка рождают в 22 - 24, то где их первенцы? В абортарии! Это уже отвержение промысла Бога о себе, своей семье, народе, стране. На самих совершающих аборт - женщину, мужа и врача ложится церковное прещение, отлучение от Причастия. Раньше такое отлучение длилось до 10 лет.
На решение всех этих проблем направлена работа нашего Центра. Мы пытаемся всеми силами помочь женщинам и их семьям избежать этого страшного рокового шага в своей жизни. Вещи, питание, материальная поддержка, консультации юриста, психолога и врачей различной специализации - по мере необходимости все это бесплатно предоставляется обратившимся в наш центр. В 2011 году при Центре начал свою работу приют временного проживания для беременных женщин, в силу жизненных обстоятельств оставшихся без жилья.
В 2015 году по благословению правящего архиерея епископа Алатырского и Порецкого Феодора наш приход начал еще один благотворительный проект. В сентябре 2015 года был открыт Центр помощи детям-инвалидам во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Мы знаем из Евангелия, что Господь творил много чудес. Один раз он исцелил прокаженного, другой даровал зрение слепому, третий исцелил парализованного, даже воскресил мертвого. Сейчас тоже много таких же больных, расслабленных или увечных. Об одном из таковых апостолы спросили Спасителя, а кто согрешил, он или его родители, что ребенок родился слепым. Такой вопрос мы часто слышим от родителей детей-инвалидов. Господь ответил, что ни он, ни родители его не согрешили, но да явятся на нем дела Божии.
Мы сейчас не можем исцелять так, как это делал Спаситель, но мы можем продолжить его дела и оказать милосердие, проявить любовь, позаботиться о таковых, чтобы исполнились слова Евангелия: «Да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех». (Мф.5;16). Работа центра направлена на оказание помощи семьям с детьми-инвалидами. На самом деле, когда в семье появляется ребенок-инвалид, для многих это становится большим потрясением. Такие семьи, если они не отказались от ребенка, берут на себя подвиг, но, к сожалению, часто замыкаются. Порой вся внешняя жизнь для них прекращается. Редко в такой семье еще рождается ребенок. Обычно все средства тратятся на лечение одного. Кроме того, родители становятся буквально привязанными к больному, ведь сиделку нанять просто не на что. Опыт создания такого центра с группой дневного пребывания для детей-инвалидов в Марфо-Мариинской Обители в Москве показал, что если таким семьям оказать помощь, на несколько дней в неделю брать ребенка на день, то у них словно открывается второе дыхание. Мама может хотя бы сама сходить в магазин или пообщаться с подругами, может даже устроиться где-то на работу на полставки. В таких семьях еще появляются дети. Кроме того, не стоит забывать, что ребенок-инвалид - это словно еще не раскрывшийся бутон. Мы ведь не знаем, какими дарами от Бога он наделен. Такие дети порой намного острее чувствуют мир. Вспомним, что великий ученый и художник Леонардо да Винчи тоже болел ДЦП, правая рука у него работала плохо, поэтому он рисовал и чертил все левой, а наш русский ученый-изобретатель, основоположник теоретической космонавтики Циолковский, был глухой. Внешняя ограниченность этих людей помогла развиться в них иным талантам.
В настоящий момент в нашем центре работает спортивно-реабилитационный зал в котором занимается 28 детей. Для работы с детьми с ДЦП приобретен тренажер Гросса. Бесплатно занимаются у логопеда-дефектолога 25 детей-инвалидов. В ближайшее время планируется начать занятия в группе дневного пребывания.
В завершение несколько слов о перспективах развития. В конце 2015 года администрацией г.Алатырь нашему Центру дополнительно выделено 70 кв.м. площади. Помещения еще нуждаются в капитальном ремонте и оборудовании. Если нам удастся осуществить задуманное, то центр дополнится еще медицинским кабинетом, комнатой для персонала, дополнительным санузлом и игровой комнатой.
В 2015 году работа Центра была поддержана грантом Минэкономразвития Чувашии. Мы стараемся постоянно взаимодействовать с Министерством здравоохранения, с Государственной службой занятости и Общественной Палатой Чувашской Республики.
На самом деле, совместными усилиями мы сможем добиться больших успехов, но не ради себя и своей славы, а да прославится Отец наш небесный теми, кто получит эту помощь.
Протоиерей Андрей Савенков,
руководитель Центра «Благовещения» и Центра «Лука» (Алатырь, Чувашия)