Как православные в Европе относятся к унии с католиками

Как и следовало ожидать, итоги исторической встречи в Гаване Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска вызвали неоднозначную реакцию у украинских грекокатоликов

Новости Москвы  Встреча главы РПЦ и папы римского 
0
581
Время на чтение 7 минут

И это неудивительно, т. к. в пункте 25-м совместного заявления Предстоятелей двух Церквей речь шла о том, что:

«...Метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства...» (1).

Эти слова настолько ранили душу главы УГКЦ Святослава (Шевчука), что в одном из своих недавних интервью он позволил себе не согласиться с мнением Ватикана и выразил уверенность в необходимости экуменического диалога между Православной и Католической Церквями:

«Экуменизм - это не объединение против совместного врага, а объединение во имя единого Бога» (2), - подчеркнул глава украинских грекокатоликов.

Заявления православных иерархов относительно унии с грекокатоликами

Казалось бы, какие «прекрасные» слова? Однако почему-то православные не только в Украине, но и в Европе не захотели расслышать этот призыв к объединению. Более того, не так давно греческий митрополит Коницкий и Погонианский Андрей сказал по этому поводу следующее:

«Уния - это система лжи и коварства. Она причинила великий вред в Украине и на Среднем Востоке»(3).
Причем это не первый случай, когда иерархи Православных Церквей в Европе высказываются подобным образом в отношении унии между православными и католиками и, в частности, по поводу Брестской унии. Так, например, две предыдущие совместные декларации между православными и католиками (Фрайзингская (1990 г.) и Баламандская (1993 г.)) отвергают униатство как метод достижения церковного единства, а также не признают грекокатолические церкви в качестве образца такого единства. В этом смысле совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска принципиально не добавило ничего нового к оценке униатизма.

Такое же отношение к унии было высказано практически на всех проходивших встречах («синаксисах») Предстоятелей Автокефальных и Автономных Православных Церквей. Так, например, 13-15 марта 1992 г. в Фанаре (Стамбул) состоялся «синаксис» Предстоятелей Православных Церквей, участники которого со всей определенностью осудили деятельность униатов на Украине:

«...В частности, мы отмечаем и осуждаем деятельность униатов под руководством Римской церкви на Украине... направленную против нашей церкви»(4), - говорилось в послании.

Греческие богословы об унии

Еще более жесткую позицию по отношению к унии с католиками занимает большинство православных богословов в Западной Европе и, в частности, в Греции. Так, например, ординарный профессор истории богословия Афинского университета протопресвитер Георгий Металлинос в своей статье «Союз. Личность и личина» дает однозначно отрицательную оценку унии как таковой и Брестской унии в частности:

«"Брестская уния есть результат римского униатства, - пишет о. Георгий, - то есть метод, которым феодальное папство пользовалось для подчинения православия Риму. Хитроумной предпосылкой, включенной в этот метод, является, так называемое, сохранение свободы и непрерывности восточных традицийˮ... Металлинос заключает, что униатство, и особенно Брестская уния - ужасное явление, это - пятая колонна, концепция, опасная для христианского единства» (5).

Вторит ему и адъюнкт-профессор церковной истории Афинского университета г-н Димитриос Гонис. В частности, говоря о Брестской унии, он обвиняет украинских грекокатоликов в приверженности к националистическим идеям и неправомерному олицетворению Православной Церкви с Россией и Советским Союзом, называя униатство «хамелеонной стратегией» и троянским конем Западной Церкви. Аналогичного мнения придерживается большинство современных греческих богословов.
Более того, в 1992 году в Афинах была опубликована декларация богословской секции богословского факультета Афинского университета и богословского факультета Фессалоникийского университета, в которой говорилось:

«Ватиканским лидерам надо бы знать, что религиозный фанатизм нельзя остановить одним желанием, и все же униаты направляют свое насилие, бесконтрольный и неиссякаемый слепой фанатизм против народов, которые сейчас более чем когда бы то ни было нуждаются в мире и гармонии... Это лишний раз подтверждает всем известное лицемерное отношение Ватикана к Православной Церкви вообще: на словах, в диалоге, папский престол отвергает униатство как путь к единству и в то же время направляет униатское насилие, в каком бы географическом регионе оно не возникало... На своей сегодняшней (20 января 1992 г.) сессии богословская секция единодушно осуждает политику Ватикана, направленную против страдающих православных народов» (6).

Если учитывать то, что творили украинские грекокатолики на Западной Украине в начале-середине 90-х годов, приведенные выше обвинения в лицемерии звучат достаточно правдоподобно, а именно: в то время как представители РПЦ и УПЦ, с одной стороны, и Ватикана и УГКЦ, с другой, создавали совместные комиссии по урегулированию ситуации на Западной Украине, украинские грекокатолики без тени смущения захватывали православные храмы, чем фактически срывали любые договоренности. В конечном итоге на Западной Украине были разгромлены три православные епархии. Так, например, во Львове из 19 действующих на тот момент православных храмов (конец 1990 года) были захвачены практически все. В Ивано-Франковске отобраны все 5 действующих православных храмов. Похожая ситуация имела место и в других западных областях Украины.

В чем причина такого разного отношения к экуменизму и унии у православных и католиков?

Одну причину мы уже описали: по меткому замечанию греческих богословов, это лицемерие Ватикана и УГКЦ по отношению к православным. Причем не только на Украине, но и в Европе и на Ближнем Востоке.

Однако есть и другая причина - вероучительная. Дело в том, что для православного Востока главенствующим принципом церковной жизни является не авторитарная вертикаль, имеющая своей вершиной Римского Понтифика, который и является для католиков «главой» Церкви, а сохранение в неповрежденном виде евангельского учения о спасении, раскрытом во всей своей полноте и красоте святыми отцами в Священном Предании Церкви.

В восточном христианстве это святоотеческое отношение к Церкви и церковной жизни отразилось и на формах церковного устройства, в основе которого принципы соборности и равенства всех Поместных Православных Церквей.

Однако для наших братьев католиков православные нормы церковного устройства и догматы веры не являются чем-либо важным или таким, с чем можно было считаться. Во все времена для католиков важнейшим условием объединения с другими христианскими конфессиями было сохранение возможности «встроить» своих собратьев по экуменическому диалогу в авторитарную структуру Католической Церкви, а попросту говоря - подчинить их Ватикану.

При этом католики согласны идти на любые уступки, готовы оставить православным их обряды, праздники и другие традиции в нетронутом виде, что, собственно, и случилось с нашими униатами. Главное, чтобы те, с кем они объединяются, признали верховенство Римского Понтифика над собой.

Для православных же это не только нарушает сами принципы церковного устройства, но на деле означает исчезновение Православной Церкви как таковой (Брестская уния является ярчайшим тому подтверждением).

Конечно, мы можем сохранить нетронутыми свои обряды и вероучение, но как тогда быть с вероучением Католической Церкви? Ведь на деле, признав легитимность Римской Церкви как первенствующей и подчинившись ей административно, мы вынуждены будем мириться с многочисленными искажениями догматического характера, которые присутствуют в католицизме. Но как, скажите, тогда быть с тем, что очень часто православное и католическое вероучение противоречат друг другу? Чего мы добьемся в таком случае? Полной дезориентации верующих людей, раскола, противостояния на религиозной почве и многих других негативных явлений, вплоть до религиозных войн? Может быть, именно поэтому и в Москве, и в Ватикане поняли всю бесперспективность унии в деле объединения наших церквей?

И, кстати, уяснили это не только в Москве и Ватикане: так, например, недавно митрополит Пирейский Серафим, комментируя некоторые формулировки предстоящего Всеправославного Собора, выразил мнение о том, что: «единственный результат экуменического движения - это смущение и синкретизм. Собор, который легализует ересь экуменизма, может стать настоящей миной под зданием всеправославного единства, потому что создаст куда больше проблем, чем якобы разрешит. Он приведет к волнениям, смущению и расколам».

Почему же тогда наши грекокатолики не могут понять той простой мысли, что православные не готовы на объединение любой ценой? Не рискнут пожертвовать спасительной истиной Православия ради мнимого, фиктивного единства. Может быть, потому, что они как раз хотят подложить «мину» под здание православного единства?

Образно говоря, объединение церквей на тех основаниях, которые нам предлагают католики, похоже на то, как если бы нам предложили смешать здоровую и отравленную пищу. Понятно, что в результате такого смешения вся пища будет отравлена и, следовательно, станет непригодной для употребления, т. к. фактически здоровая пища перестанет существовать. Точно так же невозможно смешать в одно целое ложь и правду, отравленные мысли и порочный дух с чистыми мыслями и непорочным духом.

Именно поэтому объединение между католиками и православными не может произойти вплоть до того времени, пока мы не будет жить ЕДИНЫМ ДУХОМ И ЕДИНЫМИ МЫСЛЯМИ, которые основаны на святоотеческом понимании Евангелия и спасения в Церкви. А для этого нашим братьям католикам нужно отказаться от тех многочисленных заблуждений, которые накопились в жизни Западной Церкви за многие века ее существования. Согласно мнению профессора Металлиноса, «подлинное единство может быть достигнуто только тогда, когда папство откажется от своих ересей, от своих тоталитаристских и ложных догматов и вернется к православию» (7).

Пока этого не случится, мы готовы вести диалог, в процессе которого будем стараться познакомить наших братьев католиков с истинным православным святоотеческим пониманием спасения в христианстве и учениях о Церкви Христовой. Если для православных и возможен экуменический диалог, то лишь в такой форме. Только опираясь на православное вероучение, мы можем говорить о проблеме объединения (унии) с католиками. Ибо православные не нуждаются в объединении, в результате которого придется отказаться от Истины.

Иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Примечания:

1. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла // Эл. ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html
2. Екуменізм - це не єднання задля спільного ворога, а єднання в ім'я єдиного Бога // Эл.ресурс: http://news.ugcc.ua/news/spravzhn%D1%96y_ekumen%D1%96zm_polyagaie_

ne_v_geopol%D1%96tits%D1%96_a_v_primirenn%D1%96_cherez_d%D1%96alog__glava_ugkts_

na_zustr%D1%96ch%D1%96_%D1%96z_zah%D1%96dnimi_zhurnal%D1%96stami_

v_rim%D1%96_76040.html

3. Элладский митрополит призвал осудить на Всеправославном Соборе униатство, папизм и экуменизм // Эл. ресурс: http://apologet.in.ua/apologetika/inoslavie/greko-katolitsizm/novosti-pro-greko-katolikov/7605-ehlladskijj-mitropolit-prizval-osudit-na-vsepravoslavnom-sobore-uniatstvo-papizm-i-ehkumenizm.html
4. «400 лет Брестской церковной унии». Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. С. 120.
5. Там же. С. 96-97.
6. Там же. С. 101-102.
7. Там же. С. 97-98.

http://pravlife.org/content/kak-pravoslavnye-v-evrope-otnosyatsya-k-unii-s-katolikami
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродиакон Иоанн (Курмояров)
Чем чревато «любвеобилие»
О любви в светском и христианском понимании - иеродиакон Иоанн (Курмояров)
14.03.2016
Как христианину праздновать Масленицу?
Что в этом празднике православного, размышляет иеродиакон Иоанн (Курмояров)
05.03.2016
«Ложь во спасение»: Почему греко-католики не признаются, что они не православные
О проблемах взаимоотношений греко-католиков и православных в Украине - иеродиакон Иоанн (Курмояров)
25.09.2015
Все статьи Иеродиакон Иоанн (Курмояров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Встреча главы РПЦ и папы римского
О горячем желании Папы Римского приехать в Москву.
Хотим ли встречи с папой Римским?
22.01.2024
Про «бурю в стакане» в связи с комментарием о. Николая Балашова
На самом деле бывший церковный дипломат дезавуировал провокационные заявления Ватикана
25.09.2023
Провокатор Севастьянов наконец-то получил по рукам!
Глава ОВЦС митрополит Антоний опроверг лживое заявление руководителя фейковой организации ВСС о приезде Папы Римского в Москву
19.06.2023
«Десант» противника в тыл канонической территории Русской Православной Церкви
О визите Папы Римского в Казахстан в канун исторического саммита ШОС
20.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07