itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Священник из Олбани

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
618
Время на чтение 11 минут
батюшка

Два берега

С отцом Алексием мы познакомились прошлым летом на переправе. Колонна автобусов, выехавшая с железнодорожной станции Карпогоры, несколько часов тянулась по грунтовке через бесконечные пинежские леса и вдруг уткнулась в реку. Народ высыпал из автобусов. И я решил прогуляться по берегу, камешки в воду покидать. Так и оказался в одной компании с ним.

Этого священника я приметил ещё раньше - он выделялся среди пассажиров высоким ростом и тем, что держал в выставленной вперёд руке телескопическую палку с насаженным на неё фотоаппаратом. Так и ходил среди толпы, как Прометей с факелом. «Священник, а с палочкой для "селфи", чтобы себя фотографировать, не расстаётся, - мысленно осудил я. - Как это фотоприспособление ещё называют? - "палочка Нарцисса"». Но вскоре пришлось так же мысленно покаяться. Священник стоял у реки и, подняв палку как можно выше, фотографировал панораму. Затем воткнул её в землю и сделал снимок как бы со штатива. Профессионал, а никакой не селфач.

Подхожу к батюшке, спрашиваю, давно ли фотосъёмками занимается. Оказалось, что он художник. Вот вернётся домой, в США, и по фотографиям картины станет писать, русскую природу.

- Хорошо по-русски говорите, - замечаю. - Вы из семьи эмигрантов?

- Нет, коренной американец.

- И давно ваш род в Америке?

- О, уже триста лет. Приехали из Шотландии. Матушка моя шутит, что я викинг, - смеётся протоиерей Алексий Дункан.

- Шотландцем себя не считаете?

- Сам я Шотландию не помню. Ведь триста лет прошло. Я старый, но не настолько, - продолжает улыбаться батюшка.

- А вы из какого города?

- Из Олбани, это столица штата Нью-Йорк. Служу в храме Рождества Богородицы. Но туда, на север, переехал совсем недавно, а так с родителями жил в Атланте, на юге США.

- Конфедерат? - шучу.

- У Атланты есть своя память, - неопределённо ответил гость из Америки. - Читали «Унесённые ветром»? Там рассказано, как во время гражданской войны генерал Шерман, возглавлявший северян, приказал сжечь Атланту. И город полностью сожгли, оставив конфедератам только церкви и больницы.

- Такая жестокость...

- Тактика «выжженной земли». Что тут скажешь...

Священник стоял, любуясь пинежскими просторами, - не хотелось мытарить его вопросами, но не удержался. Выяснил, что он сын протестантского пастора, в православие пришёл сам в молодые годы. Спросил и про почитание в Америке святого праведного Иоанна Кронштадтского - мы ведь в Суру ехали, на празднование юбилея его прославления в лике святых.

- Здесь, в России, отмечают 25 лет канонизации, - ответил он, - а в Зарубежной Церкви Батюшку прославили намного раньше. Помню, как торжественно отмечали у нас в Америке 50-летие его канонизации. Конечно, за рубежом Иоанна Кронштадтского очень почитают, почти в каждом доме православного человека есть его портрет. Все читали «Моя жизнь во Христе», другие его творения. Он очень современный и понятный американцам. Когда я был молодой, это было время холодной войны, и для меня было несбыточной мечтой побывать на родине Батюшки, в Суре. И вот сейчас мечта исполняется.

Глянув на переправу, не подошла ли очередь грузиться на понтон, говорю:

- Знаете, даже россиянам не так просто в Суру попасть. Это ж край света. А вы впервые в России?

- Первый раз приехал почти десять лет назад. А матушка моя посещала Россию ещё во времена Советского Союза.

- А где ещё на севере бывали?

- Только в Тихвине, под Петербургом. Туда я каждый год вожу нашу молодёжь с прихода. Занимаемся реставрацией монастыря. Для молодых очень полезно прикоснуться как к православной древности, так и к современной истории мученичества за Христа, поклониться кресту «Тихвинская Голгофа», который установлен у монастырского храма Иова Многострадального. Вы знаете про тех мучеников? В 1937 году было расстреляно тихвинское духовенство и монашество, в том числе игуменья Иоанникия, настоятельница Тихвинского Введенского девичьего монастыря. У нас приход тоже Богородичный, поэтому нам это очень близко.

Видно, что для американского священника эта тема важна - голос его дрогнул, от волнения стал говорить по-русски с ошибками:

- Мученики. Это не шутка, реальность. Без помощи новомучеников не можно сказать, что мы крестились. И нам надо поклониться им, просить помощи.

- В Америке особый образ жизни, - уточняю. - Наверное, есть такие святые, которые больше подходят Америке, которые ближе и понятней американцам?

- О да, конечно! Но православная жизнь в Америке совсем молодая. Нам, конечно, близок Иоанн Шанхайский. Очень почитаем Германа Аляскинского. Но для нас, американцев, как раз важен пример мучеников за Христа. Потому что этого не хватает американской жизни, и это лучше помогает человеку переменить старое мышление - когда видишь настоящий подвиг. А ведь у нас в Америке есть свои мученики. Особенно почитаются первомученик Ювеналий Аляскинский и святой мученик Пётр Алеут, в их честь храмы строят. Знаете про них?

Ювеналий_Петр_Американские-святые

Святые мученики Ювеналий Аляскинский и Пётр Алеут

К стыду своему, имена эти я впервые услышал. Позже прочитал их жития. Первомученик Ювеналий был русским, в Америку, на остров Кадьяк, прибыл с Валаама. В 1797 году отправился вглубь материка миссионерствовать, и следы его затерялись. Потом стало известно, что он пал от рук эскимосских охотников-шаманов в 200 километрах от озера. Те места, где Ювеналий проповедовал, стали традиционно православными, жители Нондальтона все прошедшие века твёрдо стояли в вере. В 1974 году этот городок был задет лесным пожаром, и в нём сгорела школа возле церкви Св. Николая. Объятый пламенем храм не погиб в огне, хотя крест, венчавший купол, треснул посередине и упал наземь. Теперь этому кресту поклоняются как вещественному знаку милости Господней. Возле старого храма вырос ещё один.

А святой Пётр Алеут, до крещения Чукагнак, был замучен испанцами. В 1815 году он отправился с русской экспедицией на юг, в будущую Калифорнию. Там он со своим спутником попал в плен. В селении Сан-Педро их посадили в тюрьму и стали пытать, называя еретиками и заставляя принять католичество. Алеут Пётр умер под пытками, но не отказался от православия, повторяя своим мучителям: «Я - православный христианин». Второй алеут, Иван Кыглая, сумел сбежать из плена, он и рассказал в Русской Миссии о случившемся. Когда эту историю передали отцу Герману Аляскинскому, он встал перед иконами и, перекрестившись, произнёс: «Святой новомученик Пётр, моли Бога о нас!»

Уже половина нашей колонны переправилась на другой берег, и мы пошли к песчаной пристани. Священник снова достал фотоаппарат. Экзотика для американца: дорога есть, а моста нет.

За дощатым столом

Весь следующий день отца Алексия я не видел, даже со своим высоким ростом затерялся он в людской праздничной круговерти. Вечером пошёл искать вай-фай, чтобы подключиться к Интернету. Организаторы празднеств смонтировали роутер близ старого монастырского корпуса, где стояли простые деревянные столы для уличной трапезы. За одним из столов сидел американский батюшка, раскрыв перед собой ноутбук. Картина живописная: седобородый священник с наперсным крестом, компьютер и поленница дров на заднем фоне. Дул приятный ветерок, отгоняя комаров, и было видно, что он наслаждается деревенской обстановкой. Тут и запахи колотых поленьев, дымка из настоящего русского самовара, и мирные сельские звуки, доносящиеся с разных концов Суры. И огромное небо над головой, ясное и безмятежное, какое бывает только в сельской местности.

- Нравится вам в деревне? - вспомнил я, что он из Атланты, а ведь это большой город.

- Да, очень! - заулыбался священник. - Ради этого три года назад и переехал из Атланты в Олбани, где владыка предложил стать настоятелем храма. Олбани хоть и столица штата Нью-Йорк, но небольшой городок. Ещё он хорош тем, что оттуда можно выехать на машине и через час-два попасть в другие православные храмы. А на юге такого нет, там приходов мало, в основном православные миссии. Но главное, почему я с радостью в Олбани переехал, - это близко от Джорданвилльского Троицкого монастыря, где прежде учился в семинарии. А там для меня настоящая деревня. Приезжаю туда, гуляю в лесу, и это очень укрепляет.

- А что там в лесу растёт?

- Природа очень похожа на русскую. Отец Пантелеимон поэтому и основал там монастырь. Есть там пруды, обширные поля. Монахи держат коров, работают на земле. Настоящая деревня. Я жил там восемь лет, и это было самое лучшее время в моей жизни. Там как здесь, в Суре, - спокойно на душе.

Помню, первый раз приехал в Джорданвилль со своего юга. Была суббота перед каким-то большим праздником. Я читал много о церковной жизни в России и думал, что, может, исчезла эта церковная жизнь - какая в книгах описана. И был потрясён. На всенощной стоял владыка посреди храма, кадили три-четыре диакона, и пение такое чудесное! И я сразу увидел - это русская жизнь, она никуда не делась.

- У вас в Олбани приход англоязычный?

- Нет, служим на церковнославянском, хотя среди прихожан есть американцы, принявшие православие. Основу прихода составляют потомки тех, кто во время войны находился в концлагере Фишбек, был такой в Гамбурге. Не пожелав интернироваться в СССР, они переехали в Америку. Таких бывших узников концлагерей много приехало и в Джорданвилль. Но основа там, конечно, почаевские монахи, приехавшие также из послевоенной Германии. От них нашему храму передался почаевский распев, очень красивый.

- Джорданвилль, наверное, не просто монастырь, а центр притяжения для русских эмигрантов?

- Туда многие ездят. Например, я застал младшую дочь Великого князя Константина Романова. Она часто посещала семинарию, где я тогда учился, и даже вручала нам аттестат об окончании - по давно заведённой традиции. Это была очень скромная, простая и царственная леди. Монархисты считали её легитимной наследницей Российского престола, но Великая княгиня просила называть её просто, без титулов - Вера Константиновна.

- Ваши наставники в Джорданвилле какие принципы вам дали? - последовал ещё вопрос.

- Терпение. Помню, обращался я к митрополиту Лавру с самыми разными своими вопросами: «Ну, владыка, что вы думаете о...» И у него был единственный ответ: «Посмотрим».

- Расскажите про владыку Лавра.

- Он был самый простой человек. И очень умный, конечно, читал много. Интересно, что читал в том числе и газету «Нью-Йорк Таймс». Редко говорил по-английски, но язык хорошо знал. Жил в простом доме, вот в таком, как здесь, деревенском. Тут даже побогаче. А у него была малюсенькая кухня, спальня, уборная - и всё. Помню, когда владыка умер и на отпевание из России приехал митрополит Ювеналий, то он с удивлением осматривал его дом. Сказал: «Ну вот, владыка жил, как преподобный Серафим. А мы живём в палатах. Он настоящий монах». И это верно. Молился много. В 4 часа утра он на полунощнице, затем на литургии. И каждый вечер был на повечерии. Всегда. Если владыки в храме нет, мы понимали: он или заболел, или в отъезде.

Лишних предметов у себя не держал. Машина была хорошая, но не дорогая. Помню, однажды приехал к нам на юг, в мой штат Вирджиния. Там есть англоязычный монастырь Воздвижения Креста. Для епископа, а он тогда был в этом сане, приготовили удобную келью, но владыка Лавр поселился рядом в обычной туристической палатке. Потому что паломники тоже в палатках жили. Везде там ходил пешком. Сидели с ним под яблонями, пили чай, говорили...

В монастыре если какие споры, то самый действенный способ их закончить - произнести: «Владыка сказал...» И всё, конец. Мы все любили его. И когда он скончался, это был шоком для всех.

Когда я вижу архиерея, убегаю. Не потому, что архиереи плохие люди, нет, они святые люди. Но, по-моему, лучше с ребёнком в детском лагере кушать капусту и пить чай, чем идти на архиерейскую трапезу. А вот владыка Лавр притягивал к себе. Он и его сподвижники, к сожалению, уже умерли. Но я уверен, что они сейчас молятся за нас.

«Подвизайтесь ещё»

- Ваш отец был протестантским пастором. Как он воспринял то, что вы стали православным священником? - спрашиваю отца Алексия.

- Они с мамой тоже перешли в православие. Это было 10-12 лет тому назад, на склоне их лет. Они скончались уже, отпевал их я сам. А вот другие родственники остались протестантами.

- Вы родителей уговаривали перейти в православие?

- Они сами попросили. Просто увидели, как мы с женой живём по-православному, и сказали: ну почему же нет. Тут дело не только в богословии, которое отца убедило, а в духе. Думаю, если мы спросим бабушку здесь, в Суре: «А почему вы православная?» - она бы ответила, что такая уж есть, просто православная. Простые люди не знают творений святых отцов, может, даже не умеют читать по-церковнославянски. Но для них это не важно. Потому что они просто... веруют. Думаю, что типичная бабушка гораздо умнее, чем богослов.

- В Америке хватает вам общения с православными людьми?

- В нашем приходе по воскресеньям около 150 человек. Многие из них причащаются. Хорошие люди, слава Богу. У нас остров в этом сумасшедшем мире.

- Часто причащаются?

- По-разному. Я считаю, что те, кто исповедуется всего раз в месяц, - это безумство. Потому что нам надо чистить себя, если вы не чистите - вы грязные.

- В современной жизни приходится работать даже по выходным. И как поститься перед причастием?

- Думаю, что послабления возможны, ведь пост - не канон, а церковное предание. В древности, бывало, человек причащался один раз в год. И святые отцы сказали: если человек причащается раз в год, то ему надо перед этим поститься три дня, чтобы по-настоящему приготовиться. Есть разные мнения на этот счёт. На нашем приходе я сделал так: если человек часто причащается, то три дня поститься необязательно. Потому что у него и так подвиг каждый день.

- Святой праведный Иоанн Кронштадтский был довольно жёстких правил. Как думаете, в наше время эта жёсткость уместна?

- Конечно, Иоанном Кронштадтским правил Дух Святой. Есть разные жизненные ситуации. Если человек больной и ему нужно принимать лекарство - это одно. А например, молодой человек занимается футболом: у него каждый день тренировки, игры в выходные дни, и он не может ходить в храм - это другое. Я не считаю это оправданием. Мы сами выбираем свою стезю. Пусть он тогда оставит футбол.

Постепенно вокруг стола собрался народ, и вопросы посыпались самые разные:

- Батюшка, кого из русских писателей вы больше всех любите?

- Угадайте...

- Пушкина?

- Точно! Когда я учился в семинарии, был у нас старый протоиерей, отец Моисей Тарасевич. Прежде он 35 лет преподавал русскую литературу в Олбани, в Вашингтонском университете и в других университетах, а потом стал доцентом в семинарии. И когда читал лекции, то всегда цитировал что-то из Пушкина, которого очень любил. В конце учебного года устроили мы шутку - как бы торжественный крестный ход с портретом Пушкина. Когда отец Моисей увидел портрет, так обрадовался, что стал хлопать в ладоши.

- Через культуру можно прийти в православие?

- Конечно. Когда мы прославляем искусством творения Бога, мы тем самым прославляем Самого Бога. Достоевский был прав, когда сказал, что красота спасёт мир. Когда смотришь на эту Божественную красоту, как не увериться в существовании Самого Бога? Просто смотри. Знаю, что много людей пришло к Богу и через русскую культуру.

Вспомнив наш разговор на переправе, спрашиваю:

- Вы это сейчас говорите как священник или как художник?

- Я учился на художника, но профессионалом себя не считаю. Просто вижу облака, деревья - и для меня это проповедь. Здесь, в Суре, где очень красиво и ясно и воздух чистый, - тоже кругом проповедь. Это ведь так понятно... Когда мы видим, как падают листья с дерева, нам надо иметь печаль. Это здорово. Как мы можем видеть этот храм, эту природу - и как нам невозможно плакать о своих грехах?

Один из паломников, недавно подсевший к столу, вдруг спросил:

- Вы в душе русский человек?

Отец Алексий ответил серьёзно:

- Да, я русский. Знаете, Достоевский сказал: быть русским - это быть православным. Когда служу в Америке, в Греции, в России, то всегда чувствую себя как дома, среди близких. Мы, православные, как семья. Хотя сегодня очень тяжело быть православными, особенно в Америке, потому что там много искушений. К тому же американское государство настроено против России. Многие там говорят: «О, мы построим свою американскую Церковь». Это абсурд. Потому что нет православной культуры в Америке. Там царит протестантский дух, и что-то православное сделать из него невозможно.

- А вы и думаете по-русски? - нетактично спросил тот же паломник. Перебиваю его, мол, это уж слишком...

- По-русски я и говорю-то плохо, - воздел руки батюшка, словно сдаваясь. - И хорошо, что здесь много разговорной практики.

- На нас попрактиковались, - смеёмся.

На этом наша встреча закончилась. Как я понял, отцу протоиерею нужно было разгрести электронную почту, связанную с оставленным в Олбани приходом. Дел у него много. Из Суры поедет в Москву встречать американскую молодёжь, затем будет работать с ними на реставрации в Тихвине. Вернувшись в Америку, сразу отправится в детский православный лагерь. После него - престольный праздник... Этакий круговорот.

И радостно было, что здесь, в Суре, олбанский священник по-настоящему отдыхает. Этак осанисто сидит за деревянным столом, и тёплый ветерок шевелит его бороду. В мерное клацанье клавиш вплетаются блеяние козы, пасущейся за сараями, и заливистый лай собак, доносящийся с деревенской окраины. Хорошо...

http://vera-eskom.ru/2016/03/svyashhennik-iz-olbani/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Сизов
Все статьи Михаил Сизов
Бывший СССР
Забытые полководцы Великой войны
Генерал Георгий Захаров (1897 –1957)
19.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
День памяти сподвижника Ломоносова Степана Крашенинникова
Сегодня мы также вспоминаем дипломата М.П.Бестужева-Рюмина, фельдмаршала кн. А.И.Барятинского, профессора Н.Ф.Катанова, разведчика Н.И.Кузнецова и академика О.Н.Трубачева
09.03.2024
Для кадровой революции в России нужен институт комиссаров
Ветераны СВО должны занять должность не прямого начальника над учёными, а «комиссара», надзирателя, задачей которого будет не допустить принятия откровенно враждебных решений, исключить явную ложь и подлог
02.03.2024
День памяти митрополита Макария
Также сегодня мы вспоминаем генерала П.С.Ванновского, публициста В.В.Оловеникова, филолога Ф.Е.Корша и подвиг псковских десантников
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии