В церковной власти нет коридоров

0
262
Время на чтение 7 минут
Первый зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в интервью РИА Новости размышляет о том, кто и как формирует церковную политику, что из себя представляет стратегия Церкви и что означает соборность. Общественный деятель и публицист проработал чиновником в Московской патриархии ровно полгода и согласился поделиться своими впечатлениями о "коридорах церковной власти".

- Александр Владимирович, вы проработали в новой должности полгода. Какие впечатления? Изменилось ли ваше отношение к Церкви?

— Нет, не изменилось. Это моя Церковь, с ней вместе я молюсь и живу. Мое отношение к ней не может измениться ни тогда, когда я пришел работать в одну из синодальных структур, ни тогда, когда я ее покину.

- Уже собираетесь?

— Могу дать совет: в первый же день выхода на новую должность вы должны сами себе сказать, что неизбежно наступит день, когда вы покинете этот кабинет. Тогда вы будет работать спокойно и уверенно.

- Вы часто пишите о политике, а кто формирует церковную политику? Как это происходит в коридорах церковной власти?

— В церковной власти нет "коридоров". Именно это и создает главную сложность для политических экспертов, которые составляют аналитические записки по текущей религиозной ситуации. Как правило, это простой мониторинг событий, реже — характеристика события, еще реже — оценка мотивации актора, и практически никто не решается на прогностику. В политической аналитике, наоборот, всего этого с избытком. Почему? Аналитики непрофессиональные? Отнюдь, очень сильные и опытные. Просто материя иная. Нет "коридора" власти. Он отсутствует. В первую очередь потому, что мы — члены Церкви — избираем своего патриарха пожизненно. Это ломает весь привычный для экспертного глаза механизм функционирования системы. И кстати, делает систему устойчивой. Именно поэтому и Романовы, и большевики пытались расшатывать эту систему запретом патриаршества. Да и сегодня эта задача не снята с повестки наших оппонентов.

- Но решения все же как-то принимаются? Как?

— Решения решениям рознь. Текущая кадрово-хозяйственная работа — это одно. Образовательно-миссионерская и социальная деятельность — другое. Устроение богослужебной практики — третье. Богословское осмысление современности — четвертое. Сохранение чистоты веры, то есть неповрежденности православного сознания — пятое. Последнее тесно связано с будущим Церкви, с обязанностью всех нас укрепить Церковь и передать ее нашим потомкам. И если первые пункты моего перечня относятся к земному устроению, то затем они плавно перетекают в область мистического. Попробуйте заняться здесь прогностикой, используя обычный политологический инструментарий. Это невозможно. Соответственно, одни решения принимаются в административном порядке, а иные — соборно.

- Что значит "соборно"? Это слово повторяют часто, но что за ним стоит, непонятно. Может быть, этот термин используют для прикрытия?

— Соборно — значит в диалоге, в прямом общении. Соборность — это не столько возможность низов влиять на верхи и наоборот, сколько такое состояние низов и верхов, при котором они чувствуют чаяния и намерения друг друга. Это тоже, кстати, один из элементов устойчивости системы. В политике инструмент "соборности" тоже используется, но не часто, например, "крымская" речь Владимира Путина. В Церкви же постоянно. Свежий пример — обсуждение документов Всеправославного собора.

Что касается "прикрытия". Среди множества мифов о Церкви (несметные сокровища, византийские интриги, сращивание с государством и прочее) самый устойчивый — скрытость, тайность, закрытость. Для того, чтобы понять степень закрытости организации, нужно сравнить ее с другой подобной организацией. Насколько вы осведомлены о внутренней жизни российских пятидесятников, баптистов, католиков, старообрядцев и так далее? Обсуждают ли СМИ правонарушения, совершенные представителями этих религиозных организаций? Есть ли такие примеры? Разумеется, есть, мне они известны. Выставляют ли эти организации проекты своих внутренних документов в сеть для свободного общенародного обсуждения, как это делает РПЦ? Просто сравните. И тогда вдруг обнаружите невероятную транспарентность церкви. Вся страна, далеко не только члены церкви, обсуждают абсолютно все: от ДТП с участием священника, до богословских документов, определяющих практику исповеди и причастия. Все открыто. Да иначе и быть не может, ведь Русская церковь — это церковь всего народа.

И еще одна очень важная особенность православия. Здесь нет никакой сакральной тайны, которую "жреческое сословие" скрывает от "непосвященных". Смысл христианства, его Тайна Спасения открыты сразу и всем. Ты только должен сделать усилие, чтобы понять и принять эту Тайну. Сравните с гностическими и эзотерическими группами, в которых организована сложная система степеней посвящения, двигаясь по которым, адепт за определенные заслуги получает "порции тайны"…

- Но "византийские интриги" все же существуют?

— Этот вопрос следует задавать скорее пастырю, чем мне. Но отвечу. Интриганство — это свойство личности, а не структуры, в которой находится личность. Это такое состояние, при котором личность наполняется ложным содержанием. Интриганство увлекает человека, дает ему ощущение наполненности, ощущение движения, действия, борьбы. Но на деле человек, охваченный этой болезнью, движется не вперед, а по кругу, это его выматывает и опустошает. И ничего не дает взамен, потому что в интриганстве отсутствует творческое начало.

Приведу пример. Много лет тому назад, еще в советские времена, я работал в Ленинграде в угольной кочегарке на углу Невского и Садовой. Рядом находилось отделение милиции, сотрудники которого приходили к нам уничтожать списанные документы: погашенные паспорта, уголовные и административные дела. Сжечь их быстро было невозможно, и они уходили, высыпая из мешков бумагу прямо на пол перед топкой. Я перебирал рваные паспорта умерших, осужденных или вышедших замуж. Знаете, это располагает к размышлениям о бытии.

А однажды всю ночь читал огромное административное дело — тяжбу сотрудниц машинописного бюро между собой и своей начальницей. Страница за страницей разворачивались сложнейшие многолетние интриги, которые плели эти женщины друг против друга. Эти интриги увлекли меня, я погрузился в их атмосферу, они окутывали меня, я не мог от них оторваться. Я запомнил по именам участниц, болел за одних и осуждал других, выносил свои вердикты и ожидал —воспитанный на Голсуорси и Достоевском — какой-то важной содержательной развязки. К утру я был душевно истощен. Там не было ничего, кроме сладострастия, возбуждаемого завистью. Я вдруг понял, что ничего содержательного у этих женщин никогда не произойдет и не может произойти, что я попал в плен чужих соблазнительных химер, что интрига — это пустота, видимость действия при полном отсутствии действия. Это был неожиданный и полезный опыт.

- Хорошо, а какая вообще у Церкви стратегия? Она существует? Патриарх Кирилл ставит перед своими сотрудниками какие-то задачи?

— Боюсь, что мой ответ вас не удовлетворит. Задачи — это тактика достижения стратегических целей. А цель Церкви — спасение души человека. Так что стратегии церковные и политические опять не совпадают по существу. У них разная природа. Если же вы хотите познакомиться с позициями святейшего патриарха Кирилла, то это сделать очень просто — читайте его книги, статьи, стенограммы выступлений. Все находится в отрытом доступе, никаких секретов.

- Если бы Русская православная церковь приняла решение участвовать в работе Всеправославного собора на Крите, вы хотели бы там присутствовать в качестве эксперта, наблюдателя?

— Честно признаться, с содержательной точки зрения лично мне это мероприятие не очень интересно. Настоящее и будущее нашей церкви зависит только от нас самих. Легитимный всеправославный собор — это собрание всех православных епископов, абсолютно всех. Организационно это сделать очень несложно, но политически сегодня почти невозможно.

- Вы любите сравнивать либерализм и консерватизм, пишите об этих понятиях. Вы консерватор? Кто из ваших коллег — публицистов, аналитиков вам близок?

— Меня ошибочно причисляют к консерваторам. Консерватизм очень широкое понятие, даже шире и многослойнее либерализма. А на самом деле, экспертное сообщество делится сегодня не на либералов и консерваторов, а на постмодернистов и традиционалистов. Я отношу себя к христианскому традиционализму.

- А какие еще бывают "традиционализмы"?

— Их всего два. Христианский и противоположный ему — нацистский. Сегодня Запад пронизан идеями национального, культурного и социального расизма, переходящего в нацизм. Эти идеи охватили Восточную Европу и движутся в сторону России. Нам в очередной раз придется это останавливать. Лучше превентивно, на идеологическом и политическом уровнях, чтобы избежать очередного кровопролития.

- Вам принадлежит неологизм "аксиомодерн", который вы часто употребляете. Что он означает?

— Это то, что неизбежно придет на смену постмодерна. Понятие аксиомодерн по смыслу синонимично христианскому традиционализму, но составлено в понятной парадигме либерального языка. Ведь мы все используем либеральный язык, поскольку иной язык, язык традиционализма еще только предстоит выработать, создать.

- Осталось два классических вопроса: что пишите и что читаете?

— Написал две статьи, которые в сентябре будут опубликованы в "Тетрадях по консерватизму". Одна называется "Дискурс русской ортодоксии и проблема фундаментального модерна", а вторая — "Русско-византийская цивилизация и идеологемы неоколониализма". А перечитал на днях пресмешной рассказ Николая Лескова "Кувырков". Про "русское направление умов", с которым, по выражению статского советника Кувыркова, "пока еще нельзя кончить сразу: говорят, дух времени; что сделаете — национальность-с…".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24