Год назад, 13 мая 2015 года, на 60‑м году жизни скоропостижно скончался известный саратовский историк Александр Павлович Новиков. Своими воспоминаниями о нем делится член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии историк Валерий Теплов.
Мне довелось познакомиться с Александром Павловичем в 1992 году, в редакции журнала «Саратовские епархиальные ведомости», располагавшейся тогда в подвале новооткрытого храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этом издании впервые начали публиковаться его церковно-исторические очерки, впоследствии они также выходили в литературном журнале «Волга». Незадолго до того с замыслом и желанием составить жизнеописания архипастырей, которые в течение двух столетий окормляли саратовскую паству, он пришел на прием к архиепископу Саратовскому и Вольскому Пимену (Хмелевскому) и получил от него не только благословение, но и некоторые советы. В частности, по наставлению владыки он решил, прежде всего, обратиться к той эпохе в истории Саратовского края, в которую на берегах Волги взошли первые всходы христианского вероучения, а уже затем перейти к исследованию деятельности первых архиереев нашей епархии.
Нередко, пересекаясь с ним в читальном зале областного госархива, я мог наблюдать, как обстоятельно, ведя архивные изыскания, Александр Павлович выявлял и фиксировал малоизвестные, а то и вовсе неизвестные исторические события, восполняя пробелы в представлении о нашем крае. Результатом этой многолетней работы стала вышедшая в 2000 году в Саратове книга «Святители Земли русской», которая содержала очерки жизни и деятельности первых семи саратовских епископов (с 1799 по 1832 год), в нее также был включен очерк истории развития христианства на Нижней Волге.
В своем повествовании автор избегал собственных оценочных суждений, делал основной акцент на фактах и событиях, стремясь в то же время как можно полнее представить высказывания и позиции самих саратовских Преосвященных по тем или иным вопросам церковно-общественной жизни. Каждый из семи епископов, о которых рассказал в своей книге Александр Павлович Новиков, обладал неповторимыми индивидуальными чертами, привычками и предпочтениями, и автору в полной мере удалось это передать. Как и то, что все они трудились на нашей кафедре с единой пламенной верой и ревностью в служении истинам Церкви Христовой.
Автор книги особенно детально говорит о том, что происходило после того, как 3 ноября 1828 года Саратовская епархия вновь стала самостоятельной и была отделена от Пензенской, а на ее кафедру, с титулом Саратовский и Царицынский, был поставлен епископ Моисей (Богданов-Платонов). В епархии тогда было 545 храмов, 2500 священнослужителей и церковнослужителей и миллионная православная паства. В ней были устроены архиерейский дом, духовная консистория, открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания. В 1830-1831 годах в Саратовской губернии бушевала эпидемия холеры, смертность доходила до сотни и более человек в сутки, и никто из умерших не остался без церковного отпевания, а с церковного амвона звучало воззвание о беспрекословном исполнении повелений гражданского начальства, относящихся к пресечению болезни. Кроме того, епископ Моисей в 1830 году открыл в Саратове духовную семинарию и Крестовоздвиженский женский монастырь.
Книга Александра Новикова завершается хронологической летописью этого периода жизни Саратовской епархии и приложениями, в которых были опубликованы некоторые исторические документы. Это издание стало прекрасным подарком всем, кто занимается церковной историей Саратовского края, оно и по сию пору является основополагающим трудом по данной исторической эпохе.
Александр Павлович окончил исторический факультет Саратовского государственного университета, но защитил диссертацию по философским наукам; работал он доцентом кафедры социологии СГТУ. Будучи автором более чем ста публикаций, он являлся членом Международной ассоциации исторической психологии и Российского общества историков-архивистов. В сфере его научных интересов была, в частности, деятельность председателя Учредительного собрания, уроженца Хвалынска В. М. Чернова. Он также исследовал такой исторический факт: совсем недалеко - в новоузенских степях - великий русский полководец А. В. Суворов преследовал (по вычисленному историком маршруту) в 1774 году Емельяна Пугачева и способствовал его пленению.
Когда к Александру Павловичу обратились за помощью в организации Музея истории Саратовской митрополии, он откликнулся на это со свойственной ему отзывчивостью. Первая попытка устроения музея была предпринята еще саратовским епископом Иаковым (Вечерковым), но в советское время многие собранные им вещи перекочевали сначала в СУАК (Саратовскую ученую архивную комиссию. - Ред.), а потом оказались в краеведческом музее.
Новикову приходилось вести эту работу параллельно с преподавательской деятельностью. Он писал мне: «Занятия идут каждый день по несколько пар. <...> Работаю так, как на заре своей юности. <...> Отсыпаюсь до 3-4 час. А затем сажусь за продолжение лекции, а утром в 8-9 иду на занятия».
Он говорил, что музей должен стать хранителем исторической и социальной памяти с просветительскими, образовательными и воспитательными функциями. Вокруг музея могли бы консолидироваться лица, занимающиеся научными изысканиями в области истории Саратовской епархии - истории, которая до сих пор, к сожалению, не написана. Он говорил: «Вот "Очерки истории Саратовского Поволжья" в нескольких томах есть, а по истории епархии нет ни одной обобщающей и детальной работы!».
За активное участие в организации музея Александр Новиков был удостоен в 2013 году Архиерейской грамоты. В том же году, в рамках празднования Собора Саратовских святых, он провел в Балашовском институте СГУ презентацию готовившейся книги о епископе Павле (Вильчинском) - этот труд, как и книга о Балашовском монастыре, остался незавершенным. Это, в частности, было обусловлено тем, что, будучи дотошным исследователем, Александр Павлович тщательно и, что неизбежно, долго проверял достоверность любой информации, прежде чем включать ее в свой текст. Он вел обширную переписку с иногородними архивами и в свободное от основной работы время нередко ездил туда, чтобы поработать с документами самому.
Также он содействовал Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии в сборе фактологической информации, связанной со священномучеником Иоанном Днепровским. Ему удалось установить точное местоположение дома № 24 по улице Калачевской г. Новоузенска, что оказалось весьма непросто, поскольку со временем нумерация поменялась. Дом несколько раз после смерти приютившей святого Иоанна монахини Акилины перестраивался и переходил из рук в руки, то есть продавался и перепродавался. Ни в местном архиве, ни в БТИ сведений не сохранилось. В результате дом, где жил подвижник, был отчасти, как шутил Александр Павлович, «вычислен с помощью народного вече» - старожилов этой улицы.
А незадолго до кончины он опубликовал работу, посвященную начальнице Балашовской Покровской женской общины монахине Сарре (Ананьевской), духовным наставником которой был известный Оптинский старец - преподобный Иларион (Пономарев), девять лет до того проживший в Саратове. Когда-то, в 2001 году, в статье о Покровском монастыре Балашова Александр Павлович писал: «Возможно, наступит время, когда и на Балашовской земле вновь возникнет святая обитель». И как он радовался, когда в 2013 году женский монастырь в честь Покрова Божией Матери в городе Балашове был наконец открыт решением Священного Синода!
Нередко мы оказывали друг другу консультационную помощь, и в последние годы он говорил мне о стремлении всецело посвятить себя исследовательской работе в архивах. Однажды он мне написал: «Историю, любую, тем более церковную, надо лелеять и беречь, как дитя малое, и относиться с такой же теплотой, вниманием и заботой, как любящий сын или дочь относится к своим родителям».
Последним письмом от него был короткий ответ на мое пасхальное поздравление. Александр Павлович категорично и, как оказалось, символично написал: «Воистину воскресе! Тебе так же желаю всего наилучшего навсегда!».
Александр Павлович был видным специалистом в области церковной истории Саратовской епархии дореволюционного периода, его отличали высокий научный профессионализм, глубокий ум, христианская доброжелательность, личная скромность и простота в общении. Отпевание и погребение его было совершено на городском кладбище родного Новоузенска. Все, кто знал А.П. Новикова, сохранят в своих сердцах добрую память об этом замечательном человеке.
В завершение хочется процитировать его слова о саратовских епископах XIX века: «Неся свой жизненный крест, можно и нужно подражать их трудам и подвигам, если мы ищем спасения, если хотим подняться к высотам духа, освободиться от рабства низменных страстей и из отверженных и наемников в доме Отца Небесного стать детьми Божиими».
Газета «Православная вера» № 09 (557)
Валерий Тепловhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/istoriyu-nado-leleyat-i-berech-kak-ditya-maloe