itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пост - это выход на передовую

0
277
Время на чтение 6 минут
В православной литературе нередко повторяется мысль о том, что великопостный труд включает в себя две составляющие - пост телесный и пост духовный, то есть помимо воздержания от пищи христианин призван внимать своей душе и малейшим ее движениям с целью искоренения всякого зла. Но как это сделать? С чего начать и как не сбиться с верного пути? И, наконец, каков должен быть результат такой внутренней работы? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).

Время иное, но не инаковое

То, что в церковной жизни чередуются обычные периоды с периодами постов, отвечает нашим физическим и духовным потребностям, ведь человек не может постоянно находиться в состоянии напряжения или отдохновения. Первое приведет к надрыву, а второе - к крайней расслабленности и потере внимания к себе. И я бы не стал при этом говорить, что пост - это время, которое каким-то кардинальным образом отличается от всей нашей христианской жизни, потому что тогда бы мы ее просто обесценивали. Пост только лишь восполняет то, чего нам не хватает в повседневности, и воспитывает необходимые навыки.

К внутреннему деланию мы призваны во всякое время, но в период поста как бы выходим на передовую, то есть стараемся быть еще более собранными, жить в большем самоотвержении и внутренней напряженности.

Не стоит считать, что пост - время именно каких-то сугубых подвигов. Подвиг - это что-то по-настоящему великое: когда человек жертвует своей жизнью ради кого-то или идет на очень серьезные лишения, превосходит возможности своего естества. В данном случае, на мой взгляд, уместнее говорить о труде, а слово «подвиг», если и употреблять, то только в таком значении: «мы подвигаем себя на что-то», но не более. А то, услышав словосочетание «великопостный подвиг», одни пугаются и бегут прочь, другие - наоборот, чрезмерно воодушевляются и считают, что те маленькие старания, которые они прилагают, - это что-то необычайно великое. Такое превозношение обесценивает пост, потому что любая добродетель, совершаемая с гордостью, с самомнением, перед Богом превращается по большому счету в ничто.

С чего начать?

Указания на то, как полагать начало посту, содержатся во множестве различных пособий для начинающих церковную жизнь православных христиан. Прежде всего мы изменяем характер и, по возможности, количество приемов пищи, употребляя ее столько раз в день, сколько необходимо для нормального самочувствия, а не беспорядочно, не всякий раз, как только это придет в голову. Мы имеем некую идеальную картину телесного поста в Типиконе и имеем современную практику, которая в большей степени приноравливается к немощи современного человека, и здесь уже каждый выбирает, что ему по силам.

В период Святой Четыредесятницы мы посещаем бого­служения гораздо чаще, нежели обычно, в течение всего остального года, - без этого пост обессмысливается. Богослужения Великого поста по своей внутренней наполненности прежде всего покаянные. В первые четыре дня в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, он как раз очень хорошо вводит нас в пространство великопостного внутреннего делания. В нем же можно найти и ответ на вопрос: чем заниматься в течение Великого поста? Исследовать свою душу, замечая, что нас делает далекими и даже порой бесконечно далекими от Бога, и пытаться это устранить и исправить.

Нашим прихожанам я обычно советую взять лист бумаги и написать себе некую программу на пост, включив всё, чего хочется в течение этого периода добиться: от чего-то избавиться, что-то, наоборот, приобрести, чему-то научиться. И хорошо бы этот список держать все время у себя перед глазами, постоянно к нему возвращаться. Опыт подсказывает, что даже если человек ровным счетом ничего из этой программы не выполнил, у него по крайней мере будут основания и смириться, и сокрушиться сердцем, и укорить себя лишний раз. А иначе бывает, что мы и укорять себя забываем: ну не сделал - и не сделал.

Такая подготовка к посту, на мой взгляд, очень нужна потому, что велика в нашей жизни сила инерции. Мы по инерции живем, по инерции каждый день делаем одни и те же вещи, совершаем одни и те же грехи. И бывает необходимо остановиться, сесть и разобраться, в каком находишься состоянии, провести некую ревизию и на ее основании уже составить для себя постовую программу. Каждый из нас знает, какие страсти его в большей степени беспокоят и каков бывает обычно путь к реализации той или иной страсти - каким образом попадаешь на эту покрытую льдом горку, с которой, как на санках, слетаешь стремглав в бездну грехопадения. На самом деле, решения о том, как бороться, во многих случаях будут очевидными, и тогда нам останется только лишь просить Бога, чтобы Он дал силы и мужество с искушающими ситуациями бороться и их преодолевать. А еще просить, чтобы Господь дал нам необходимое внимание - успеть заметить тот момент, когда победа над страстью еще возможна.

Стратегия войны

Как лучше и эффективнее, в том числе в период Великого поста, бороться со страстями? Многие святые отцы советуют бороться в первую очередь с той страстью, которая больше всего нас в данный момент беспокоит. Но точно так же святые отцы говорят о том, что духовная брань подобна обычной войне, на которой помимо главного противника на нас нападают и второстепенные. И мы не можем сказать им: «Подождите, мы сейчас заняты другим». Придется бороться сразу со всем, что на нас восстает. Одно творить и другого не оставлять, как говорится.

Великий пост - это еще и то время, когда человеку под воздействием каких-то обстоятельств могут открыться те страсти и грехи, о которых он в себе не подозревал. С одной стороны, это тяжело, а с другой стороны, этому надо радоваться, потому что, обнаружив противника, мы можем с ним побороться. Хотя надо сказать, что такие открытия редко бывают именно неожиданными. Если человек живет внимательной жизнью, он, на самом деле, довольно хорошо знает, что в нем есть. Неожиданной скорее может быть та сила, с которой знакомая страсть восстанет, но это опять же повод порадоваться, ведь, прежде мало нами замечаемая, она теперь вышла вперед и может быть побеждена.

Вовсе нелишне и вполне оправданно в период Великого поста взять на себя труд, который не имеет прямого отношения к духовной жизни, но, так сказать, подвигает человека к тому, что он никак не мог заставить себя делать раньше. Например, для здоровья делать какую-то зарядку, или вовремя ложиться спать, или победить привычку опаздывать на работу. У преподобного Никодима Святогорца в «Невидимой брани» есть такая мысль: у человека помимо каких-то его духовных немощей есть и обычные недостатки. На них не принято обращать внимание в контексте церковной жизни, но на самом деле с ними тоже нужно бороться. Ведь некоторые из них затрудняют ближним сосуществование с нами, сокращают время нашей жизни или мешают выполнять наши обязанности. Поэтому какие-то полезные навыки, для приобретения которых у нас обычно не хватает воли и решимости, тоже вполне можно Великим постом постараться стяжать.

Меня часто просят посоветовать книги, которые могут помочь тому, кто хочет внимать себе и бороться со своими страстями. В первую очередь, это, конечно, Евангелие, которое нужно постоянно перечитывать. Церковь также традиционно предлагает на время Великого поста «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника и поучения преподобного Ефрема Сирина. В чем их особое достоинство? Они носят очень глубокий покаянный характер и способны привести человека к сокрушению сердечному, к умилению и к особенному переживанию того, что в жизни он воспринимает равнодушно - и в себе самом, и в окружающем его мире. Хотя и любые другие книги о духовной жизни в этот период будут нелишними.

Курс - на жизнь

Не нужно превращать великопостное время в какую-то надстройку над всей остальной жизнью.

Господь нас сотворил первоначально удивительно прекрасными, мы сами себя исказили, однако у нас есть возможность вернуться к этому удивительному первоначальному состоянию или даже к еще лучшему. И человек всю свою жизнь должен в этом направлении двигаться, потому что он призван к самому высочайшему виду творчества - труду над самим собой. Это и есть та самая духовная брань, о которой мы говорим. Но это в то же время и есть наша самая обычная жизнь.

Человек ошибается и сбивается с пути тогда, когда он не живет духовной жизнью, а начинает ее выдумывать, направляя острие евангельских заповедей не в собственное сердце, а в сторону ближнего; когда человек обманывает самого себя и пытается не стать лучше, а показаться лучше себе и окружающим. Есть еще два очень хороших ориентира, чтобы не заблудиться: нужно научиться распознавать свою гордость и преодолевать ее и научиться любить людей или хотя бы встать на путь приближения к этой любви.

Бывает очень сложно после напряженного великопостного труда сохранить тот навык, который мы, если Бог дал, приобрели. А порой мы даже умудряемся все навыки растерять, когда вместо необходимой ослабы в христианском труде позволяем себе совсем расслабиться. Это происходит как раз в том случае, если мы понимаем смысл Великого поста неправильно - если пробегаем его как некую дистанцию и, разорвав грудью финишную ленточку, думаем, что на этом всё закончилось. Но это не так. Всё закончится только тогда, когда закончится жизнь. По большому счету для человека всё время его жизни на земле - это время Великого поста.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 06 (554)

[Игумен Нектарий (Морозов), Подготовила Инна Стромилова]

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/post-ehto-vyhod-na-peredovuyu
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Нектарий (Морозов)
Все статьи Игумен Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04