itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Весеннее обновление, или Масленица как ноу-хау христиан и «интеллектуальный» пост

0
1756
Время на чтение 7 минут
Масленица - уступка и отголосок язычества или в ней действительно есть какой-то смысл для христианина? Как она связана с Великим постом? И какие новые «вводные» появляются в посте для современного человека? Беседуем об этом с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук Павлом Владимировичем Кузенковым.

"Масленица". Грузинский Петр Николаевич

- Павел Владимирович, идет Масленица. Как православным относиться к тем торжествам, которые устраиваются на этой неделе - это ведь взято из язычества? Можно ли сжигать чучело зимы?

- Во-первых, это традиция не языческая, она просто древняя, восходящая к глубокой древности, а в христианстве все древние традиции переосмыслены заново, они не отрицаются. Что лежит в основе Масленицы? Весеннее возрождение, весеннее обновление творения. То есть это уже даже и в язычестве не что иное, как память о творении мира, которое каждый год возобновляется.

Все языческие традиции, даже шаманские, содержат отражение древнего состояния человека, когда он общался с Богом

Известно, что все языческие традиции, даже шаманские, в основе своей содержат уже глубоко-глубоко забытое, но, тем не менее, отражение того древнего состояния человека, когда он общался с Богом. А здесь что происходит: каждый год мир как бы заново творится, потому что при творении мира происходило то, что как раз происходит весной - появлялись из земли ростки растений, прозябала нива, деревья распускались, рождались животные - молодняк. Все без исключения древние религии (можно их называть языческими) фиксировали это как великую радость, потому что не было ведь никакой гарантии, что весна придет, и поэтому все радовались этому. Но радость эта в то же время сочеталась с определенным напряжением, потому что предстояло пережить достаточно серьезную проблему: заканчивались запасы продовольствия, все то, что было накоплено осенью, и период где-то до июня в наших широтах был временем такого напряжения - от скудости питания и т.д.

Поэтому Масленица - праздник, с одной стороны, связанный с ожиданием напряженного периода, с другой стороны, радостный, потому что солнце, блины знаменитые наши, символизирующие не что иное, как солнечный диск. В других культурах на первом месте - пляски, танцы и т.д.

Как природа обновляется, так и человек должен вступить в новый годовой цикл после внутреннего нового рождения

- У нас тоже на Масленицу много пляшут, а потом резко начинается Великий пост. Как к этому относиться?

- Это не только у православных - у всех христианских народов. И знаменитый карнавал происходит перед Великим Постом: саrnе vale - это же значит «прощай, мясо». Причем европейцы уже давно не постятся, а карнавал справляют. А у нас - приятное совмещают с полезным. С одной стороны, это радость, мир обновился, а с другой - испытание, сосредоточение, период, когда нужно обновить и самого себя. То есть, как природа обновляется, как бы заново рождается, так и человек должен вступить в новый годовой цикл после некоего внутреннего нового рождения. В чем смысл поста? Он же не для того, чтобы просто не есть, а для того, чтобы через телесное воздержание помочь духовному возрождению.

Масленица - младенческая радость человечества

- Получается, что и в сжигании чучела зимы тоже есть логика - сжигать «старого себя»?

- Ну да, дело как раз в том, чтобы всем этим древним языческим празднествам давать новую христианскую оценку. Ведь почему в свое время Церковь с ними боролась? Потому что на заре христианства в языческие празднества вкладывался еще и определенный смысл, который противоречил христианству. Это было антицерковно, поэтому Церковь с ними последовательно боролась - и у нас, и в Византии - везде. Но теперь уже, когда угроза миновала, Церковь ничего против не имеет. По крайней мере, это никак не запрещено канонами, потому что это такая младенческая радость человечества, связанная с вполне естественным, Богом положенным природным циклом... Поэтому и блины, и сжигание чучел всяких, - это может приобретать и приобретает в христианстве, действительно, духовный смысл. И обогащает нашу традицию. Кстати говоря, такие традиции, идущие из язычества, есть во всех христианских культурах: у болгар - свои, у грузин - свои, у сербов - свои, у греков - свои. И сама Пасха к нам пришла из Ветхого Завета. Она тоже духовно переосмыслена! И Рождество тоже имеет какие-то древние корни...

«Масленица». Б. М. Кустодиев

- Господь Сам благословил переосмыслить...

- Конечно! И такое новое переосмысление древнего - это главное «ноу-хау» христиан: они способны дать духовное наполнение любому явлению, если оно действительно здраво в своей основе. Но тут важно понимать, что называется, иерархическую ценность праздника - что на первом месте... Здесь присутствует такая целостность восприятия. Это одновременно и праздник живой природы, частью которой является человек, и праздник человека, который уже смыкается с Божественным миром, то есть его души, которая, наблюдая за ликованием живой природы - телесной, вспоминает и о своем долге - долге обновления, творения, в духовном смысле слова.

Новое переосмысление древнего - главное «ноу-хау» христиан

Потому что не просто так Воскресение Христово еще именуется «восьмым днем», началом нового периода в истории мира - ведь произошло некое духовное обновление. И Пасха - это финал весенних празднеств, которые знаменуют собой уже начало в подлинном смысле, возрождение мира. То есть, Масленица - это предвкушение: еще ведь везде снег, еще все очень печально, но уже есть надежда на то, что придет весна. А Пасха - это уже зримое торжество весны

В христианстве это называется «Постная Триодь» и «Цветная Триодь», они образуют ожидание обновления и торжество. Очень красиво, вдохновляет! Но, опять же, очень важный момент - обновление требует собственного смирения. Смирение - для чего? Чтоб ликование было ярче. Можно ведь и не поститься, но тогда и радости такой не будет.

В древности достаточно долго велись споры о том, сколько должен длиться пост, нужен ли он вообще, но, в конечном счете, уже опытным путем пришли к тому, что самое правильное - сорокадневный пост. Кто слаб, кто не может, - его не будут корить, но нормой считается вот это. Понижать норму - неприлично, да и зачем? Поэтому споры о том, нужен пост или не нужен, должны, на мой взгляд, сводиться к тому, что никого нельзя принуждать к этому, но и нельзя говорить о том, что это «твое личное дело - хочешь постись, а хочешь не постись». Я сам, честно скажу, не могу поститься все время, у меня не получается, но я чувствую, что это моя слабость, что где-то я не дорабатываю. Потому что если план пропустишь, скажешь: «Да какая разница?», то это ощущение исчезнет, и исчезнет желание быть совершеннее.

Масленица - это предвкушение, а Пасха - это уже зримое торжество весны

- Сопутствующий вопрос: мы воздерживаемся от еды телесной во время поста, а сейчас мы все больше и больше поглощаем «информационную» пищу. Какие могут быть здесь ограничения?

- Конечно, для древнего, средневекового человека пост, в основном, относился к еде. Для современного человека гораздо более важным содержанием является воздержание от удовольствий нематериальных. Это важный момент! И это самое сложное. Потому что по канонам мясо, молоко нельзя, а все остальное - вроде бы как и можно. Но изменилась среда, и священники об этом говорят. Самое главное - это не пост деликатесный-продуктовый, а именно пост от всяких соблазнов. Потому что для того, чтобы действительно пройти это очищение, обновление, в современном мире нужно, прежде всего, с себя именно интеллектуальную шелуху стряхнуть. Именно она, налипая, мешает встретить Пасху достойно. Поэтому к посту относятся как раз запреты на всякие игры компьютерные - то, что тебя захватывает, и ты в этот момент понимаешь, что уносишься, теряешь свободу. И все то, что для человека приятно, но относится к страсти. Если ты чувствует в себе страсть какую-то, ты должен ее по возможности ограничить, ненадолго, на сорок дней. Ты уже потом поймешь, что это удовольствие не так для тебя необходимо, как ты думал раньше. Это важный момент - увидеть подлинную ценность всех этих страстей. Они же, как привычки, срастаются с человеком, а если он в себе это переборол, страсти уже теряют свою власть и свою былую привлекательность, показывая, что это неполезно.

Беседовал Валентин Фролов

http://sdsmp.ru/news/n2539/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Кузенков
Юридические механизмы ликвидации монархии
К 100-летию Приамурского Земского Собора 1922 года
03.08.2022
Вселенские Соборы
8/21 октября - Память святых отцев VII Вселенского собора (787)
19.10.2018
О соборности подлинной и мнимой
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?
13.07.2016
Все статьи Павел Кузенков
Валентин Фролов
Все статьи Валентин Фролов
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25