itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим

0
236
Время на чтение 12 минут

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня публикуем отрывок о событиях пленения персами этой святыни и возвращения ее императором Ираклием в Иерусалим, которые также вспоминаются в этот день.

Император Ираклий взошел на престол в 610 году в разгар войны ромеев с сасанидским Ираном. В ходе этой войны ромеи терпели неудачи: персы успешно действовали в Сирии, города которой один за другим переходили под их контроль. Весной 614 года после 20-дневной осады пал Иерусалим. Построенный святой Еленой храм Гроба Господня был сожжен, а Животворящий Крест вывезен в Ктесифон. Шах Хосров передал Крест одной из своих жен Ширин, которая была христианкой, и она распорядилась поместить его во дворце. Хранившаяся в храме Гроба Господня Губка была доставлена в Константинополь и выставлена там в Святой Софии для поклонения 14 сентября 614 года. Полтора месяца спустя в столицу прибыла другая святыня из числа орудий страстей Спасителя - Копие, отправленное туда по распоряжению шаха.

За падением святого города последовал погром христиан, учиненный местными иудеями, действовавшими под покровительством персидского гарнизона. Патриарх Иерусалимский Захария был вместе с тысячами других пленников отправлен в Персию. Многие из христиан Иерусалима и других городов Палестины бежали в Египет, где о них позаботился патриарх Александрийский святой Иоанн Милостивый.

Между тем Ираклий не смирился с поражением и не утратил надежду возвратить в лоно империи утраченные провинции. В течение весны и лета 622 года он проводил военные учения, одновременно погрузившись в книжное изучение военной теории, разрабатывая стратегию войны и оттачивая приемы боевой тактики, а осенью он повел армию в Каппадокию и там нанес персам, которыми командовал их лучший полководец Шахрбараз, поражение, вынудив их уйти из понтийских провинций в Армению. Зиму войска Ираклия провели в Каппадокии и Понте, в то время как сам император находился в столице, принимая меры к укреплению ее гарнизона на случай вероломного нападения со стороны аваров. Перед возобновлением военных действий Ираклий направил шаху Хосрову послание, в котором предлагал заключить мир, но на свое предложение он получил сохранившийся в «Истории» армянского писателя Себеоса высокомерный и оскорбительный ответ, исполненный разнузданного кощунства: «Любимый богами господин и царь всей земли, рождение великого Ормузда, Хосров - Ираклу, несмышленому и негодному рабу нашему. Не желая отправлять мне рабскую службу, ты называешь себя господином и царем... Собрав разбойничьи войска, ты не даешь мне покоя. Разве я не истребил греков? Ты говоришь, что уповаешь на своего Бога. Почему Он не спас Кесарии, Иерусалима и великой Александрии из рук моих? Неужели ты и теперь не знаешь, что я подчинил себе море и сушу? Разве я теперь не могу подкопать Константинополь? Но я отпускаю тебе все твои преступления. Возьми жену свою и детей и приди сюда. Я дам тебе поля, сад и оливковые деревья... Да не обманет вас тщетная надежда ваша - Христос, Который не мог спасти Себя от иудеев, и они убили Его, распяв на кресте. Как же Он избавит тебя от рук моих? Если ты сойдешь в бездны моря, я протяну руку и схвачу тебя, и тогда ты увидишь меня таким, каким бы не желал видеть»[1].

Весной 623 года Ираклий вернулся к войскам и повел их в Армению. Под ударами ромеев один за другим пали занятые персами Двин и Нахичеван. Затем император двинул армию в Атропатену, расположенную на севере древней Мидии, штурмом взял столицу этой сатрапии Ганзаку, разрушив в отмщение за Иерусалим и похищенный персами Крест находившийся в этом городе грандиозный зороастрийский храм, почитавшийся персами за великую святыню. Чтобы переломить ход войны, Хосров приказал армиям Шахина и Шахрбараза соединиться и действовать совместно против ромеев. Ввиду явного превосходства в силах противника Ираклий уклонился от генерального сражения и увел войска на север, в принадлежавшую Персии кавказскую Албанию, захватил ее столицу Партав и перезимовал там. Весной и летом 624 года главным театром боевых действий стали Албания и Персоармения. На стороне Ираклия сражались грузины, абхазы, лазы, в то время как местные христиане-монофизиты - персоармяне и албанцы - в массе своей сохраняли верность своему верховному правителю Хосрову. Иранские войска превосходили числом армию ромеев, и когда ей стало угрожать окружение, Ираклий дал приказ к отступлению. Он повел армию через Сюнник, мимо озера Ван в Каппадокию, откуда в свое время и начал поход. Там армия разместилась на зимние квартиры. Первый поход Ираклия против персов закончился без победного результата, но император не пал духом и готовил армию к продолжению войны.

Ранней весной 626 года персы перешли в контрнаступление: часть армии под командованием Шахина возобновила боевые действия против ромеев в сердце Малой Азии, а другие войска во главе с Шахрбаразом двинулись на Константинополь. Угроза падения имперской столицы была особенно велика, потому что одновременно с персами со стороны Балкан Константинополь был атакован и осажден аварами, которые привели с собой славян и гепидов. Перед лицом смертельной угрозы горожане собирались в церквях на молитву. Патриарх Сергий совершал каждодневные богослужения, возглавлял крестные ходы, произносил проповеди, в которых призывал народ к усердной молитве о спасении города и империи. Воины гарнизона мужественно сражались, успешно отбивая все попытки штурмовать столичные стены. Многочисленные лодки славян - моноксилы, или однодеревки, - заполонили Босфор и прибрежные воды Мраморного моря: цепь, запиравшая вход в Золотой Рог, препятствовала им войти в этот залив, а несравненно более мощный и профессиональный флот ромеев опрокидывал и топил эти утлые суденышки. Авары вынуждены были снять осаду и отступить. Тогда в Константинополе составлен был, возможно самим патриархом Сергием, благодарственный гимн Божией Матери, защитившей Свой город: «Взбранной Воеводе победительная». Это песнопение впервые было спето вместе с акафистом Богородице, ранее составленным Романом Сладкопевцем, 6 августа 626 года.

Молитвами Богородицы вдруг град посыпался в лицо неприятеля и многих воинов убил

После отступления союзников аваров Шахрбараз оставил Халкидон и повел свою армию назад, в Сирию. Тем временем брат императора Феодор нанес поражение Шахину. По словам святого Феофана Исповедника, в начале битвы, «с помощью Божией, молитвами всепетой Богородицы... вдруг град посыпался в лицо неприятеля и многих из них убил, между тем как на стороне римлян была совершенная тишина; они обратили персов в бегство и великое множество их побили, за что Хосров прогневался на Шахина, который из отчаяния заболел и умер. Хосров приказал привезти к себе труп Шахина, набальзамированный солью, и мертвого подвергнул великим ругательствам»[2].

Реакцией Ираклия на заключение союза Хосрова с аварами стали переговоры посланца императора Андрея с ябгу-каганом западных тюркютов Мохо-шадом о совместных действиях против персов. Андрей сумел заинтересовать тюркютов перспективой грабежей во владениях шаха. На обратном пути императорского посла сопровождал отряд из 1000 тюркютских всадников, которые с боями против персидских гарнизонов прорвались через Дербентские ворота в Закавказье, прошли через земли грузин и лазов и прибыли в ставку Ираклия, которая в ту пору находилась в Трапезунде. Император продолжил переговоры с посланцами ябгу-кагана, результатом которых стало заключение союза. В конце 626 года полчище тюркютов, в котором преобладали подчинившиеся потомкам Ашина хазары, так что и сама эта орда в византийских источниках нередко именуется хазарской, двинулась по берегу Каспия на юг, в Закавказье. На их пути находился защищенный горным рельефом и целой системой крепостных стен Дербент, или Чор. И все же город пал под ударом орды, союзной ромеям. Об ужасах, пережитых его обитателями, красноречиво писал автор «Истории агван» Моисей Каланкатуйский: «Видя страшную опасность со стороны безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпы (монголоидные черты завоевателей шокировали горожан. - прот. В.Ц.), которая в образе женщин с распущенными волосами устремилась на них, содрогание овладело жителями; при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом одождили их и как хищные волки... бросились на них и беспощадно перерезали их на улицах и площадях города... они не жалобились и сердце их не сжималось при виде мальчиков, обнимавших зарезанных матерей»[3]. Слух об истреблении жителей захваченного варварами Чора ужаснул жителей Кавказской Албании, и многие из них бежали из родных селений в гористый Арцах, населенный армянами, надеясь обрести там укрытие.

Затем тюркюты и ромеи с двух сторон - одни с востока, а другие с запада, из Лазики, - подошли к Тбилиси. Рассказывая о встрече союзников, Феофан Исповедник писал, что ябгу-каган, увидев Ираклия, «подъехал к нему, целовал его в плечи и поклонился ему в виду персов, смотревших из города Тифлиса»[4]. Началась затянувшаяся осада города, который защищали грузины под предводительством своего царя Стефана, признавшего себя данником шаха, и отряд персов из 1000 отборных воинов. Глумясь над наружностью ябгу-кагана, защитники города, по рассказу Моисея Каланкатуйского, выставили на стене напоказ его карикатурное изображение в виде тыквы размером «аршин в ширину и аршин в длину, вместо ресниц - несколько отрезанных ветвей, место бороды оставили безобразно голым, на месте носа - ноздри шириной в локоть, редкие волосы на усах... Они... кричали: вот царь, государь ваш... поклонитесь ему, это джебукаган. И взяв в руки копья, кололи и пронзали тыкву»[5]. Взять Тбилиси не удалось, и ябгу-каган, предоставив в распоряжение Ираклия 40 тысяч воинов, увел остальную орду на север, в степные кочевья.

Вскоре после этого император, оставив для продолжения осады часть стратиотов, повел основные силы вместе с союзниками тюркютами на юг. Утомленные тяготами похода, тюркюты вскоре ушли в свои степи.

В начале декабря 627 года ромеи осадили Ниневию. Персидские войска шли следом за ними и настигли противника у стен этого древнего города. 12 декабря дано было генеральное сражение, победу в котором одержал Ираклий, - в битве пали командующий персидской армией Рахзад, а войско было перебито и рассеяно. Одержав блистательную победу, Ираклий повел свою армию на столицу персов Ктесифон, по пути разрушив резиденцию Хосрова в Дастагерде, вблизи современного Багдада, спешно покинутую шахом. Но под Ктесифоном императора ожидали свежие силы противника. Ираклий не решился атаковать их и повернул в сторону Атропатены. Во время отступления до него дошла весть о государственном перевороте в персидской столице: шах Хосров Парвиз был свергнут и убит, на престол взошел его сын Кавад Широе, который незамедлительно направил послов в ставку Ираклия.

«Пал высокомерный богоборец Хосров! Пал и низвергся в недра земные, и истреблена с земли память его!»

Начались переговоры, и 3 апреля 628 года был заключен договор о перемирии. 15 мая в столичном храме Святой Софии было оглашено послание императора Ираклия, в котором он извещал об одержанной им победе: «Ликуйте Богу вся земля, служите Господеви в радости, выходите в сретение Его в веселии и знайте, что Бог есть Сам Владыка... Пал высокомерный богоборец Хосров! Пал и низвергся в недра земные, и истреблена с земли память его! Надменный и глаголавший неправду в гордыне... против Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, и Приснодевы Марии, погиб, нечестивец, с шумом»[6]. В ту пору ставка Ираклия находилась в Армении. Пока велись переговоры о мире, необходимо было военное присутствие императора на Востоке. По мирному договору, которым завершились эти переговоры, в состав Ромейской империи были возвращены Армения, Сирия, Палестина и Египет. Персия освободила пленников и обязалась выплатить контрибуцию и возвратить из плена Животворящий Крест Христов.

Между тем, процарствовав восемь месяцев, Кавад Широе заболел и скончался. Перед смертью он обратился к Ираклию с письмом, в котором просил его о покровительстве своему малолетнему сыну и наследнику Ардаширу: «Как ваш Бог был вручен старцу Симеону, так я отдаю в твои руки раба твоего, моего сына. Пусть Бог, Которому ты поклоняешься, будет свидетелем того, как ты с ним поступишь»[7].

8 апреля 629 года, возложив командование войсками, расквартированными на востоке, на своего брата Феодора, Ираклий отправился в столицу. На азиатском берегу Босфора, в Иерии, близ Халкидона, его торжественно встречали патриарх Сергий, сенат, духовенство и народ, приветствовавший его ветвями маслин, зажженными светильниками, благодарственными молитвенными песнопениями. Несколько дней спустя состоялся торжественный въезд победоносного императора в Константинополь. Он проследовал в Святую Софию по Месе через Золотые ворота на колеснице, в которую запряжены были четыре слона. На играх, которые даны были в честь триумфального завершения войны с персами на ипподроме, раздавались щедрые подарки воинам и народу. Конфискованные в Персии денежные средства радикально поправили финансовое положение государства, и император смог щедро возместить Церкви и частным кредиторам позаимствованные у них деньги.

В связи с победоносным завершением войны с Персией император Ираклий впервые назвал себя василевсом

В 629 году, в связи с победоносным завершением войны, император Ираклий впервые назвал себя василевсом. Греческим эквивалентом титула императора было «автократор», что можно перевести на русский как «самодержец». Греческие панегиристы давно величали императоров царями - василевсами, но в официальную титулатуру это слово было включено впервые в преамбуле новеллы, датированной 21 марта 629 года. Этот акт издан от имени «Ираклия и Ираклия, сына Константина, верных во Христе василевсов» - «Ираклеос каи Ираклеос неос Константинос пистои эн Христо василеис»[8].

В феврале 630 года Ираклий снова отправился на Восток, чтобы наладить управление на территориях, переданных ромеям Персией, и чтобы позаботиться о возвращении все еще остававшегося в плену Животворящего Креста Господня. По требованию императора Крест был доставлен из Ктесифона в Иераполь, куда прибыл Ираклий. Его дальнейший путь с Крестом шел через Берою (Алеппо), Эмесу, Дамаск, Тивериаду, куда к нему пришли посланцы от иудеев из всех городов Галии. «Они поднесли ему богатые дары и просили предать забвению их вины в прошлом, а в обеспечение от мести христиан выдать им грамоту. Ираклий внял их просьбам и выдал грамоту, скрепив ее печатью и клятвой»[9].

Встреча Ираклия была особенно торжественной: он доставил в Иерусалим Животворящий Крест

21 марта 630 года василевс прибыл в Иерусалим. До тех пор ни один из императоров не посещал Святой Город. Встреча Ираклия была особенно торжественной, потому что он доставил в Иерусалим Животворящий Крест, возвращенный на свое прежнее место на Голгофе в храме Гроба Господня. Себеос рассказывал об этом событии: «В день вступления в Иерусалим немало происходило там ликования. Раздавался голос плача и печали, лились слезы умиленного сердца у царя и знати, всех войск и жителей города. И никто не мог петь Господних песен от плачевного умиления. Царь водрузил Крест на своем месте, всю церковную утварь расположил по своим местам и роздал церквам и жителям города подарки и деньги на ладонь»[10].

Установленный ранее праздник в честь Воздвижения Креста Господня с тех пор стал также днем памяти и о возвращении Животворящего Креста в Святой Город.

Протоиерей Владислав Цыпин

27 сентября 2016 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 133 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Себеос. История императора Иракла. СПб., 1862. С. 101.

[2] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта // Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказания. Рязань, 2005. С. 274-275.

[3] Моисей Каганкатваци. История агван. СПб., 1861. С. 105.

[4] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 275.

[5] Моисей Каганкатваци. История агван. С. 107-108.

[6] Цит. по: Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 3. СПб., 2004. С. 94.

[7] Цит. по: Там же. С. 97.

[8] См.: Острогорский Георгий. История Византийского государства. М., 2011. С. 157. Прим. 2.

[9] Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 3. С. 103.

[10] Себеос. История императора Иракла. С. 111.

http://www.pravoslavie.ru/97351.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владислав Цыпин
Все статьи Протоиерей Владислав Цыпин
Последние комментарии