itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Продолжение тихого подвига

Новости Москвы 
0
377
Время на чтение 11 минут

Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года в городе Вольске снова действует Владимирский женский монастырь. 1 ноября текущего года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил возведение в сан игумении монахини Макарии (Семеновой).

Для вольчан восстановление величественного и славного монастыря, разрушенного в свое время большевиками, - радостное и долгожданное событие.

Разорение святой обители

История Владимирского женского монастыря и богата, и трагична.

Первое монашеское поселение появилось в Вольске весной 1856 года. Насельницы новой обители - девицы Анна Дмитpиева, Екатеpина Николаева и Даpья Фpолова (впоследствии схимонахиня Доpофея) - основали свое поселение недалеко от старинного кладбища. Место будущего Владимирского женского монастыря было торжественно освящено 12 мая 1858 года, а 19 октября 1866 года обитель получила статус общины.

Владимирский монастырь быстро развивался благодаря щедрым пожертвованиям зажиточных вольских мещан. Очень скоро на территории монастыря были возведены Успенская церковь, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, трапезная церковь во имя святителя Афанасия Александpийского и святой праведной Елисаветы; кроме того, появились богадельня и больница. Монастырь славился своими рукодельницами. Как пишет краевед протоиерей Михаил Воробьев, «чудом сохранившиеся шитые бисером оклады икон, сделанные в монастыре, поражают своим изяществом и тщательностью работы. Мещанские и купеческие семейства Вольска заказывали в монастыре комплекты постельного белья и прочего приданого для девиц, готовящихся к замужеству».

Монастырь был ликвидирован 10 марта 1919 года, когда уездная комиссия по отделению Церкви от государства приняла решение передать его здания в ведение собеса «для организации приюта для детей, присланных из Петрограда, Москвы и других городов». Разгром обители растянулся на несколько десятилетий. В 1922 году храм в честь Владимирской иконы Божией Матери пережил изъятие церковных ценностей. В начале 30-х годов он был разрушен до основания, от него остались только ступеньки паперти. Трапезная церковь во имя святителя Афанасия Александрийского была превращена в жилой дом. Многие монахини и послушницы Владимирской обители были репрессированы.

Новый район, который возник на месте разгромленного монастыря, назвали Пролетарским. Как и большинство окраинных районов советских городов, он пользовался дурной славой.

Построить храм

В начале нового тысячелетия - 8 сентября 2000 года - на пустыре Пролетарского поселка был установлен трехметровый поклонный крест, но только через 13 лет часть уцелевших зданий бывшего Владимирского монастыря была возвращена Саратовской епархии, и в Вольске началось возрождение монашеской жизни. Летом 2013 года здесь было учреждено подворье саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря. В Вольск приехали монахини из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Калужской области: будущая игумения, тогда еще просто монахиня Макария (Семенова) и инокиня Дамиана (Малькова).

На момент ликвидации монастыря в обители было около трехсот насельниц. Сегодня их - пять: матушка Макария, инокиня Евфрасия, инокиня Анастасия и две послушницы - Марина и Валентина.

- Подворье по сравнению с самостоятельным монастырем - это все равно, что детский садик по сравнению со школой, - объясняет нам матушка Макария, - или переходный период. Он нужен, чтобы увидеть, способны ли люди, которые на подворье пришли, организовать самостоятельный монастырь, хватит ли у них на это сил, и физических, и, особенно, духовных.

Закладка фундамента храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. 21 мая 2014 года Строящийся храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. 2015 год

Главная задача - построить храм. Сейчас на территории монастыря действует домовая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Первую Литургию в ней совершили 6 января 2014 года. Она, конечно, тесновата. А строящийся храм пока стоит без кровли. Не хватает денег.

Новый храм строят всем миром. Помогают и местная администрация, и предприниматели, и простые прихожане.

- Любовь вольчан к этому месту огромна, - рассказывает матушка Макария. - Я уверена, что именно горячая молитва местных жителей привела к тому, что здесь началось возрождение монастыря. Мы очень благодарны всем, кто нам помогает. Кто-то жертвует на строительство значительные суммы, кто-то помогает стройматериалами. Например, Андрей Владимирович Лопатин, директор завода «Железобетон», помог нам залить фундамент храма. Неоценимую помощь оказал нам бывший депутат Госдумы Владислав Владимирович Малышев, а его супруга Екатерина привезла нам из Иерусалима мощевик со святыми мощами святителя Спиридона Тримифунтского, святой Екатерины, святого Георгия Победоносца, святителя Луки, святителя Тихона, патриарха Московского, святителя Макария, митрополита Киевского.

Большинство наших прихожан, конечно, небогаты. Но по милости Божией даже из крохотных пожертвований складываются необходимые суммы. Господь дает нам средства, чтобы продолжать начатое дело.

Приход и прихожане

Постоянного священника при монастырском храме пока нет. Служат свободные вольские священники по череде. Но приходская община сложилась, в ней около 50 человек. Среди прихожан много детей. Монахини готовят вместе с ними настоящие концертные программы, посвященные тому или иному празднику. Со временем здесь обязательно будет открыта воскресная школа.

Люди в монастырь едут не только из Вольска - со всей округи. Иногда приезжают целыми приходами. Например, своеобразная дружба сложилась у монастыря с храмом священномученика Космы Саратовского, что в Заводском районе Саратова.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершает молебен Божией Матери в домовом храме Владимирского женского монастыря. 1 ноября 2015 годаЛитургия в домовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. 8 сентября 2015 года

Прихожане всячески помогают сестрам монастыря в решении бытовых проблем: привести жилые корпуса в надлежащий вид, организовать трапезную, следить за тем, чтобы крыша не протекала, починить сантехнику. А еще есть каждодневные дела: приготовить еду, подоить козу, прибраться... Всего и не перечесть.

На вопрос о том, что приводит сюда помощников, у каждого из которых есть и семья, и работа, одна из трудниц мне отвечает: «Желание поработать во славу Божию!». Называть свое имя она не хочет, считает, что это нескромно. Другая помощница у монахинь - Галина Ивановна - учитель с многолетним стажем. Она работает в коррекционной школе Вольска и занимается с детьми-инвалидами на дому.

Трудницы уверяют меня, что совсем не устают от работы в монастыре.

- Для нас это как санаторий. Иногда кажется, что сил больше нет и сейчас упадешь, но возвращаешься из монастыря домой, и откуда ни возьмись берутся силы для домашних дел. Когда нам плохо, мы сразу едем сюда и здесь за работой забываем обо всех болезнях и проблемах. Матушка Макария всегда нам рада, а дел в обители - непочатый край. Монахини просто падают под грузом обязанностей. Помоги им, Господи!

Весточки из прошлого

Несмотря на то что от былого расцвета обители осталось немного, монахини чувствуют живую связь с ее прошлым.

Весточка может прийти неожиданно. Буквально за несколько дней до того, как матушку Макарию возвели в сан игумении, одна молодая женщина приехала из Саратова и привезла ей в подарок удивительно красивые розы. Оказалось, что ее двоюродная прабабушка некогда была здесь игуменией. Гостья из Саратова не может даже назвать ее фамилию. И это неудивительно. Ведь многие в советский период старались забыть об опасном родстве.

- Знаете, вроде бы ничего особенного - красивый букет, но у меня возникло такое ощущение, - рассказывает матушка Макария, - как будто та игумения благословила меня.

Трогательная и печальная история связана с иконой святого Валентина мученика из разрушенного Владимирского храма. Эту икону передал в монастырь некий человек по имени Игорь. Оказалось, что икону сохранила его жена - родственница одной из насельниц разрушенного монастыря. Эта женщина очень хотела передать сохраненную икону во вновь открывающуюся обитель, но за десять дней до приезда монахинь в Вольск она умерла. От времени или, может быть, от перенесенных невзгод икона совсем потемнела, и лик святого еле просматривался.

- Потемневший оклад нужно было почистить сразу, но я, честно говоря, в водовороте дел просто забыла об этом, - признается матушка Макария. - Но, когда икону вернули в храм и к ней стали прикладываться прихожане, серебро оклада начало светлеть, на нем появились как бы такие светлые солнечные лучики. Со временем и лик прояснился. И когда прошло сорок дней со дня смерти сохранившей этот образ женщины, и ее муж пришел в храм, он подумал, что икону почистили специальным составом.

В монастыре проясняются не только лики икон, но и лица людей. Ведь не только икона, но и человек - это образ Божий. В каждом человеке есть благодать, но он зачастую сам не дает ей действовать в своей жизни.

К сожалению, не все чтимые святыни Владимирского монастыря пока удалось вернуть. Например, чудотворная Иверская икона Божией Матери все еще находится в Вольском краеведческом музее. А история этого образа удивительна! Известно, что какое-то время он находился у пугачевцев, затем переходил из рук в руки и, в конце концов, оказался у сестер Вольского женского монастыря. Весной 1892 года икона начала мироточить. А через два месяца в Саратовской губернии разразилась эпидемия холеры. Молитва перед Иверской иконой Божией Матери оказалась спасительным средством, которое смогло остановить страшную болезнь в Вольске гораздо раньше, чем она ушла из Саратовского края.

Главное сокровище монастыря

Монах - молитвенник за весь мир, и именно молитва является главным сокровищем монастыря. Ведь, как говорит старец Паисий Святогорец, один затворник ценнее десяти проповедников, потому что проповедники говорят о Боге, а затворник Им живет.

Насельницы монастыря начинают свой молитвенный путь в половине седьмого утра: в домовом храме читаются полунощница, Часы, Изобразительны (то, что читается вместо Литургии, когда нет священника - поясняет матушка Макария). Потом - акафист святителю Николаю в память о том, что один из приделов разрушенного Владимирского храма был освящен во имя архиепископа Мир Ликийских. Затем насельницы монастыря расходятся по своим кельям для чтения монашеского правила: Апостол, Евангелие, три канона, акафист, четочное правило. В десять часов - первая трапеза. За трапезой насельницы слушают душеполезное чтение - творения святых отцов. После утренней трапезы монахини занимаются хозяйственными делами. В 13.00 все собираются на чтение акафистов Владимирской иконе Божией Матери и Афанасию Великому, затем - обед, после обеда - крестный ход. Вечернее богослужение начинается в 16.00 или 17.00, в зависимости от того, служит ли священник или вечерню и утреню читают сами монахини. После службы - вечерний чай; кто-то читает Псалтирь, а кто-то выполняет трудовые послушания.

- Когда мы сюда приехали, - рассказывает матушка Макария, - нас даже полиция предупреждала, что район криминальный. Вскоре мы и сами убедились в том, что место здесь неблагополучное: в первое время за пределами монастыря ничего, кроме сквернословия, не было слышно. Для многих местных жителей, это, увы, норма общения. Но как только это место стало местом молитвы, сквернословия стало меньше, и, как говорит полиция, даже уровень преступности по району снизился. Молитва ведь действительно освящает и души, и пространство. Господь здесь не оставляет нас Своей благодатью. Мы реально в своем духовном опыте ощущаем былую молитвенную мощь разгромленного монастыря, и она дает нам силы восстанавливать то, что было утеряно.

Источник радости

Главная проблема в деле восстановления монастырей, конечно, нехватка монашествующих:

- Мы в Вольске уже два года, - делится своими размышлениями матушка Макария, - и у нас есть много помощников, которым мы, конечно, благодарны. Видно, что многих из них влечет монашеская жизнь, но им трудно сделать последний шаг и принять монашеские обеты. Нет решимости, да и откуда же ей взяться? Современному человеку трудно отринуть соблазны мира, потому что он воспитан в системе ложных ценностей. Многие сегодня тяжко больны духовно и часто даже не подозревают об этом! Все в мире направлено на то, чтобы превратить человека в раба удовольствий. Но ведь древние отцы Церкви своей жизнью и своим учением подняли человека на невероятную высоту! А те, кто все-таки приходят в монастырь, зачастую делают этот шаг после греховной жизни в миру.

Настоятельница Владимирского женского монастыря монахиня Макария (Семенова) в день возведения в сан игумении. 1 ноября 2015 годаСама матушка пришла к Богу в лихие девяностые. Училась в Казанском госуниверситете на отделении журналистики, потом в Литературном институте в Москве. Писала прозу. Верующей в те годы не была. Крестилась в возрасте 27 лет, а уже через два года приняла иноческий постриг.

На вопрос о том, как матушка пришла к осознанию своего призвания, она отвечает коротко и просто: «Господь привел».

- У меня было чувство, что здесь, в миру, такая пустота, такая скукота! А мне хотелось глубины, хотелось понять, зачем я пришла в этот мир? Неужели для того, чтобы жить суетой? Все казалось безнадежным, и душа искала выход из этого кошмара. Однажды я поняла, что если не будет какого-то прорыва, то душа не выдержит, и я сойду с ума. Я думаю, что из этого ада меня вывела молитва моей бабушки.

Свой иноческий путь будущая игумения начинала в стенах Черноостровского Свято-Никольского монастыря в Малоярославце и даже не думала, что когда-нибудь ей придется покинуть родную обитель. Но именно ей Бог судил стать настоятельницей монастыря на Волге.

- Быть человеку монахом или нет, - продолжает свою мысль матушка Макария, - решает Господь. Он испытывает нас постоянно. Первый период - период послушничества - в жизни будущего инока самый трудный, потому что, когда человек только-только пришел из мира страстей, выдержать однообразие очень тяжело. Ему еще только предстоит выйти из той духовной сухости, в которой человек живет в миру, открыть Богу сердце. Мы уходим от суеты, удовольствий и развлечений, чтобы обрести чистоту, отсечь страсти и смиренно надеяться, что Господь по великой Своей милости дарует нам, недостойным, источник нетленной духовной радости.

Пора собираться в обратный неблизкий путь - два часа на машине до Саратова. Но уезжать не хочется. Надеюсь вернуться сюда снова, уже не по заданию редакции и без диктофона, чтобы на несколько дней соприкоснуться с миром неслышного молитвенного подвига.

Журнал «Православие и современность» № 36 (52)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/prodolzhenie-tikhogo-podviga
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59