itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Разомкнуть круг

Завершая разговор о том, как овладеть временем, предлагаем вниманию читателей рассуждения игумена Нектария (Морозова)

0
338
Время на чтение 6 минут

Недостаток времени, неспособность противостоять суете, отличать главное от второстепенного, синдром хронической усталости и, как следствие, постоянное отлагательство того, что связано с областью жизни духовной, «на потом», «на завтра», «до лучших времен» - все это, наряду со многими другими подобными болезнями, давно стало приметой нашего времени с его бесконечной гонкой, спешкой, беличьим, неостановимым бегом в колесе попечений и дел.

И, безусловно, понимание того, как разомкнуть этот круг, вырваться из него, как самому научиться управлять его движением, вместо того чтобы день за днем подчиняться привычной инерции, не будучи в силах ее преодолеть, в высшей степени важно. Важно для любого человека и тем паче для верующего, сознающего, что каждая прожитая минута приближает его к порогу вечности, что время вспять не обратить, и все, что мы не успеем в себе исправить, чего не успеем приобрести, так и останется неисправленным и неприобретенным.

И абсолютно правы те, кто стремится разработать (хотя бы для себя лично, не претендуя на универсальность) некую систему «тайм-менеджмента», которая позволила бы, точно проводя границу между важнейшим, важным, желательным, допустимым и совершенно ненужным, а значит, вредным, не смешивать все это, но, установив определенную, раз и навсегда выверенную иерархию жизненных приоритетов, сообразовывать с ней свое бытие, избегая надрыва, оставаясь человеком, способным жить ответственно, разумно и при том свободно, а не превращаясь в какое-то подобие пресловутого раба на галерах.

Нельзя разделить свою жизнь на две части: жизнь христианскую и жизнь «обычную». Жизнь одна, и она должна быть целостной, не разорванной и не расколотой. Но в ней тем не менее есть то, что необходимо отдавать Богу (или, точнее, своей собственной душе, потому что не Господь, разумеется, а она в этом нуждается), и то, что необходимо отдавать «кесарю» (тут речь об обязанностях внешних - их тоже необходимо выполнять с памятью о Боге, в духе евангельском, но все же они условно могут быть названы именно внешними). И то, что для Бога, для души, нужно поставить на первое место. На практике это выглядит так. У нас есть молитвенное правило - то или иное. Есть круг духовного чтения, первое место в котором занимает (или должно занимать) Священное Писание. Есть дни - праздничные, воскресные, когда мы бываем (должны бывать) в храме. И вот все это должно превратиться в некие константы нашей жизни, в то, что будет в ней присутствовать в любом случае, если только мы не оказались на одре болезни или не приключилось какое-то стихийное бедствие.

Ко всему этому нужно относиться как к делам первостепенной важности. То есть что бы ни происходило, но день мой должен начаться с молитвы. Так и никак иначе. И если мое молитвенное правило состоит не только из утренних и вечерних молитв, то я не буду откладывать большую его часть на вечер, зная по опыту, что приду домой усталым, вымотанным, неспособным уже, может быть, на молитву продолжительную и внимательную. Я постараюсь больше помолиться с утра, когда мое время еще мое, когда ничто еще не вторглось в него, когда у врага гораздо меньше возможности искушать меня через людей и обстоятельства, когда бороться мне нужно лишь с собственным саможалением и нерадением.

И, когда у меня выдастся свободное время в течение дня, я буду твердо знать, что сначала прочту несколько глав из Евангелия и Апостола, хотя бы десяток страниц из той или иной душеполезной книги, а уже потом буду просматривать почту, новости в Интернете или перейду к каким-то другим видам «отдыха». Или не перейду даже.

И на время богослужения я ничего другого планировать не буду, все - потом.

И лишь обеспечив, отвоевав у суеты, забот, мира это необходимое мне пространство, в оставшееся время я буду заниматься всем остальным - работой, текущими делами, тем, без чего не обойтись. Причем трезво понимая, что никакого ущерба все эти дела от такого распределения приоритетов не потерпят: оставшееся от молитвы время - это большая часть жизни. Не говоря уже о том, что опыт свидетельствует: если человек ищет прежде Царства Божия (см.: Мф. 6, 33), то Господь обязательно Сам позаботится о нем во всем, в чем это действительно ему необходимо, и ничего из на самом деле потребного человек не будет лишен.

Что же до дел внешних, то свой порядок необходим и в них. Да, конечно же, и круг обязанностей, и характер работы, и обстоятельства у человека могут быть очень различными, так же как и его физические силы, и нервная система, и состояние здоровья в целом. Но основополагающие принципы отношения к своим занятиям стандартны. Это распорядок или план, которому по возможности (то есть настолько, насколько это от нас зависит) должна быть подчинена наша деятельность. Это то же разграничение перво‑, второ- и третьестепенного, которое необходимо во всем, чем бы мы ни занимались. Это (насколько опять же мы можем этим управлять) правильная организация процесса, при которой мы выделяем для себя время, когда сосредотачиваемся на выполнении одной задачи и не отвлекаемся на другие. То есть определяем: сейчас я пишу текст, потом просматриваю присланные мне отчеты, потом разбираю почту, потом отвечаю на пропущенные звонки и делаю те, которые нужно сделать мне самому, потом общаюсь с сотрудниками, потом обедаю. Если пытаться делать это одновременно, от одного перебегая к другому и тут же кидаясь обратно, то производительность труда это существенно снизит, а усталость будет куда больше, не говоря уже о том хаосе, который будет царить внутри.

Различия между людьми - в силах, здоровье и обстоятельствах - необходимо учитывать, этого требует элементарный здравый смысл, ведь наша цель заключается не в том, чтобы выложиться «на все сто сейчас», а потом совершенно обессилеть. Мы должны распределять свои силы так, чтобы их хватило на годы труда.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Изображенный на стене ангел указывает на часы - напоминает о быстротечности и необратимости земного времениПовторюсь: жизнь не должна делиться на две части, она по сути своей едина. Но и человек не должен делиться, однако делится, по слову апостола Павла, на ветхого и нового, причем так, что если один из них становится сильнее, то другой непременно слабеет. И это отражается на жизни: бывает так, что внешнее поглощается внутренним, духовным: это происходит тогда, когда мы живем внимательно, с памятью о Боге, когда каждое дело, каждое событие, каждое обстоятельство мы оцениваем и воспринимаем духовно - как своеобразные уроки, задания, а то и самые настоящие экзамены в той школе, в которую поместил нас по Своей премудрости Господь. Но бывает и совсем иначе - когда внешнее не только поглощает все наши силы, все наше время, но и разрушает, опустошает нас изнутри. Это именно так: чрезмерная, не имеющая верных пределов поглощенность внешними делами не только приводит к тому, что у нас не остается времени и сил для жизни духовной, но и обуславливает неспособность к ней, буквально выжигая, умерщвляя в душе все то, что составляет лучшее ее содержание, что побуждает отрываться от земли и стремиться к небу.

В наше время это может происходить с человеком особенно быстро. Как ни парадоксально, но огромное количество технических средств, призванных облегчить наш труд, сделать его более удобным и продуктивным, в еще большей степени ускоряет процесс саморазрушения современного трудоголика. Неумолкающий телефон (который не где-то далеко, а всегда с собой - в кармане), беспрестанно сыплющиеся на него сообщения, электронная почта с десятками или сотнями входящих и исходящих сообщений за день, соцсети, новостные ленты, ежечасные выпуски теле- и радионовостей, реклама - аудио, на билбордах, остановках, в лифтах... Все это отвлекает на себя внимание или прямо-таки требует его, приводит к колоссальной эмоциональной усталости само по себе.

Мне кажется, очень важно правильно понимать степень той угрозы, которую представляет собой сегодня внешнее для нашего внутреннего мира. И по мере возможности снижать ее, не позволяя внешнему окончательно деформировать и уничтожать нас. И тут опять необходимо вернуться к теме упорядочивания своей жизни, к тому, что не она, не составляющие ее «процессы» должны управлять нами, а мы - ими. Евангелие свидетельствует, что и Господь, находившийся среди людей, учивший, общавшийся с ними, исцелявший их, временами уходил в пустынные места и там молился, давая тем самым образ, пример того, как должно поступать нам.

Я убежден, что без чередования работы, общения с уединением и тишиной невозможна полноценная христианская жизнь, тем более в мире современном. И каждый, кто не хочет для себя внутреннего разрушения, духовной деградации, обязательно должен задуматься о том, как правильно ему устроить свои дела, для того чтобы чередование стало возможным. Это аксиома, но она забывается и пренебрегается: должно быть время работы и время отдыха. Должно быть время «отдыха духовного» - молитвы и должно быть время отдыха эмоционального, когда ты находишься в пустынном месте или просто один. Должно быть время, когда ты можешь спокойно проанализировать свои поступки и мысли, можешь принять решения и с Божией помощью постараться воплотить их в жизнь.

Собственно говоря, с принятия этого решения - что все это должно быть - и его воплощения в жизнь и должно начаться коренное изменение жизни. Превращение ее из неправильной в правильную...

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/razomknut-krug

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Нектарий (Морозов)
Все статьи Игумен Нектарий (Морозов)
Последние комментарии