Воспитатель душ

Педагогическая деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского

0
649
Время на чтение 6 минут
Благодаря святому праведному Иоанну Кронштадтскому тысячи людей обрели смысл и радость жизни, исцелились от телесных и душевных болезней, получили материальную и духовную поддержку, встали на путь веры. Память святого праведного Иоанна Кронштадтского - 2 января, в день блаженной кончины.

Основные принципы педагогики отца Иоанна Кронштадтского

Отец Иоанн заявлял не раз, что задача каждого преподавателя состоит в том, чтобы дать ученикам прочный фундамент знаний, на котором они сами могут впоследствии строить здание разумного миропонимания. Важно не количество информации, а прочность усвоенных знаний. Прочность эта, на его взгляд, обеспечивается соединением знания с живой человеческой душой. «Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно?» - задавал он вполне обоснованный вопрос.

«Не в том сила, чтобы преподавать многое, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное... Область знаний безгранична. Но область полезных и существенно необходимых знаний ограничена. Из множества достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему, соображенную с количеством других предметов... В противном случае мы будем разрушать труды один другого...»

Целью же педагогической деятельности должен стать поиск добродетели и выяснение цели жизни и жизненных ценностей. Обучение должно сочетать две цели - образованность и благочестие. Учитель должен воспитывать душу ребенка, а не просто набивать его голову информацией. Отец Иоанн писал:

«Можно и весьма много знать, как говорится, проглотить науку, быть весьма ученым человеком и в то же время, увы, быть негодным человеком и вредным членом общества».

Дом трудолюбия отца Иоанна

Дом трудолюбия отца Иоанна

Отец Иоанн Кронштадтский выступал против сведения Закона Божия на один уровень с другими школьными предметами. По его мнению, Закон Божий должен находиться во главе прочих наук. Закон Божий - это не предмет умствований, а закон жизни. Отец Иоанн не одобрял того, что во время экзамена по Закону Божию школьникам нередко задавали излишне сложные и мучительные вопросы. Кроме того, он считал кощунственным выставление оценок за Закон Божий, так как главным критерием при оценивании должны быть не схоластические знания, а живость веры. Преподавая Закон Божий, отец Иоанн все свое внимание направлял не столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько на то, чтобы «пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, какими была полна его душа».

Основной целью преподавания Закона Божия должно стать привитие ребенку способности распознавать и предостерегать грех.

Привить детям любовь к житиям святых, а прежде всего к Евангелию, - вот что святой Иоанн считал самым важным в преподавании Закона Божия. Его вдохновлял на это собственный опыт.

«Знаешь ли, - сказал батюшка в беседе с игуменией Таисией, - что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовью к Нему? Это Святое Евангелие... Могу сказать, что Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем, с которым я сроднился с ранних лет».

s-krestnikom

Главным качеством учителя, по мнению отца Иоанна, должна быть любовь к детям. Учитель должен осознавать высокий уровень ответственности, возложенный на него, за образование и воспитание детей.
Важнейшие принципы педагогической деятельности отца Иоанна Кронштадтского:

1. Бог есть основа и источник всей жизни и всякого познания, цель и смысл человеческой жизни и деятельности.

2. Преподавание должно быть простым и цельным.

3. Преподавание должно быть неотделимым от воспитания, а воспитание должно иметь приоритет над обучением.

4. Без благодатной помощи христианской Церкви невозможно полноценное воспитание, прежде всего - сердца.

5. Педагогу нужно иметь дар любви к детям.

6. Педагог должен иметь воодушевление от Духа Святого и нести ответственность за свою деятельность перед Богом.

7. Методика преподавания должна быть проста, доступна и наглядна.

8. Крайне вредна погоня за обилием знаний.

9. Нужно вовремя замечать и всеми силами исцелять душевную порчу, не смешивая при этом человека со злом, которое в нем.

10. Нужно воспитывать детей примером своей жизни.

Педагог-законоучитель

В отце Иоанне жила какая-то неземная, ангельская любовь к детям, она-то и двигала весь учебно-воспитательный процесс, вдохновляя его. То был особый благодатный Божий дар, возогретый им настолько, что и в последующие годы, уже оставив учительскую деятельность, отец Иоанн часто исцелял больных детей силой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Известны его слова, обращенные к детям, ученикам гимназии, где преподавал отец Иоанн:

«Вы - дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе, духовная кровь моя - наставления мои - текут в жилах ваших... Вы - дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце моем и молюсь за вас. Вы - дети мои, потому что я, действительно, как священник, - отец, и вы называете меня батюшкой».

Святой Иоанн приводит сирот в приют

Святой Иоанн приводит сирот в приют

Школьному делу отец Иоанн отдавался всецело, как и пастырскому, считая школу преддверием Церкви, а заботу о школе - важнейшим делом Святой Церкви. У отца Иоанна не было неспособных, его беседы запоминались навсегда и почти одинаково сильными и слабыми. Все внимание отца Иоанна было направлено не столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько на то, чтобы пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, какими была полна его душа. Будучи добрым и религиозным человеком, отец Иоанн обладал и особым даром преподавания, который имеют далеко не все педагоги. Он не ставил двоек, не «резал» на экзаменах, не задавал уроков, а вел в часы своих уроков беседы со своими питомцами о предметах веры. Спрашивал обыкновенно сначала тех, кто сам заявлял свое желание отвечать урок. А желающих отвечать урок обыкновенно было много. Протягивались нетерпеливые руки, и слышались умоляющие возгласы: «Батюшка, позвольте мне!» Иметь «три» по Закону Божию считалось среди его учеников величайшим позором. Он был добр, но огорчить его невыученным уроком было стыдно, поскольку ученики его искренне уважали и любили, а потому старались прилежно заниматься.

Отец Иоанн никогда не прибегал ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся.

Н.В. Суровецкий, один из учеников отца Иоанна, вспоминал:

«Нужно было видеть, с каким воодушевлением, с какою удобопонятностью и ясностью отец Иоанн передавал нам свои познания христианского учения. Так и представляется глазам его доброе лицо с ясным, любящим взором, обращенным на нас. И во всю жизнь впечатление этого взгляда и этой любви не изгладится из нашей памяти».

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, кандидата к исключению из гимназии, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырастал полезный член общества. Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.

Ученики отца Иоанна учились у него и вне уроков. Они любили его службу. Многие из них, идя утром в гимназию, заходили в собор, где батюшка после утрени молился за тех, кто к нему приезжал за советом или помощью, и бывали свидетелями того, как молитва их учителя не только духовно поднимала этих людей, но и врачевала их физические страдания. Так созидалось нелегкое дело духовного просвещения, преображения человеческой личности.

Отец Иоанн Кронштадтский отмечал огромную воспитательную и педагогическую роль труда. В 1842 г. его стараниями в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия» и при нем два начальных училища, лечебница, приют для бездомных, различные мастерские.

В педагогических воззрениях отца Иоанна можно выделить пять наиважнейших факторов воспитания:

1. Личный пример учителя, ориентирующий и препровождающий к небесному Первоучителю - Господу нашему Иисусу Христу.

2. Благодатная помощь от Бога по молитвам и участию в церковных Таинствах.

3. Духовническое руководство воспитуемым.

4. Душеполезное обучение, прежде всего Закону Божьему, а также - общение, чтение, наставление от старших и более опытных.

5. Благотворная христианская среда, которую представляет православная семья и церковная община.

http://pokrov.pro/vospitatel-dush/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 11:56
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 11:49
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
23.04.2024 11:45
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11