Гость редакции «Православная Жизнь» - архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр (Ищеин). Владыка совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру накануне Успения Пресвятой Богородицы и любезно согласился ответить на наши вопросы.
- Ваше Высокопреосвященство, Вы родились в 1952 году, через семь лет после окончания Второй мировой войны, в семье советских рабочих. Как Вы пришли к Богу и решили стать священником?
- Действительно, мое детство выпало на послевоенное время. Храмы и монастыри повсеместно были закрыты. По Божьей воле наша семья вместе с другими жильцами поселилась в стенах Ярославского Спасского монастыря, который был закрыт еще до войны. И мои ранние впечатления были связаны с этой старинной обителью, храмами, росписями в них, надгробиями почивших монахов, игуменов и архимандритов. Меня привлекала атмосфера монастыря. Я мог часами разглядывать евангельские сюжеты на стенах храмов. А еще думал о тех, чьими руками создана эта красота, что двигало этими людьми? И почему окружающий безбожный мир так отличается от этой безлюдной обители?
Окончив школу, я пошел в армию, но детские вопросы стали вопросами взрослого человека, кое-что черпал из книг - находил места в литературныхпроизведениях, которые касались религии, истории христианства. В то время ни Евангелия, ни Библии купить было невозможно. Еще в детстве прочитал житие святителя Димитрия Ростовского. Оно стало настоящим откровением. Предки мои были родом из г. Ростова Ярославской губернии, допускаю, что кто-то из них мог быть монахом, священником или мирянином, посвятившим свою жизнь Церкви. Возможно, по их молитвам ко мне пришло желание стать монахом.
- А почему монахом, а не белым священником?
- Потому что монах всецело посвящает себя церковному служению и не обременен мирскими заботами, к тому же он дает обеты, которые должен исполнить в течение жизни. Собственно, это не было моим решением, Господь призывает к служению Ему: кого мирянином, кого священником или монахом.
- «Жития святых» Димитрия Ростовского были Вашей первой церковной книгой?
- Нет, я уже к тому времени имел Евангелие. Это Благая весть, которую можно читать всю жизнь. Она до сих пор открывает свои тайны. Но мне в тот период попалась еще одна книга - Киево-Печерский патерик XVII века на славянском языке. Образы подвижников печерских вставали передо мной, как живые. Тогда родилось окончательное решение не сопрягать себя с этим миром. И в 1975 году я получил благословение принять монашество и стать священником.
- Расскажите, как связано имя апостола Варфоломея с нынешней территорией Азербайджана?
- Жизнеописание апостола Варфоломея повествует, что после трудов в Индии он отправился проповедовать веру Христову в Кавказскую Албанию, где и пострадал за Христа в 71 году по Р. Х. в городе Альбанополе - нынешнем Баку. И до сегодняшнего дня сохранилось место у подножья Девичьей башни в Баку, где, согласно преданию, он претерпел мученическую кончину. До 1936 года там находились часовня и памятная доска, на которой сообщалось об этом историческом событии. В I тысячелетии христианство широко распространилось в Кавказской Албании, и здесь была организована самостоятельная Албанская Церковь. После утверждения на этой территории ислама Албанская Церковь пришла в упадок.
В начале XIX в. азербайджанские ханства присоединились к Российской империи. В Баку приехали русские чиновники, торговые люди, военные. В связи с ростом промышленности и русского населения в Гяндже, Шемахе, Баку активизировалась православная жизнь, началось храмовое строительство. В середине XIX в. наблюдался нефтяной бум. В то же время начался приток русских специалистов. Тогда же была организована Бакинская епархия, в которую вошли приходы западного побережья Каспийского моря. В дальнейшем епископы получили титул «Бакинский и Прикаспийский». В 1917 году на Поместном соборе РПЦ был подтвержден статус Бакинской епархии.
Снос собора св. князя Александра Невского. Фото 1936 г.
Затем последовал долгий период атеизма. Храмы повсеместно закрывались. В 1936 году в Баку был разрушен прекрасный кафедральный собор Александра Невского.
- Когда началось возрождение в Бакинской епархии?
- Со становлением национальной независимости и суверенитета Азербайджанской Республики появилась возможность упорядочения религиозной жизни. В связи с этим 28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия.
Я к
тому времени нес послушание в Баку в качестве настоятеля кафедрального
собора Рождества Богородицы и благочинного Азербайджанских приходов.
Вскоре состоялась моя хиротония в епископа Бакинского и
Азербайджанского. В состав возрожденной епархии вошли православные
приходы на территориях Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и
Чеченской Республики. В настоящее время границы
Бакинско-Азербайджанской епархии совпадают с границами Азербайджанской
Республики, она делится на три благочиния -
Бакинское городское,
Западное и Прикаспийское.- Ваше Высокопреосвященство, существуют ли в
Азербайджане межрелигиозные и межнациональные проблемы и как решаются
вопросы национальной политики?
- В Азербайджане 96% мусульман, 2% христиан и 2% представителей других конфессий. Как неоднократно заявлял Гейдар Алиев, многонациональность - богатство Азербайджана. За все годы моего служения я видел лишь примеры толерантности и уважения друг к другу людей разных национальностей. В Азербайджане 150 среднеобразовательных русских школ. На одной из встреч президент Азербайджана в шутливой форме заметил, что религиозный мир в стране удерживают «три богатыря»: мусульманский лидер Гаджи Аллахшукюр Гуммет оглы Пашазаде, глава еврейской общины и ваш покорный слуга.
- Владыко, как Вы оценили Крестный ход мира в Украине в июле этого года?
- Любой Крестный ход - это усиленная молитва, духовный подвиг огромного числа людей. Господь всегда откликается на ходатайство верующих, посылает благодать Святого Духа. Во время Крестных ходов освящается воздух, пространство, земля, исчезают болезни, моры и другие бедствия. Десятки тысяч крестоходцев в Украине молились о мире, единстве, любви, взаимопонимании. И нужно верить, что Господь принял эти ходатайства.
Беседовал Сергей Герукhttp://pravlife.org/content/o-svoem-puti-k-bogu-pravoslavii-v-azerbaydzhane-i-mnogom-drugom-arhiepiskop-bakinskiy