Поэт, монах и богослов

0
342
Время на чтение 6 минут
В исторических источниках этот великий подвижник, богослов, труды которого подводят итог напряженной работы догматической мысли отцов Церкви, апологет и выдающийся поэт византийской традиции фигурирует под именем Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Но Православная Церковь знает и прославляет его под тем именем, которое он принял в монашеском постриге, - Иоанн. Память преподобного Иоанна Дамаскина мы отмечаем 17 декабря.

Правитель Дамаска

Преподобный Иоанн Дамаскин родился во второй половине VII века в древнем сирийском городе Дамаске, в эпоху крутого исторического слома - арабских завоеваний. Предки святого издавна занимали в Дамаске очень высокие посты и сохраняли это положение, несмотря на смену правителей. Известно, что дед подвижника, его полный тезка Мансур ибн Серджун ат-Таглиби, руководил налоговой администрацией Дамаска с первых лет VII века, и именно он планировал сдачу города арабским завоевателям в 635 году.

Привилегированное положение семьи дало юному Мансуру возможность получить хорошее образование и преуспеть не только в светских науках - таких, как риторика и музыка, но и в богословских дисциплинах.

Благодаря семейным связям и богатым личным дарованиям Мансур довольно скоро взлетел на самую вершину административной карьеры - стал ближайшим советником халифа Хишама и фактическим правителем Дамаска. У него было всё: власть, деньги, свобода. Однако сердце его всегда горело любовью к Православной Церкви. Впоследствии он напишет: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».

Защитник святых икон

Ересь иконоборчества была в тот период одной из самых опасных внутренних болезней Православной Церкви.

Начало этой смуте положил византийский император Лев III Исавр. Он объявил всех тех, кто почитает святые иконы и святые мощи, идолопоклонниками, которые нарушают одну из заповедей Моисея: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху (Втор. 5, 8-9). У императора были веские политические причины ополчиться на изображения Господа, Пресвятой Богородицы и святых Православной Церкви. Ему нужно было наладить диалог с иноверцами. Кроме того, борьба со святыми изображениями способствовала общему ослаблению Церкви и усилению власти императора. Под флагом ратования за чистоту веры светская власть стремилась ограничить права Церкви, а также наложить руку на ее имущество.

Многие верные чада Церкви были смущены иконоборческой риторикой. Человеку, не имеющему действительно глубокого церковного опыта, запрет на изображение Бога мог показаться «духовнее», возвышеннее и проще, чем практика почитания святых икон, которая прочно укоренилась в Православной Церкви уже к IV веку. Многие борцы со святыми изображениями искренне думали, что борются против вредного языческого суеверия. Ересь иконоборчества затронула не только мирян, но и духовенство, в том числе и епископат.

Преподобный Иоанн стал первым богословом, который в ответ на соблазн иконоборчества представил миру развернутое богословие иконы и разработал христианскую теорию образа.

Прежде всего святой Иоанн отвечает на принципиальный вопрос: можно ли изображать Бога? Как совместить изображение Господа на доске или стене храма и прямой запрет на изображение в заповеди Моисеевой? Подвижник указывает на то, что эта ветхозаветная заповедь имела временное, воспитательное значение: не давала иудеям скатиться в идолопоклонство. Но теперь - Царство благодати и время Нового Завета. Невидимый Бог действительно неизобразим, но Бог Воплотившийся стал и видим, и описуем. Кроме того, образом Бога является не только икона или скульптура - Его образом является и ветхозаветная Скиния - Ковчег Завета. Авраам, Моисей, Исаия и все пророки видели образ Бога, а не самое Существо Божие. А Неопалимая Купина в Ветхом Завете есть образ Богоматери. Первый образ создал сам Бог. Об этом мы читаем в книге Бытия: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (Быт. 1, 26). Но самый главный аргумент в защиту святых икон был связан с Воплощением Бога-Слова: неизобразимый и неописуемый Сын Божий стал изобразим и описуем в Своем Воплощении. Если бы нельзя было постигать Бога через Его образ, то мы не могли бы не только изображать Его, но и говорить о Нем, потому что Священное Писание является иконой в слове.

Но даже если изображение Бога дозволено, полезно ли оно? Отвечая на этот вопрос, преподобный Иоанн Дамаскин разрабатывает и углубляет учение о мистической природе иконы. Он пишет о том, что человеку невозможно постигать духовное без посредства тела. Как апостолы видели Христа и Его славу телесными очами, слышали Его слова телесными ушами, так и мы посредством слов и изображений восходим к духовному познанию. Икона - это видимый образ, который возводит человека к невидимому Первообразу. При этом преподобный Иоанн Дамаскин не отождествляет образ с Первообразом. Икона - «окно» в духовный мир.

Преподобный Иоанн мог свободно распространять свои писания в пользу святых икон именно потому, что не был подчинен иконоборческой византийской власти. Однако его противник - император-иконоборец - нанес ему удар исподтишка. Императорские приспешники написали подложное письмо от имени преподобного, подделав его почерк; в этом письме он якобы обещает императору сдать город Дамаск. Халиф с готовностью поверил клевете и подверг своего верного слугу позорному и жестокому наказанию: отсечению руки. Согласно преданию, страдальца чудесным образом исцелила Сама Пресвятая Богородица. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица». Было восстановлено и доброе имя святого Иоанна: халиф вновь предложил ему место при дворе, но подвижник удалился от мира и принял монашеский постриг в одной из палестинских обителей. Это событие произошло в самом начале VIII века.

Отречься от дара

В то время, когда преподобный Иоанн принял монашеский постриг, его авторитет как богослова был практически непререкаем. Никто из монашеской братии не осмеливался стать наставником столь знаменитого человека, к тому же бывшего сановника. Нашелся лишь один суровый подвижник, согласившийся взять его под свою духовную опеку. Чтобы смирить новоначального инока, духовный наставник потребовал от него отречения от самого драгоценного дара. Преподобному было запрещено богословствовать и заниматься каким­либо литературным трудом. Святой Иоанн принял этот запрет с истинно христианским смирением. Но однажды он нарушил свое обещание ради того, чтобы утешить скорбящего инока, у которого умер близкий родственник. Тогда преподобный создал свои знаменитые заупокойные стихиры «Плачу и рыдаю...». Когда наставник преподобного узнал об этом, он страшно разгневался и выгнал его из кельи. После долгих уговоров он согласился простить подвижника, но при условии, что тот собственноручно приведет в порядок все выгребные ямы в монастыре. Святой Иоанн и здесь явил образец послушания; в отношении же литературного дара за святого вступилась Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне его суровому духовнику. С тех пор никто не мешал преподобному Иоанну развивать свой песенный дар и прославлять Господа.

Гимнографическое наследие святого Иоанна Дамаскина огромно. Им написаны погребальные «самогласны» и антифоны, праздничные каноны Рождеству, Богоявлению, Преображению, Вознесению, Благовещению, Успению, Пасхальная служба почти вся целиком принадлежит его перу. Написанное им лично или же совместно с братией монастыря совершенно изменило строй утрени. Именно преподобный Иоанн ввел канон в строй церковного богослужения в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Он писал на прекрасном греческом языке, используя традиционные для греческой литературы стихотворные размеры. В то время всякое поэтическое произведение сопровождалась музыкальным распевом, но, к сожалению, напевы, сочиненные преподобным Иоанном, нам неизвестны.

Исключительно важной заслугой святого Иоанна Дамаскина является составление «Октоиха», или «Осмогласника» - книги, в которой содержится восемь недельных циклов служб, поющихся на восемь различных «гласов». Конечно, не все песнопения Октоиха принадлежат именно его перу. Ученые полагают, что преподобный Иоанн систематизировал уже имеющиеся песнопения, разделив их по гласам, и написал большую часть воскресных богослужений.

Истина под анафемой

К сожалению, исследователи не могут до конца восстановить точную хронологию жизни преподобного Иоанна. Известно, что в какой-то момент патриарх Иерусалимский Иоанн рукоположил его в сан пресвитера и сделал проповедником при своей кафедре. Но после смерти патриарха в 735 году преподобный Иоанн вернулся в родную обитель - Лавру святого Саввы.

Следующий момент, когда подвижник вновь оказывается на исторической арене, относится к периоду правления императора Константина V Копронима, во время владычества которого иконоборческая смута вспыхнула с новой силой. Немногие смели перечить жестокому правителю, поэтому преподобный Иоанн счел необходимым приехать в Константинополь и лично обличить еретика. Император был настроен решительно. В 754 году он созвал так называемый иконоборческий собор, состоящий исключительно из епископов-иконоборцев, на котором в адрес преподобного Иоанна Дамаскина была произнесена анафема. Возможно, он даже подвергся тюремному заточению.

Последние годы жизни святой провел в окрестностях Иерусалима. Именно в это время им был создан важнейший богословский труд - «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы.

Преподобный мирно отошел ко Господу около 775-780 годов, прожив около ста лет.

Газета «Православная вера» № 23 (571)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/poeht-monakh-i-bogoslov
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 05:51
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07