Письмо к кому-то... 2005 год
Для начала расскажу о себе. мне 43 года. Принял крещение только в 30
лет, закончил Московский Авиационный Технологический институт и вечерний
техникум по специальности фототехника. Работал за границей (в ЮАР), там же
«пришел» в церковь, но русских священников там не было и первая исповедь моя
была на английском языке, там же начал и воцерковляться.
По возвращении моем домой решил все свои силы и жизнь отдать Церкви. Господь
привел меня в Данилов монастырь, где мне поручили руководить всеми
производственными мастерскими монастыря. Пять лет трудничества завершились моей
женитьбой на сотруднице монастыря, рождением дочери и сына и благословением на
рукоположение. По разсуждении понял, что хочу быть именно сельским священником,
и Батюшка благословил ехать в Ивановскую епархию, одну из самых бедных в
России.
Когда я первый раз зашел в кабинет нашего, столь любимого теперь Владыки
Амвросия (Щурова), он поднял от бумаг на меня взгляд, и сразу, не видев меня
никогда до этого, сказал: «Готовый батюшка в Вязовское». Так я, москвич, был
рукополежен в священники к храму святителя Димитрия Ростовского, что в селе
Вязовское Ивановской епархии.
Почему сюда? - Бог весть, ибо я всеми силами старался не допустить своих
человеческих хотений в Божий промысел обо мне. И вот - свершилось: село в
десять домов (жилых - 4), ни жилья, ни магазина, ни школы, через дорогу -
городская свалка (гарь, вонь, бомжи, собаки), никто не здоровается, денег тоже
нет, мне сорок, двое малых детей, матушка и все родные в ужасе.
При первом же посещении прихода решил уже отказаться, но при возвращении назад
в епархию, на выходе из села заметил стоящий у дороги красивый деревянный поклонный
крест, и подошел посмотреть. Подошел, прочитал, что на этом самом месте (т.е.
прямо напротив храма) в 2000 году погибли протоиерей Феодор Соколов и его
водитель Георгий. Я помню, что стоял, как в столбняке от реального видения
промысла Божиего обо мне. А ведь я до этого самого момента не знал где погиб о.
Федор! Уже позже вдова о. Федора, матушка Галина рассказала мне, как Святейший
Патриарх Пимен благословил их на брак иконой святителя Димитрия Ростовского. И
как мы оба поразились тем, что о. Федор погиб у храма опять же святителя
Димитрия Ростовского, а она этого не знала (храм тогда временно не действовал).
Вернувшись в епархию, я рассказал Владыке о происшедшем, и он также удивился, и
сказал: «Ну вот, отец Андрей, ты на месте, на котором тебе быть суждено
Господом. Я никогда не уберу тебя с этого места. Служи, крепись, спасайся». Я
попытался что-то говорить про мою семью, про школу для детей, про помойку и
вонь, но он только качал головой и приговаривал: «Помоги, Господи!» И тогда я
понял, что отказываться не придется, что отказаться у меня не получится.
Переживая житейские неудобства, взывал ко Господу: «Господи, Ты меня сюда
поставил, - значит, я должен довериться Твоей воле святой, а Ты помоги, чтобы
мне устоять». И хотя в храме не было окон и в очень плохом состоянии стены, но
зато был потолок (протекающий), плохонький пол и минимальное необходимое
количество богослужебной утвари и литературы - можно было начинать служить. И
было постоянное, реально ощущаемое чувство: Господь рядом! И постоянная Его
поддержка, помощь.
Уже через два месяца меня навестила доченька (ныне покойная) Сашенька
(Александра, 5 лет, названная так при рождении в честь Императрицы Александры
Федоровны, супруги Государя Николая - страстотерпца, а зимний придел храма свт.
Димитрия Ростовского освящен в честь св. Царя-мученика Николая), и она открыла
для себя новый мир. За три дня своего первого пребывания на приходе она
перецеловала не только всех кошек и собак, но и всех лягушек, кузнечиков,
червяков и паучков, которые попадали ей в руки - она так высказывала им свою
любовь. Она собирала цветы украшать храм к службе, пробовала подпевать на
клиросе (и получалось!), вставала утром вместе со мной, и не хотела уезжать - я
обрел в ней свою первую и верную помощницу.
К январю 2004 г., в храме тепло и уютно, во всех окнах вставлены рамы со
стеклами, сооружена крещенская купель полного погружения. Сашенька пошла в
школу в соседнем селе, в первый класс, а меня на родительском собрании выбрали
председателем родительского комитета школы (священника!!!). Организовали для
школы рождественскую елку с безплатными подарками. Начались обсуждения о
преподавании православных предметов. В местной районной газете стала
действовать постоянная православная страница, статьи для которой писались мною,
людей на Богослужении стало больше - приезжали из ближних городов, люди в
городе стали узнавать, здороваться и подходить с вопросами и просьбами.
Конечно, жизнь не была легкой и безоблачной - враг строил свои козни, но все с
Божией помощью устраивалось. Первое серьезное нападение произошло на следующий
день после выхода газеты с первой статьей из постоянной рубрики «Свеча». Я с
детьми приехал в редакцию отдать следующую - вторую статью. Обсудили,
порадовались почину, и на выходе из редакции Миша (сын, 4 года) вдруг заплакал,
почти кричал от нестерпимой боли в животе.
Мы с Сашенькой молились как могли, но вот Миша мог только кричать - от боли он
не мог даже понять, что я хочу от него, прося: «Миша, молись!». В какой-то
момент мне удалось уговорить его повторить: «Господи, помоги!» - боль стала
стихать, и через минут десять Миша улыбающийся бегал по отделению, а врач,
разводя руками, ничего не мог понять.
Минуло Рождество, Крещение, - впереди 7 февраля - день памяти Собора
Новомучеников и Исповедников Российских - этот день один из престольных
праздников в нашем храме. У Сашеньки - малые именины. В редакции просят статью.
Объясняю, что тема слишком объемна для одной страницы газеты, - они настаивают,
- соглашаюсь. Несколько дней пытаюсь осознать и построить статью, но ничего не
получается: слишком серьезная тема. Статья не получается, выходит по объему
только книга. Срок подходит, делать нечего - уложив детей спать, помолился,
обложился книгами и начал писать. Очнулся под утро - статья на четыре газетных
листа, хоть сокращал, как только мог. Еще день обдумывал, и в четверг 22 января
вместе с детьми поехали в редакцию, а на завтра уезжать в Москву - там матушка
ждет нас, бабушки, люди ждут, да и денег подсобрать - Москва-кормилица, а
приход требует все больше денег - крыша, фундамент, текучка.
В редакции говорят: «Много!», отвечаю: «Меньше не могу! Придумайте что-нибудь».
Предложили оформить коммерческий тираж, и деньги нашлись в самое короткое
время! Все обсудили, и я с великой радостью на сердце поехал в село - собирать
вещи.
Утро 23 января. Солнце, морозец, небо голубейшее без облачка, храм сверкает, на
душе радость встречи с матушкой! Перед отъездом, как обычно, зашли в храм
помолиться перед дорогой. Все приложились к иконам - на душе спокойно и радостно.
Сели в машину, поехали. Решил ехать через Ростов - мы любили эту дорогу. Дети
вели себя на удивление послушно. Сашенька все повторяла сказанные мной слова:
«Как все Господь красиво для нас устроил и подарил нам эту красивую дорогу!». И
все расспрашивала меня - какие мы будем, когда воскреснем, и узнаем ли мы друг
друга, и встретимся ли мы после смерти. Вот такие радостные мы и въехали в г.
Ростов Великий.
Прямая дорога по краю города - трасса на Москву. Дорога пуста - только мы и
навстречу едет грузовик-молоковоз. Скорость соответствует, дорога ровная и
прямая, поворотов нет. И вот молоковоз за несколько метров перед нами вдруг
разворачивается и встает перпендикулярно нам, перегородив нам движение!.. Время
как замедлилось, и я ясно вижу колеса грузовика - он поворачивал наперерез нам!
Но поворотов там нет! Жму на тормоза, но все слишком неожиданно и слишком
близко. Удар, сыпятся стекла, крики, облака пара, я зажат со всех сторон так,
что и не пошевелиться, не расстегнуть ремень, на заднем сидении криком кричит
окровавленный Мишка, а у меня на плече - моя ненаглядинка донюшка - глазки
закрыты, а из головы ручьем течет кровь по мне.
Потом... потом в этом подряснике мне пришлось находиться не снимая до самых
похорон - даже не было времени и возможности поменять его. Произошло все в
пятницу; в субботу утром забрали тело и повезли назад на приход. Приехали -
начали служить воскресную Всенощную. Всю ночь в храме читали Псалтирь, и только
перед Литургией у меня появилась возможность поменять подрясник. А этот -
окровавленный - мы постелили на дно могилки, под гробик. А пока... пока из
реанимации меня выставили; как раз привезли и Мишу - рука сломана, челюсть
треснута, весь окровавленный от многочисленных порезов на лице и руках, но,
слава Богу, без угрозы для жизни. Нас положили в палату, Мише сделали укол, и
он сразу заснул. Добрые люди спросили: чем они могут помочь, и я попросил их
привезти из машины мой священнический требный портфель. Когда привезли
портфель, рассказали, что машину отбуксировали в ближайший монастырь. «Что за
монастырь?» - спросил я. «Святителя Димитрия Ростовского монастырь», -
ответили. И вот с этого момента все стало ясным, все выстроилось в ясную
логическую схему: рукоположение - назначение - смирение - возрождение жизни на
приходе - школа - статьи - болезнь Миши после первой статьи - первая такая
статья на ВСЮ газету, впервые в этой газете и в этом районе на ТАКУЮ тему -
этот грузовик - имя святителя, на чьей канонической территории все произошло, и
в храме имени которого мне суждено служить, а Сашеньке - помогать. Должен был
погибнуть я - на меня был направлен удар, но моя воцерковленная, знающая
молитвы и любящая молиться за других и петь на клиросе, шестилетняя дочь
Александра приняла этот удар на себя.
Получив мой требный портфель, я постучался в дверь реанимации и попросил о
разрешении помолиться рядом с доченькой. На мой вопрос о ее состоянии врачи
очень осторожно и мягко, но уверенно объяснили, что Сашенька получила крайне
серьезные травмы черепа и головного мозга и что с такими травмами жизнь
невозможна. Сашенька была обречена, но как священник, знаю, что безграничны
могут быть любовь и милосердие Божие - ведь я столько раз ощущал их на себе! И
столько раз видел доказательства этого на других!
Я вошел в палату. Её маленькое тельце лежало окровавленное, с подключенными к
нему приборами и без какой-либо надежды со стороны врачей на жизнь. Первое, что
я сделал - благословил доченьку иерейским благословением. И тут произошло то,
значение чего я понял только позже - тельце доченьки вздрогнуло и как-то
обмякло. «Не умерла ли?» - подумал я, но достал из требного портфеля маслице,
оставшееся от соборования, и помазал крестообразно лобик, потом протер грудку
крещенской водой и начал молебен, постоянно прерываясь от рыданий.
Закончив молебен, я отошел в палату к сыну. Он спал глубоко и спокойно - и я
вернулся в реанимацию к доченьке. В палате были медсестры - все приборы были
уже отключены от тела, и они обтирали его влажными салфетками от присохшей
крови. «Все?» - спросил я, они молча кивнули. Опять надеваю епитрахиль, опять
беру требник и, опять прерываясь от рыданий, начинаю петь - но уже панихиду.
Окончив панихиду, я вышел в коридор к медсестрам. «Вот и все», - сказал им. Все
они выглядели очень подавленно, кто-то плакал. «Батюшка, мы не хотели вам
говорить, но она уже была мертва, когда вы в первый раз служили». И вот тут до
меня дошло - МИЛЫЕ ВЫ МОИ! МЕРТВЫЕ НЕ ВЗДРАГИВАЮТ! ЗНАЧИТ, ДУША НЕ ПОКИДАЛА
ТЕЛА, ОЖИДАЯ НА ЭТО БЛАГОСЛОВЕНИЯ!!! Донюшка ты моя ненаглядная, я столько сил
положил на то, чтобы вложить в тебя, что ничего нельзя делать без родительского
разрешения, без благословения. И вот ты не умирала, пока я не благословил тебя,
как благословлял каждый вечер перед сном! Какая же ты стала послушная,
доченька!
Я вернулся в палату к сынишке - он не спал. «Саша умерла», - не стал скрывать
я. «Она теперь на Небе?» - спросил мой, все понявший, четырехлетний сын.
Впереди предстоял такой же разговор с супругой - ведь о смерти она еще не
знала. Нам пришлось пройти и это.
Когда настало время отвозить тело дочери в морг, я попросил сделать это сам.
Как был - в епитрахили, поручах и с крестом, сам переложил тело на тележку, сам
на громыхающей тележке через темную морозную улицу отвез к моргу, сам переложил
на стол в морге, накрыл простыней и оставил на ночь.
Утром отправился в монастырь узнать о гробе. Осмотрев свою машину, ужаснулся -
от лобового удара кабина глубоко деформировалась, пластмассовая обшивка внутри
кабины лопнула, образовав подобие ножей, направленных остриями внутрь кабины.
На остриях, на некоторых из них была кровь. Я перешел к водительскому (моему)
месту. Мне 41 год, инженер, более 10 лет за рулем, пришлось быть свидетелем
разных ситуаций, но я смотрел на место водителя, и не мог понять - почему и как
я остался жив?!
Позже, в морге, когда мы перекладывали тело доченьки в гроб, я увидел еще одно
доказательство: чтобы составить заключение о причине смерти, патологоанатом был
вынужден состричь часть волос на темечке дочери, и я увидел раны очень похожие
на удары штыков. И вот тут я вспомнил пластмассовые «ножи» в кабине. Вспомнил
также, что в статье упоминал, как красноармейцы убивали штыками в голову
священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, и как штыками
добивали расстрелянную Царскую Семью. Все окончательно встало на свои места -
ведь бес не может придумать ничего своего. Я позвонил Владыке, рассказал обо
всем, и он полностью подтвердил мои догадки: «Держитесь, отец Андрей, это очень
сильное искушение - дьявол вас все-таки достал», и благословил хоронить за
алтарем храма. Храма, для которого она в свои 6 лет столько успела сделать!
На похоронах был полон храм. Приехала вся школа (и учителя и ученики), все
родственники из Москвы, Московского Данилова монастыря, все знакомые батюшки с
округи, приехало много незнакомых людей, захотевших разделить с нами нашу
тяжесть, приехали с цветами зам. мэра районного центра и заведующий РОНО.
Соболезнования были высказаны в газете, по радио и по телевидению (местным).
Цветов было столько, что не помещались в гроб, а Саша улыбалась. Эта легкая
радостная улыбка и сейчас стоит у меня перед глазами. Этой улыбки не было ни в
реанимации, ни в морге - она появилась, когда мы открыли гроб в храме.
Думаю, что должен попросить прощения за подробность в изложении, за множество мелочей,
за то, что невольно возложил на Вас часть моих переживаний, но Вы же знаете:
горе, разделенное с близким, становится меньше, а радость - больше.
И еще хочу сказать, что я верю, что это была не случайность, а явное бесовское
нападение, и что погибнуть должен был я. Но наш Всеблагий и Многомилостивый
Господь судил иначе - что больше помощи и толку для меня будет не погибнуть, а
остаться здесь и получить в помощники и заступники Ангела - мою, столь любящую
меня, доченьку. Ведь то, что Сашенька научилась во многом мне помогать - это
все была необходимая, но земная помощь. Доченька, как же больше ты сможешь
помогать нам сейчас!
Обсуждая происшедшее, мы с супругой пришли к выводу, что уже за полгода Саша
начала готовиться к этому - она стала в разговоре отождествлять себя с
Ангелами, задавала много вопросов о смерти, о воскресении, о Небе, об Ангелах.
Начала исповедоваться, и ее исповеди были для меня великим утешением. Это были
исповеди воцерковленного, серьезного и ответственного христианина, хоть и выраженные
по-детски - я храню все ее листочки исповедей, написанные корявыми большими
детскими буквами. А знаете, что она любила рисовать в последние месяца три? Это
были полянки с цветами, птичками и прочими девичьими радостями, храмами,
Ангелами, Святым Духом в виде голубя, изображения Святого Креста, Чаша со
Святым Причастием, храмовые подсвечники с горящими свечами - это она рисовала
место, где «всякое дыхание хвалит Господа». Но окончательное решение было,
видимо, принято «на небесех» за три дня до происшедшего. Я верю, что статья о
Новомучениках и Исповедниках Российских стала поводом для сведения счетов и что
Саша, названная в честь св. Царицы Александры Федоровны, пострадала за память
Новомучеников, а значит, и разделила с ними славу.
Мы все скорбим глубоко! Нам очень ее не хватает. А пока - здоровье подорвано,
матушка забрала сына и уехала в Москву, и не хочет ничего знать о приезде сюда.
Я больше не председатель родительского комитета школы, так как я уже не
родитель, а сына супруга безоговорочно отдает в школу только в Москве. Так что
у меня остались только Богослужения (хозяйственными делами я уже не могу
заниматься после удара головой в аварии) и раз в месяц - плановая статья на
одну газетную страницу. Храм обычно пустой, - приход-то весь меньше 20-ти
человек. И вот я уже был в недоумении , нужен ли я здесь - семья распадается,
жить на селе без помощников и не мочь нагнуться, землю вскопать, дров поколоть
и принести и т.п. - может пришла пора уступить место другому? А как быть с
могилкой за алтарем? Я к Владыке, а он все одно: «Это ваше место», я говорю,
что уже не в силах, а он все - «Господи, помоги!». Молился, просил дочь
доложиться - как она? Явилась во сне в ночь под Благовещение (за миг до звонка
будильника, чтобы вставать на Литургию), доложилась - в соборе Небесных Сил
Безплотных, под началом у Архангела Михаила.
Чувствовал себя очень плохо - думал сам помираю, обрадовался, но... Явилась дочь
моя во сне ещё своей первой учительнице (она верующая, и очень они полюбили
друг друга) и сказала буквально следующее: «Передайте папе, что умирать ему еще
рано - у него очень много работы, а пусть лучше займется сиротами». Какими
сиротами? И вот как-то я, будучи в городе Фурманове (наш районный центр)
встречаю одну знакомую верующую женщину. Она и говорит, что ж это вы, батюшка,
совсем ничего не делаете, а сектанты тут творят что хотят. Что случилось? Она и
рассказывает, что в детский дом, где она работает, на прошлой неделе приезжали
какие-то иностранцы, называли себя христианами, играли на гитарах, дарили
Библии и целую неделю прожили в детском доме! А как же, говорю, местные
батюшки, ведь в Фурманове 4 храма, около десяти священников. Что вы, говорит,
за все время ни разу никого не было. Ну, думаю, дела! 12 лет как открылись
храмы, это сердце России, какие-то иностранцы тут по детдомам шляются, а свои
родные попы не заходят! И тут до меня дошло о каких сиротах говорила дочка!
Спросил я разрешения, и поехал в детский дом - так меня директор все не
отпускала - «Батюшка, а вы точно к нам опять придете? Не обманете?» Как я могу
обмануть, ведь меня дочка моя ненаглядная прислала! А та все свое: «Так ведь
никто не приходил, сколько я ни звала. Батюшка, вы точно опять придете, не
обманете?» А уж когда увидел детишек, когда они обступили меня, пообнимали - обрыдался
совсем! Спрашиваю: «Причащались, в храме были? Крестики есть?» А они всё «нет»
да «нет». Господи, помоги, - 80 человек детей в русской глубинке без крестиков,
без храма, без батюшки! На ближайшее воскресенье нанял автобус, и вот 27
человек детишек от 2-х до 6-ти лет впервые одели крестики и впервые причащались
- все, кто были в храме, плакали. Я служить не мог, видя эти глаза. Потом
другие, потом начались регулярные встречи, беседы, потом (собрал денежек и на 8
тысяч купил саженцев - яблони, груши, вишня, плодоносные кусты) посадили сад за
храмом, потом Рождество, Крещение, крестины, подарки. Бегут: «Басюська,
басюська!», а то еще: «Андрей - батюшка». А с этого года хочу (вроде
договорились насчет большой армейской палатки) попробовать что-то типа летнего
лагеря за храмом. А у них гос. финансирование-то урезали так, что бедная
директор за голову держится, да с надеждой на меня смотрит. Вот так, была у
меня семья и двое детишек, а стал целый дом и 80 детей. Да разных - от 2-х (с
этими-то полегче) лет, да и до 15-ти (ого-го!). А так радуются они -
неизбалованны ведь лаской-то. А директор ворчит: «Отец Андрей, что вы
позволяете столько обнимать вас, балуете мне детей!» А что ей сказать, все она
понимает - она молодец, настоящий директор детского дома, на своем месте. Да и
все воспитатели хорошие - подвижники.
А тут еще! Недавно подходят ко мне и спрашивают: «А почему вы, батюшка к нам не
заходите?» - «Куда, к вам?» - «В роддом!» Несколько раз я беседовал с будущими
мамашами, а они так слушают! И персонал так слушает! А как благословлял прямо
перед родами, да они рожали быстро и хорошо, да благодарили потом! А там
«контингент» обновляется каждую неделю! Какая возможность для проповеди!
Ну вот, как будто и поговорил с вами, и поплакал. Простите меня за то, что
отнял время у вас.
Протоиерей АНДРЕЙ Кашинский
с. Вязовское, Фурмановский район, Ивановская область
(В сокращении)
Помощь храму
с. Вязовское, Фурмановский р-н
Свято-Димитриевская церковь
Адрес: 155520 Россия, Ивановская обл., Фурмановский р-н, село Вязовское.
Получатель - Местная религиозная организация православный Приход Свято-Димитриевского храма села Вязовское Фурмановского района Ивановской области Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Сокращенный вариант названия - МРО православный Приход Свято-Димитриевского храма с. Вязовское Фурмановского р-на Ивановской обл. Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии РПЦ (МП).
ИНН прихода 3705005155, КПП 370501001
Расч. счет прихода 40703810217070101066 в Ивановском ОСБ №8639 г. Иваново, БИК 042406608, к/с 30101810000000000608,
Если понадобится:
Тел. в отделении банка в г. Фурманове (49341) 2-15-85
Внимание!
1. Обратите внимание на название храма - Димитриевский, с обязательной буквой И после первой Д.
2. Формулировка цели перевода - обеспечение уставной деятельности.