itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Марфа? Мария? Арсения

Новости Москвы 
0
321
Время на чтение 6 минут

Книгу об игумении Арсении (Себряковой) - биографический очерк, дневниковые записи, письма - я купила в церковной лавке в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Конечно, я и раньше слышала об Усть-Медведицкой игумении, встречала в православной литературе упоминания о ней. Но для того, чтобы моя рука сразу потянулась к этой небольшой книжке в зеленом переплете, в который уж раз переизданной Сретенским монастырем в Москве, имевшейся у меня информации вряд ли было достаточно. Во мне сработала некая интуиция - она всегда срабатывает, когда мы видим, наконец, ту самую книгу, ту, которая нужна нам именно сейчас - более, чем все прочие.

Вряд ли может быть случайностью и то, что моя встреча с матушкой Арсенией произошла именно на Введение. Ведь этот праздник говорит нам о выборе - полном, бесповоротном, неколебимом выборе цельной и чистой души. Маленькая девочка Мариам, взбирающаяся по ступеням Храма, - пример такого выбора. Но нам необходимы и иные примеры, особенно те, что наиболее близки нам во времени.

Итак, Анна Михайловна Себрякова, родившаяся в год смерти Серафима Саровского и умершая именно в Сарове - в разгар так называемой «первой русской революции». В монашестве - Арсения. С 1863 года - настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского девичьего монастыря. Сейчас это Волгоградская митрополия, соответственно, Волгоградская область.

Да не покажется это отступлением от темы: всем нам с детства нашего рассказывали о женах декабристов, которые «оставили роскошную жизнь и поехали за мужьями в Сибирь». Справедливости ради: за каторжными мужьями в Сибирь в ту пору ехали, а также шли пешком если не все, то очень многие. Не только жены декабристов, но и жены растратчиков, дуэлянтов, фальшивомонетчиков, разбойников, воров, убийц и безвинно осужденных. Это не считалось подвигом! Это воспринималось как норма. Такие были тогда в России женщины. И именно такой была Аннетта Себрякова - дочь богатого донского помещика, красавица и завидная невеста... избравшая Небесного Жениха и до конца сохранившая Ему верность. В семнадцать лет уйти из отцовского дома, из привычной жизни в Медведицкий монастырь - учитывая, к тому же, его тогдашнюю бедность и неустроенность - это было не легче, а, боюсь, труднее, страшнее, чем уехать из Санкт-Петербурга в Сибирь.

«Я с Господом ничего не боюсь. Иду своей дорогой, впереди вижу или хочу видеть одну свою цель, какая бы ни была, но цель, к которой стремишься. К этой цели стремлюсь, а всё остальное не вижу и видеть не хочу. Вот в чем сила. Против этой силы не устоит никакая интрига, и даже не коснется ее».

Выбор дочери стал драмой для ее отца, Михаила Васильевича Себрякова. Он давно уже был вдовцом, и с Анной, младшей из его детей, выросшей уже без матери, его связывала глубокая любовь и особое, тонкое взаимопонимание. Вот как описывала она, спустя годы, их расставание: «Когда он уезжал из монастыря, все вышли провожать его за ограду обители. Он простился со всеми и уже отъехал довольно далеко. Я стояла и смотрела вслед ему; вдруг вижу: лошади остановились, и батюшка вышел из экипажа. Я поспешила к нему навстречу, полагая, что он забыл что-нибудь или ему надо что-то сказать мне. Он взял мою руку, молча прошел рядом со мною несколько шагов, глядя то вниз, то на меня, точно не решаясь расстаться со мною. Та же бледность, что в церкви, покрывала его лицо: видимо, он страшно боролся с собою, потом, крепко сжав мою руку, он разом оставил ее, быстро пошел к экипажу, сел и велел ехать уже без остановки».

На монашеском пути Анну­Арсению ждали не только внешние трудности (ей, не знавшей ранее физического труда, сразу пришлось делать в монастыре всю черную работу, даже колоть дрова), но и горькие разочарования: большинство монахинь, включая тогдашнюю игумению, не имели глубоких познаний о духовной жизни и опыта внутреннего делания: их благочестие сводилось к деланию внешнему. Когда же Арсения нашла, наконец, для себя долгожданную наставницу - схимонахиню Ардалиону (Игнатову) и добровольно приняла на себя подвиг совершенного послушания ей, то эта школа оказалась весьма суровой: происходившая из духовного сословия матушка Ардалиона с послушницей-дворянкой совершенно не церемонилась... Верность и благодарность своей старице монахиня, а затем игумения Арсения сохраняла и после ее кончины, всю свою жизнь: «...слово ее дает жизнь моей душе», так писала она в письме к Петру Александровичу Брянчанинову, брату покойного уже в то время святителя Игнатия. И в той же переписке мы находим слова, многое объясняющие: «Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезаются они. И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось более дела в нашем сердце?..»

Наверное, каждый, кто станет читать записки матушки Арсении, извлечет из них свои, именно ему необходимые уроки. Для меня главным оказался урок доверия к Богу. Доверие к Нему - это ведь совсем не такой простой предмет на самом деле, это не то, что было в нашем детстве, когда мы прижимались к маме или папе и чувствовали себя в безопасности. Довериться Создателю - это предприятие для взрослых, ответственных и сильных людей. Ведь это означает - принимать все, происходящее в твоей жизни, как посланное от Него, в идеале даже ничего не прося, отказавшись - не от молитвы как таковой, конечно, нет, а от тех конкретных жизненных прошений, которые сегодня занимают в нашей церковной жизни едва ли не главное место. Мы ведь то и дело просим: «Господи, сделай так, чтобы...». А вот что писала об этом игумения Арсения:

«Боюсь сказать Господу всеведущему, чтобы Он дал мне то-то в тот час, то-то в другой. Боюсь проникнуть в волю Его спасающую и в ней избирать для себя полезное (...) уверенности боюсь искать в чем бы то ни было...».

И еще - совет, способный отрезвить нас в минуты душевного перегрева, эмоционального перенапряжения:

«Не стремитесь так усиленно узнавать волю Божию в вашем деле, чтоб не принять за волю Божию горячность собственного сердца. Надо знать и глубоко познать, что сердце наше так испорчено, так помрачено грехом, жизнь наша так спутана нашими пороками, испорчена своевольными умышлениями нашего грехолюбивого сердца, что не только творить волю Божию или познать ее мы не можем, но даже действовать в нас и в нашей жизни мы не допускаем всесвятой воле Божией».

Матушка Арсения была рачительной настоятельницей, при ней Усть-Медведицкая обитель преобразилась. Был выстроен огромный благолепный храм в честь Казанской иконы Божией Матери; место убогих монашеских келий заняли благоустроенные двухэтажные жилые дома для насельниц и причта; монастырь обзавелся, наконец, гостиницей и подворьем в станице Урюпинской. Пользуясь средствами своего отца, который до конца жизни помогал монастырю, игумения собрала в обители большую библиотеку, открыла бесплатную четырехклассную женскую школу, в которой учились девочки разных сословий, а также детскую иконописную школу, в которой (будучи, ко всему прочему, еще и вполне достойной иконописицей) преподавала сама. Впоследствии о ней напишут, что она совмещала служение евангельских Марфы и Марии (см.: Лк. 10, 38-42). Читая записки матушки Арсении, понимаешь, где она черпала силы, что даровало ей эту возможность - в бесконечных хлопотах, в денежных расчетах, во всех трудностях внешней, материальной жизни монастыря не утратить главного - любви к Богу и людям. Ее тексты удивительно красивы, четки, чисты, и причина тому - не только ее явное литературное дарование, но и постоянный внутренний труд, глубокая проработанность всего того, о чем она писала.

«Смирение есть единственное состояние духа, через которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму - мир, помыслам - немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение дает уму его первоначальную чистоту...».

В июне 1905 года больная уже матушка предприняла паломническую поездку в Саров, к преподобному Серафиму, который был прославлен Церковью двумя годами ранее; и переоценила свои силы... Домой, в Усть-Медведицкий, ее привезли в гробу. Одна из насельниц монастыря вспоминала о встрече вагона с телом почившей игумении: с вечера вокзал был переполнен народом, здесь были не только монахини, но люди со всей округи, духовенство, крестьяне, дети и внуки крепостных отца почившей, Михаила Себрякова. Стояла тишина, люди расположились на платформе группами и шепотом рассказывали друг другу то, что могли рассказать о матушке, тихонько молились, пели духовные песнопения. А когда показался вдали поезд, все бросились навстречу ему с громким плачем...

«Странно, - пишет свидетельница, - в эту трогательную минуту, когда, казалось, скорбь дошла до крайних пределов и слезы неудержимо текли по лицам молящихся, вдруг какое-то сладкое отрадное чувство наполнило душу, заглушило горе, вливая мир в сердце...».

Газета «Православная вера» № 03 (551)

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/marfa-mariya-arseniya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59