itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Разве я сказал, что небо пусто?»

В паломничество - не покидая Саратова

Бывший СССР 
0
348
Время на чтение 8 минут

У православных христиан издревле было в обычае путешествовать по святым местам. Для чего? Во-первых, такое путешествие, или, как стали его называть, паломничество уже само по себе было молитвенным трудом, во-вторых, у людей была потребность приближаться к святыне, видеть ее, поклоняться святым на месте их христианских подвигов, которые бывают очень разными. В ХХ веке в России воистину просиял подвиг мученический - подвиг страдания за веру от безбожной власти. И нам, саратовцам, не нужно покидать родного города для того, чтобы оказаться на месте этого подвига. Мучениками и исповедниками Христа в годы жестокого богоборчества стали наши земляки.

Игумения Антония (Заборская)В преддверии празднования Собора Саратовских святых, который в этом году отмечается 18 сентября, мы с прихожанами саратовских храмов отправляемся в такое паломничество. Не все, о ком мы сегодня будем говорить, канонизированы, но все - достойны преклонения.

Первая остановка автобуса - в Свято-Алексиевском женском монастыре. Здесь покоится игумения Антония (Заборская). Она была настоятельницей Крестовоздвиженского монастыря, стоявшего на самом берегу Волги: сейчас большую часть его территории занимает гостиница «Словакия», а об уничтоженной обители напоминает Крестовоздвиженский храм, действующий в сохранившемся от всего комплекса здании, и большая мемориальная икона святителя Николая - на месте снесенного Никольского монастырского храма.

Крестовоздвиженский монастырь был по тогдашним меркам не очень большим (на момент ликвидации его большевиками, в 1919 году, в нем насчитывалось 269 насельниц, считая девочек-воспитанниц) и совсем не богатым: выживал он только постоянным нелегким трудом сестер, большинство из которых происходило из крестьянства или мелкого городского мещанства. Но мужество и верность монашескому призванию, проявленные этими женщинами, удивляют нас, сегодняшних. После закрытия монастыря они не разошлись по домам, не вернулись к «нормальной» жизни. Ради сохранения общины игумения Антония (избранная настоятельница с 1912 года) регистрирует в установленном новой властью порядке трудовую артель; эта артель существует довольно долго, но в 1927 году в органы ГПУ поступает донос, автор которого доводит до сведения власти, что под видом Крестовоздвиженской артели фактически продолжает существовать монастырь; что монахини «по-прежнему посещают церковь», что к монахиням стекаются все, не- довольные советской властью, что в артели собирают продуктовые посылки для сосланных и находящихся в заключении представителей саратовского духовенства; наконец, что в Крестовоздвиженской артели совершаются монашеские постриги. Все это было правдой. Иеромонахи СпасоПреображенского мужского монастыря, закрытого точно так же, как женский, постригали крестовоздвиженских послушниц в иноческий чин, и это было, по сути, благословением на Голгофу...

Крест на месте захоронения игумении Антонии в Свято-Алексиевском женском монастыреВ 1927 году Крестовоздвиженская артель была закрыта, шесть монахинь во главе с настоятельницей отправились в ссылку в Марийскую АССР. Там они провели пять лет: оставшиеся в Саратове сестры не оставляли их без помощи, выручали посылками. Вернувшись в Саратов, игумения Антония не обнаружила в городе ни одного действующего православного храма - все были закрыты. Верующие поддерживали связь меж собою, тайком собирались для молитвы у кого-то дома; если находили священника, то совершалась и Евхаристия. Началась война, и в связи с этим органы НКВД усилили свою и без того недреманную бдительность. В ноябре 1941 года родилось второе уголовное дело «гражданки Заборской Антонины Станиславовны» - игумении Антонии. Вместе с нею было арестовано восемь женщин (четыре из них - крестовоздвиженские монахини) и один мужчина, заводской слесарь. Всем им вменили «организованную антисоветскую деятельность», выражавшуюся в основном в частных разговорах о тяготах жизни в СССР. Одна из проходивших по этому делу монахинь, Варвара Глотова, была расстреляна, остальные получили большие сроки, а матушка Антония, которой было уже 73 года, просто не дожила до приговора - умерла в тюрьме, по некоторым данным - во время допроса.

Кладбищенский сторож показал остававшимся еще на свободе сестрам монастыря, где закопали их матушку, завещавшую своим духовным дочерям всегда, что бы ни случилось, не терять друг друга и держаться вместе. Могила игумении Антонии оберегалась и почиталась верующими на протяжении всех советских лет. А в ноябре 2012-го по благословению митрополита Саратовского и Вольского Лонгина игумения-мученица была перезахоронена в Свято-Алексиевской обители.

Возле строящегося храма Воскресения Христова Из монастыря едем на старое Воскресенское кладбище. Здесь восстанавливается разрушенный кладбищенский храм Воскресения Христова - глядя на эту стройку, поговорим о его клирике - священномученике Петре Покровском. Этот священник мужественно противостоял захватившим храм раскольникам-обновленцам и многих из тех, кто был увлечен их пропагандой, привел к покаянию и возвращению в лоно матери Церкви. Крестный путь отца Петра похож на сотни тысяч других: арест, ссылка, возвращение из ссылки в Саратов, новый арест, еще одна ссылка, и уже там, в Восточном Казахстане - последний арест и расстрел...

На могиле епископа Вениамина (Милова)Мы стоим у могилы епископа Вениамина (Милова): он был саратовским правящим архиереем всего полгода. Его здоровье было подорвано лагерями и голодными ссылками, и 2 августа 1955 года он умер, но тропа к его могиле - так же, как и к могиле игумении Антонии, - не зарастала никогда. Владыка Вениамин - один из самых известных и почитаемых духовников и богословов безбожных лет. Возможность познакомиться с его проповедями и письмами есть: в издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Святая наука смирения» (редактор-составитель Наталья Горенок), посвященная епископу Вениамину.

Далее наш маршрут несколько усложняется. Кладбище старое, огромное и запущенное; только благодаря Евгению Леонидовичу Лебедеву, учителю физики и руководителю общества потомков репрессированных христиан «Возрождение», нам удается выйти к месту захоронения священномучеников иерея Михаила Платонова и епископа Германа (Косолапова). Где-то рядом с ними лежит протоиерей Андрей Шанский - летом 1892 года саратовские газеты писали о нем как о герое: его слово остановило холерный бунт и спасло жизнь студента-медика, ухаживавшего за больными (толпе казалось, что доктора намеренно заражают людей холерой). Здесь же - протоиерей Геннадий Махровский: он прослужил в Старом, как говорили саратовцы, в Свято-Троицком, то есть, соборе 37 лет, и был отцом восьми детей. Рядом с ним - священник Олимп Диаконов... И еще десятки имен на могильной плите.

Захоронение саратовских новомучеников на месте расстрельного рваНо это далеко не все, кто здесь закопан: под нашими ногами расстрельный ров. Все перечисленные люди убиты без суда и следствия: кто- то в порядке так называемого Красного террора (это была официально принятая Совнаркомом практика расстрела заложников, то есть заведомо ни в чем не повинных людей), а кто-то просто в связи с приближением к городу частей белых армий.

Икона священномученика Михаила Платонова

Но, оказывается, не все в «молодой Советской республике» делалось без суда. Священника Михаила Платонова - создателя общества «За веру и порядок», яркого проповедника и публициста, защитника веры и нравственных устоев - именно судили: вместе с епископом Германом и другими членами епархиального совета. Процесс занял два дня - 5 и 6 октября 1918 года. Председательствовал слесарь Яков Аникеев. Суду предшествовали следующие драматические события: в августе 1918-го, услышав о расстреле государя императора Николая II (расстрел царской семьи и слуг большевики очень долго скрывали, а информация о смерти царя была запущена ими в народ намеренно), настоятель Серафимовского храма в Саратове отец Михаил Платонов в своей проповеди напомнил прихожанам о словах 104-го псалма - «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла». Затем он возгласил царю-страстотерпцу вечную память... Конечно, власти это не понравилось, и отец Михаил был арестован. Узнав об его аресте, 36-летний викарный епископ Саратова Герман (Косолапов) вполне официальным указом вменяет в обязанность общине Серафимовского храма сделать все для освобождения пастыря: но люди уже и без того собирают подписи под обращением с просьбой отдать им отца Михаила на поруки. Епископ Герман принимает радикальное, может быть, спорное решение: запретить богослужения в церкви Серафима Саровского впредь до освобождения настоятеля. В результате Владыку арестовывают, обвинив его в том, что он намеренно закрыл церковь с целью возмутить народ против советской власти...

«Суд над попами», как называла это действо газета «Известия Саратовского совета» стал воистину духовным противостоянием. Обвинитель Семен Васильченко говорил, что «для советской власти небо - пустое место», а отец Михаил в своей речи отвечал ему: «...обвинитель очень раздосадован тем, что я очень спокойно вел вчера себя здесь, что мне предъявляются такие обвинения, и я так спокоен, высказываю свои монархические убеждения. (...) Но, товарищи, я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор: разве я сказал, что небо пусто? Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь - и я не верю в смерть...»

Законнобразие кончилось быстро: приговоренные к 20 и 15 годам лишения свободы отец Михаил и владыка Герман были вопреки этому приговору расстреляны, как уже сказано, ввиду приближения к Саратову белых. В храме во имя святого преподобного Серафима Саровского, у иконы его настоятеля - священномученика Михаила Платонова - мы заканчиваем первую часть своего паломничества...

Продолжение следует


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото Андрея Самохина и из архива Саратовской епархии

«Саратовская областная газета» № 156 от 14 сентября 2016 г.

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/razve-ya-skazal-chto-nebo-pusto

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Бывший СССР
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09