itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Восхождение к одухотворенной нравственности - 3

Интервью с доцентом кафедры «Мировой философии и теологии» Валерием Ивановичем Ильченко (часть 3)

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
404
Время на чтение 17 минут

После публикации 1-й и 2-й части интервью с Валерием Ивановичем Ильченко - доцентом кафедры Мировой философии и теологии «Восхождение к одухотворенной нравственности» минул год. Много событий пронеслось за этот оборот Земли вокруг Солнца, но встреча с этим ярким, пышущим жизнью человеком, не забылась. Не забылись и его слова, сказанные мне, как человеку пишущему: «Божье слово не быстро, оно многозначительно и весомо, им не бросаются скоропалительно. Задача писателя - созидание, мир и любовь, жизнь вечная - привнесенные словом Божиим.»

Помню чашку крепкого чая, налитую мне Валерием Ивановичем, десяток толстых томов им же написанных и разложенных на столе для дальнейшей работы, открытый ноутбук, на экране которого выплывают нужные цитаты и схемы и пару листов бумаги, густо исчерченных рукой ученого для лучшего и наглядного усвоения материала. Доводы доцента перевернули мое сознание. Несколько раз я перечитывала интервью, словно сверяя свой внутренний «компас», выправляя путь к истине, пока не вспомнила, что на диктофоне осталась часть записи нашего разговора, не вошедшая в первые две части интервью по причине лимита на размер материала. Так появилась 3-я часть интервью, которую основательно дополнил Валерий Иванович в свете новых событий, произошедших в мире.

"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Матфея, 12: 35)

- Не понимаете ли вы, что всё, входящее в уста, входит в чрево и извергается. А исходящее из уст, из сердца исходит. То есть в человеке и доброе из сердца выходит, и злое. По сути дела источником зла и добра является сам человек, ибо он создан свободным. Он сам в себе должен определиться, куда ему двигаться: вверх по духовной вертикали к святости, ко Господу или вниз, в смертельные объятия дьявола. И это мы должны показать народу, людям, учителям, руководителям... Вы думаете руководители все это знают? Им также иногда ненавязчиво надо подсказывать куда двигаться. Ведь и они не получили должного духовного воспитания и образования. Вернемся к нашей схеме и доказательной логике. Вот здесь на графике на самом вверху слева пространство не только высшего благоденствия первородителей с Богом, но и драма грехопадения Адама и Евы. После изгнания их из Рая потенциал нравственности человека начала падать, и сегодня его уровень очень низкий. Мы знаем из Библейской истории, что был потоп, кровь, смерть и все остальное. Сам князь Владимир был жутким человеком, пока был язычником, но все-таки понял, что это не тот путь, что это путь вниз. И были попытки пойти вверх, но это были только попытки.

А нравственность народа все падает и падает. Черномырдин как сказал? «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Значит - плохо, недостаточно. Евангелие утвердительно утверждает нам: «Весь мир лежит во зле» (1Ин.5,19). Не только лежит, «яко свинья в калу», но с еще большим мазахизмом погружается в его глубины. А технологии? А технологии растут (пунктирная кривая): от каменного топора до айпадов, крылатых ракет... все что хочешь, придумали и вновь придумают такое, что и во сне еще не приснилось.

- Но мы же с удовольствием пользуемся этими технологиями.

- Это да. Цивилизация безудержно снабжает нас этими новинками. А теперь смотрите: мы накладываем траекторию падения духовно-нравственного состояния общества на кривую технологического роста. Что получается? Пока сердце, совесть, духовность превалировали над технологическими возможностями, нравственные ценности еще были значимы в социуме и ими люди руководствовались при принятии решений. Это функционально можно обозначить значком «». А вот граничная точка пересечения кривых - критическая точка «К». Теперь смотрите, что происходит, когда мы перешли эту точку. Здесь приращение уже противоположное. Теперь безумные технологии воцаряются над совестью, нравственностью и другими добродетелями. Такое приращение отрицательное «». На научном горизонте уже маячит клонирование человека. Ящик Пандоры может развалиться по всем швам и тогда вся мерзость ринется в мир... Тут все переворачивается до наоборот.

- А когда это все было? Когда произошло пересечение этих кривых?

- А это началось, по большому счету, с Эпохи Возрождения. В каменный век был каменный топор. Потом изобрели одно, другое, третье... Но когда уже начали изготавливать оружие массового уничтожения, а это тоже была закладка современной науки, но научное - а это все изощренные мозги, но не сердце, наполненное жертвенной любовью - то стало понятно, что человечество может само себя уничтожить. Человек становится негодяем ровно в тот момент, когда безумный разум начинает одерживать верх над совестью (Мишель Емельянов).
Вот вывод. А что дальше? Жажда новых открытий, обеспечивающих несанкционированную прибыль, загоняют советь в подполье, о чем писал еще Ф.М.Достоевский. А мы не можем их открытия остановить, мы же ими пользуемся. Правильно? Вот эта машинка-телефон, я бы 15-20 лет назад не поверил, что она будет, а она - есть и господствует над нами.

- Так может Нам технологии даются в помощь, чтобы мы преодолели это падение? - Для чего они нам даются? А чтобы хакер залез в банковскую систему и забрал чужие деньги. Или безумный террорист добрался до красной ядерной кнопки и взял в заложники все человечество. Сегодня мобилка связала человека мертвой хваткой, а по Интернету открыто набираются рекруты в армию Игил.

- Но инструментами, молотком, ножом и т.д. может пользоваться и добрый и злой. Смотря в каких целях его использовать. - Именно! Так вот, я ввожу сюда и связываю три понятия в два: «Добро» - «Зло» и «Творчество».

- А творчество здесь при чем?

- Человека нужно научить: ты добро творишь или зло? Как мы оцениваем результаты этого самого творчества? По главному нравственному критерию! Это - добро, а это - зло. Получается добротворчество и злотворчество. Киллер, который хочет убить человека - творец? Да, он творец, но он является субъектом злотворчества.

- Он разрушитель, вообще-то.

- Он творец, он тоже созидает целую систему преступления: как найти точку выстрела, куда и когда придет его жертва. Он творит, но в итоге - он творит зло. Поэтому, всякое творчество должно задумываться и оцениваться по первичному нравственному результату. Мы творим во славу Бога, или в угоду дьявола? Я когда-то руководил дипломной работой, которая называлась «Создание антивирусных систем». Сколько людей, умных, талантливых, созидают вирусы и получают за это большие деньги. Они творят? Творят! Хорошо получать денежку, а куда твой вирус пойдет? А он пойдет на разрушение компьютерных систем. И вот это уже будет злотворчество. Правильно? Задача нашей системы образования как раз и заключается в том, чтобы в процессе обучения и воспитания готовить совестливых субъектов добротворчества, исполненных жертвенной любовью к ближнему. Но в пространстве отрицательной архитектоники царствования цивилизационных технологий это невозможно. Это путь тупиковый и смертельный при каких-то предельных значениях «max». Российская империя распалась? Распалась! СССР распался? Распался! Почему? А вот это и есть результат ухода в минусовые значения духовно-нравственного состояния общества. Это пространство дьяволизма и сатанизма, пространство греха. А грех - это промах, а значит - мимо цели, мимо смысла бытия.



Данную данность в свое время поняли и политики (М.Горбачев - Р.Рейган), и ученые (А.Сахаров и Е.Велихов), когда просчитали феномен «ядерной зимы», при взрыве только десятой части накопленного ядерного потенциала.

Неужели нет выхода? А что нам нужно делать сегодня? Где мы сегодня находимся в ЛНР?

Выход всегда есть. Нужно найти правильное решение и обязательно забрезжит свет в конце тоннеля. Мы сегодня находимся примерно в точке F. И не только мы в ЛНР. Это проблема практически всех народов мира. У нас теперь два пути: или падать дальше (F → Х) и тогда Бандера и всякие факельные шествия, и «убей сепаратиста», и все, что ты хочешь, хоть прыгай до упаду под чью-то дудку: «Кто не скачет, тот москаль». Вот это и есть пример дебилизации не только одного общества, но и всего мирового сообщества. Недаром на схеме «красуется» череп и буква Х, перечеркивающая всё и вся. Сегодня это глобальная проблема для всего однополярного мира. Но есть другая, спасительная траектория движения (F → R → L) по которой можно начать подниматься вверх. Вот в ЛНР сказали люди: мы не хотим идти по пути, который нам предлагает майданная Украина. По этому гибельному пути не хочет идти и Россия. Президент В.В.Путин практически всю свою речь на Валдайском форуме как раз и посвятил выходу на эту духовную траекторию. Потому проблемы Украины, Донбасса и Сирии - это звенья одной цепи. Куда и с кем идти. Крым сразу определился. Он начал движение в направлении F → R. Все недоумевают, почему нет прогресса в Минском процессе? А его и быть не может. График очень четко отвечает почему. Да потому, что векторы движения ДНР и ЛНР направлены в совершенно ином направлении (F → R → L), чем движется Украина (F → Х). В аналогичной логике представляются разноверкторные переговоры России и США по многим международным проблемам.

- Больная тема. За что кровь пролилась на майдане? За разрушение страны? И там ведь те же снайперы сидели, творящие злотворчество. - Да, да, да. А теперь мы говорим: «А если подняться нам выше?» Так вот, духовно-нравственное воспитание общества - это то средство, которое позволяет нам выйти за пределы этой гибельной зоны. Но тут что нас ожидает? А тут страшные перегрузки. Вот представьте: самолет пикирует, уже близко земля и нужно срочно выходить из пике, тянуть ручку управления самолётом на себя.

- Да уж, ушки заложит.

- Да там не только ушки, но и все, что есть перекосит. Кстати, когда мы помогали Вьетнаму, поставляя туда реактивные истребители, вьетнамские летчики иногда разбивались. Потому что, когда они выходили из пике, у них не хватало физических сил выводить из него самолет, преодолевая перегрузку, которая иногда превышала 8 - 10 g. Вот и нас в ЛНР, во всей социальной системе, в том числе и в системе образования, ожидают вот такие огромные духовные перегрузки. И если мы их преодолеем, а это и инерция учителей, и нежелание принятие Бога, мы преодолеем отрицательные значения и выйдем в жизненные значения духовно-нравственной и совестливой шкалы состояния общества. Но сам человек, без Бога, этих перегрузок никак не преодолеет. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн. 15:5).



- А если с Богом, то преодолеем?

- Да, мы сможем это все преодолеть только с Богом! То есть мы должны по Его благодати это делать, мы должны так молиться, чтобы Он нас вел по этому пути. И тогда вся мощь благодати попадет на внутреннего человека, внутренний человек подскажет своему любимому внешнему, и внешний приступит к нужному виду деятельности. Выбраться из глубокой духовной «потенциальной ямы» (физическое понятие), можно только силой распятого Иисуса Христа на кресте. Человеку это невозможно. Значит нужно привести себя ко Христу и распяться вместе с Ним. Ап. Павел возвещал: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Только тогда можно обеспечить себе путь спасения на траектории F → R →L. Но в спасении нуждаются все приходящие в мир поколения. Вот такая тонкая зависимость здесь! И поэтому, как только мы преодолели точку R и вышли опять в пространство «», все будет класс! Общество встанет на путь развития и процветания. А теперь я ставлю вам вопрос: сколько времени на это все надо?

- Думаю, пятилетка, как минимум? Но, понимаю также, что это процесс бесконечный. - О-о-о! А Моисей сколько лет водил евреев по пустыне?

- 40 лет.

- Еврейский народ, каким был до Египетского плена? Богоизбранным. А Моисей при помощи Бога сделал его каким? Богосозданным! Моисей спас народ, выведя его из плена, преодолев точку F. Но для этого ему потребовалось 40 лет тяжелых испытаний пустыней, чтобы начать двигаться в направлении R. Именно пустыня стала педагогическим процессом воспитания. Это движение было успешным лишь потому, что Моисей получил на горе Синай от Бога скрижали, на которых были записаны 10 заповедей - Закон Божий. Именно на этом законе был воспитан народ.



Еще один положительный исторический пример, связанный с принятием Князем Владимиром православия на Руси. Языческая Киевская Русь тоже оказалась у опасной черты, обозначенной точкой F. Но принятие именно православия в качестве единственной веры спасло Русь. В.В.Путин, в своем обращении к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием (4 декабря 2014 г.) отметил, что «именно в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам основание сказать, что для России все это имеет огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм». И сегодня, в Москве, в праздник иконы Казанской Божией Матери и чествования Дня Народного Единства торжественно открыли памятник Равноапостольному Князю Владимиру. Россия уверено стала на путь движения по траектории F → R → L.

А если рассматривать поколения нашего времени, которые живут в более комфортных условиях, чем были в пустыне, то этот путь не только тяжелее, но и более длителен. Нам тоже необходим современный Моисей, современный Князь Владимир, которые поведут народ ЛНР, но теперь уже под омофором двух заповедей, которые провозгласил Иисус Христос - заповедей любви.

- Но за эти три года военные встряхнуло наш народ. Хорошо так встряхнуло... - Встряхнуло. Да. Но и отпустило тут же. Мы быстро успокаиваемся.

- И все же, процентов 10 наших людей уже находятся, видимо, на выходе из этого пике. Не так? - Хочется верить в эту оптимистическую цифру. Но основная масса людей осталась на том же уровне, в районе точки F. Так вот теперь надо всей этой инертной массе показать: ребята, вот эти точки черные, они ведут к гибели. Вы не хотите заниматься духовно-нравственным воспитанием? Учителя, преподаватели высшей школы, вы на данном этапе самое слабое место в этой цепочке. Как вы будете учить тех учителей, которые пойдут в школу, как учителя будут учить детей своих, если они эту теорию и практику не воспримут. Вот для этого нужна при университете им. Т.Шевченко кафедра духовно-нравственного воспитания. Я радуюсь тому, что там уже есть и храм св. муч. Татианы, с добрыми и мудрыми пастырями и Духовно-просветительский Центр Нестора Летописца. Так что начало этой большой работе положено. Но и тогда, только по благодати, Господь может помочь усилить эти процессы. Когда о. Виктор и о. Игнатий в храме святой Татьяны проводят службы, стоит в среднем 10-15-20 человек, а там должен весь университет толпиться, чтобы воцерковляться, чтобы от Бога почувствовать в сердце святую благодать! А воцерковляться - это участвовать в литургийной молитве, исповедоваться и причащаться Святых Господних даров. Кстати, когда я начал воцерковляться, что я начал делать? Я начал писать книги и статьи о своих ощущениях. А я обычно пишу-пишу, а потом через какое-то время возвращаюсь к этим записям и смотрю: «А что я там написал такое?». И вот я читаю и думаю: «Так это не я писал. Я такого не мог написать! Это слишком умно для меня». Оказывается, когда ты молишься и просишь Господа «подай», Он тебе дает, ты даже не соображаешь этого, Он твоей рукой водит. Микеланджело Буонарроти говорил: «Я есмь резец в руце Божией»! Господь водит твоей рукой через сердце твое! Человеку не дано такого. Вот я и пытаюсь доказать учителям нашим, что нужно обязательно индивидуально пройти такой путь воцерковления до конца. Ведь только претерпевший до конца - спасется. Но сколько на это надо времени? Так вот, чтобы тело, душа и дух находились под предводительством Духа Святого, в моем понимании на это понадобится, как минимум, половина столетия упорного, комплексного труда, в котором будет задействовано все общество: родители (семья), общеобразовательная школа, Вузы, церковь и само государство, хотя оно и отделено от церкви. Недаром символ и смысл двуглавого орла говорит о соработничестве (резонансной синергии) государства и церкви в водительстве и воспитании своего народа. Духовно-нравственное воспитание завершается у конкретного человека с последним вздохом и ударом сердца, а у всего человечества - на страшнем суде Господнем.



Сколько сейчас людей, которые причащаются? Ответ: 2-4%. Пусть даже 5-7%, но этого явно недостаточно. Я стоял в храме на Рождество Христово - 60-70 человек причащалось вместе со мной и моим сыном. (Иногда мне удается причащаться и в трех поколениях, вместе с внуком). Для сравнения: у меня есть старинная фотография часовни у Патронного завода Ленина. И там возле часовни тысячи людей стояли. Какой бы царизм ни был, но люди тогда не были испорчены так, как сегодня. Людей испортили и развратили, когда начались петровские преобразования в сфере духовности по наваждению Феофана Прокоповича. Именно тогда начали мостить те ступеньки, которые привели к 1917, а потом и к 1991 году. Наше бывшее, довоенное руководство системы образования совсем не признавали ничего этого.

- Помню, как люди ходили в ГОРОНО на счет введения в школе предмета «Православная этика», им не удавалось это решить на официальном уровне. Была глухая стена в этом вопросе... - Да, и мне пришлось задолго до войны доказывать некоторым высокопоставленным чиновникам от образования, что нужно обязательно вводить в школы «Закон Божий». В ответ они в отношении меня вертели указательным пальцем у виска (мою персону даже хотели поместить на «излечение» в психоневрологический диспансер). А в институте последипломного педагогического образования сотрудникам не разрешалось употреблять слово «духовность» в документах, статьях и лекциях. Все это было под запретом. Но я настойчиво задавал руководству вопрос: «А какое главное имя Бога?». Не знали чиновники этого имени. А оно гениально простое: «Бог есть любовь» - утверждает Евангелие. Они, чиновники, не пускали к детям Бога-Любовь. Тогда альтернативой этому: дьявол-ненависть. Вот и дозапрещались, допрыгались, доскакались. Не послушались Евангельских наставлений Иисуса Христа: «Иисус сказал: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него...; А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мар.10:14,15; Матф.18:6). Чтобы никого не утопили в глубине морской, потому мы вот тут с вами по этим всеми схемам и разбираемся. Сейчас я вам покажу еще несколько разработанных для моих лекций опорных схем.



Вот посмотрите, в научном пространстве уже сформулирован закон «Технико-гуманитарного баланса». Он звучит следующим образом: «Чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные духовные средства сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества». То есть духовность должна быть много выше всех этих технологий и технократий. А что у нас происходит в Республике: есть методический уровень, есть психолого-педагогический уровень, а есть и уровень министерства. Сверху спустили вниз директивы - масса людей не понимает, что с этим делать. На этом этапе отсутствует самый главный уровень - уровень Богочеловечности. Есть цели тактические, оперативные, стратегические, но над ними должна быть сверхцель - теологическая. Вся эта конструкции должна быть ориентирована, освещаться и освящаться не мирской Полярной звездой, а духовным, нетварным светом, идущим от Звезды Вифлеемской, которая известила мир о рождении Богочеловека - Иисуса Христа! Если в ЛНР заявлена идея духовно-нравственного воспитания, то по всем педагогическим канонам воспитание молодых поколений возможно только при наличии личностного идеала. Обычный земной человек, какого бы уровня социальных достоинств он не достиг (генеральный секретарь, народный герой, вождь, президент, олимпийский чемпион, мировой рекордсмен и т.д.), никоим образом не может быть личностным идеалом в педагогике, ибо он исходно грешен, исторически ограничен и смертен (кстати, мы все были свидетелями обильного ленинопада в Украине). В такой статус, личностного идеала, может быть возведен только Богочеловек, бытийствующий в вечности. О личностном идеале четко и однозначно высказался учитель учителей русских К.Д.Ушинский. В 10-м томе своих сочинений, создатель великой православной педагогики писал: «Только христианство может вести человека по великой и опасной дороге жизни: оно устремляет нас к совершенству, но тут же усмиряет нашу заносчивость, указывая живой идеал совершенства - Христа». Этот идеал наш педагог заимствовал у Евангельской Истины, которая обращается к каждому из нас с вечным призывом самого Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Я акцентирую на этом внимание потому, что ни в принятом Законе об образовании в ЛНР, ни в государственной концепции о духовно-нравственном воспитании граждан ЛНР (2016-2020гг.) о такой именно духовной стратегии - ни слова. А если ни слова, то обязательно рано или поздно (скорее всего рано) духовно-нравственное воспитание (ценности внутреннего человека) выродится в душевно-моральное (ценности внешнего человека). А последний обязательно пойдет по гибельному пути F → Х. Проблема усугубляется еще и тем, что система образования практически никогда не занималась реализацией нескольких феноменов, обязательно необходимых для выживания и развития социума: 1) Не ставилась задача формирование личности, которая имела целью реализовать свою человеческую предзаданность возрасти из образа в подобие Божие (обожение); 2) У молодых поколений не формируются представления о смысле жизни как сверх цели. До самой смерти множество людей так и не представляют, каков был главный смысл их жизни. Без четкого и истинного понимания смысла жизни, человеческая жизнь превращается в «хаотическое броуновское движение»; 3) Итогом изучения каждого учебного предмета должно завершаться формированием философских представлений о картине мира (физическая, химическая, биологическая, гуманитарная и др). А в итоге - целостной картина мира - научно-богословская; диалектико-метафизическая; естественно-сверхъествественная; логико-рациональная и образно-чувственная; 4) Картины мира помогают сформировать мировоззрение. Но эта задача в системе образования не ставилась как главная. Считалось, что мировоззрение сформируется само собой, в процессе изучения содержание учебных предметов; 5) Самосозидание личности, осознание смысла жизни, понимание целостной картины мира и формирование мировоззрение возможно лишь только при условии вырабатывания определенного стиля мышления. На современном этапе исторического развития оно должно быть: системно-диалектическим, логико-вариативным, вероятностно-прогностическим и трансцендентно-метафизическим. Но задача развития и формирования стиля мышления у подрастающих поколений системой образования специально никогда не ставилась. Упор всегда делался на использование памяти, а не мышления; 6) Когда мы говорим об образовании, то должны четко понимать смыл этого понятия. Образование - это формирование образа, - образа Божия. Система образования главнейшей своей задачей должна считать реализацию психолого-педагогических условий для прижизненного продвижения человека к подобию Божьему. Это эффективно можно осуществить, путем совмещения деятельностных пространств времен учебного года и индикта, года церковного новолетия (годичных круг богослужений), который начинается 1 сентября по юлианскому календарю (14 сентября по григорианскому («новому стилю»). Начало этому положено тем, что в ЛНР празднуются религиозные праздники как государственные: рождество Христово, Святая Пасха и день Святой Троицы. Только реализуя весь этот комплекс задач, можно говорить и о решении аксиологических (ценностных) задач, которые составляют сущностную основу духовно-нравственного воспитания. Есть ли в системе образования ЛНР такая структура, которая может научить всему этому учителей школ и преподавателей Вузов, которые потом воспитают в таком же духе своих учеников, студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов? Да, есть! Это кафедра мировой философии и теологии Луганского национального университета им. В.Даля. Я рад и счастлив, что имею честь служить доцентом на этом флагмане философской и богословской мысли. Завершить свое повествование хочу Евангельскими словами великой Истины, обращаясь ко всем читателям: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам... Если Бог за нас, кто против нас?» (Матф.6:33; Рим.8:31)

Беседовала Светлана ТИШКИНА

http://pravlitlug.ru/index.php/publitsistika1/item/3599-voskhozhdenie-k-odukhotvorennoj-nravstvennosti-3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Тишкина
Подлинное искусство всегда религиозно
Интервью с доктором философских наук, членом Союза писателей России, религиоведом Виталием Юрьевичем Даренским.
28.02.2023
В Луганске
По следам древнего раскола
25.12.2022
«Руки прочь от знамени Отцов!..»
О новой серии книг поэзии и прозы Издательского дома Академии имени Н.Е. Жуковского о Специальной Вербальной Операции «КУЛЬТУРА СПАСЁТ МИР»
08.08.2022
В единстве духа наша сила, молись, чтоб Русь объединилась...
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
24.04.2017
Все статьи Светлана Тишкина
Валерий Ильченко
Восхождение к одухотворенной нравственности. Часть 2
Интервью с доцентом кафедры Мировой Философии и Теологии Валерием Ивановичем Ильченко (часть 2)
05.02.2016
Восхождение к одухотворенной нравственности
Интервью с доцентом кафедры «Философии и Теологии» Луганского университета имени В. Даля Валерием Ивановичем Ильченко (часть 1)
31.01.2016
Все статьи Валерий Ильченко
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40