itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Если вокруг ходят слухи...

0
328
Время на чтение 6 минут

Слухи - довольно частое явление и нашей обычной, и, к сожалению, приходской жизни. Как не оказаться втянутым в их водоворот? Бывают ли случаи, когда нужно напрямую прояснить ситуацию с человеком, о котором слух распространяется? Какими святоотеческими примерами хорошо руководствоваться в отношении различных сплетен? Об этом - в сегодняшней беседе с игуменом Нектарием (Морозовым).

Конец света и кризис в придачу...

- Хотелось бы начать, наверное, с глобальных слухов, которые нас периодически настигают, таких как «будет мировая война», «будет конец света», или чуть менее глобальных - «будет небывалый кризис», например. Как к таким пугающим вещам относиться верующему человеку?

- Я думаю, что человек должен просто внимательно относиться к тому, что происходит в его собственной жизни, в жизни страны, в которой он живет, и мира в целом. И в доступной ему мере анализировать происходящее, а также обращаться к анализу тех людей, которых можно обоснованно считать компетентными. Нужно задаваться вопросом: какую реальную почву имеет под собой то, что мы где-то слышим? Как говорит Господь: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово (Мф. 16, 2-3). Думаю, что надо руководствоваться примерно такими вещами, которые нашему постижению открыты. Допустим, я вижу, что холодает, что падают на землю снежинки, и я понимаю, что, наверное, мне нужно более тепло одеться, включить в квартире отопление. А если мне кто-то говорит о том, что похолодает, но я не вижу никаких признаков этого, то к таким словам я имею право относиться двояко: предположить, что, возможно, так оно и будет, но в то же время, поскольку нет оснований полагать, что это действительно так будет, оставить этот вопрос себе на рассмотрение.

То же самое - и со слухами, которые касаются каких-то общественных потрясений, войн, катаклизмов и конца бытия этого видимого мира,- все это когда-либо будет; безусловно, готовиться к этому внутренне так или иначе надо. Но поддаваться той панике, тому ажиотажу, который оказывается сопряжен с подобного рода вещами, ни в коем случае не стоит.

Не пытаться оправдываться

- Хорошо. А если слух касается человека лично, если о нем пущена сплетня в какой-то среде? Как вести себя в случае, если мы узнали, что о нас какая-то информация распространяется?

- На чужой роток, безусловно, не накинешь платок, особенно когда этих ртов много и особенно когда идет речь о людях, которые произносят какие-то слова, высказывают какие-то утверждения, совершенно не задаваясь вопросом о том, как они будут потом отвечать перед Богом за то, что они говорили - не испытав, не узнав, правда ли это, правда частично или совсем не правда. Если о нас идет какая-то молва, мы должны понимать, что отрегулировать этот процесс не можем никак. О нас что-то говорят - и нам предстоит претерпевать последствия этого.

Мне кажется, не надо относиться трагически к тому, что чье-то мнение о нас изменится к худшему. Есть люди, которые нас знают, имеют опыт непосредственного с нами общения, и если кто-то из них решает судить о нас не по этому общению и нашим поступкам, а по тому, что где-то услышал, то, наверное, не стоит сожалеть о том, что человек изменил о нас свое мнение и наши с ним отношения разрушатся. Действительно, лучше пусть они разрушатся на этой стадии, а не позднее, в момент какого-то более серьезного испытания.

- В такие моменты, особенно если человек нам очень дорог, нередко хочется поговорить, объясниться. Этого нельзя делать?

- Если такая возможность есть, то, наверное, не стоит ею пренебрегать. Но если человек нас не понял или не захотел слушать и предпочел опять-таки поверить слуху, то, значит, так тому и быть.

В подобных ситуациях нам, как и всегда, нужно в первую очередь обращаться к Евангелию. А там мы видим Того, Кто был постоянно объектом каких-то слухов, клеветы и прямых обвинений,- это Сам Господь. Чего только о Нем не говорили! Самое распространенное - что Этот Человек ест с мытарями и грешниками, то есть подразумевалось, что Он Сам такой же, что Он с ними заодно и у них одна область интересов. И что же, Господь оправдывался? Господь об этом как-то переживал? Нет. Кто видел в Нем Того, Кем Он был, тот видел, а кто не хотел видеть, тот следовал за распространителями подобных слухов.

В жизни многих святых мы тоже можем видеть примеры того, как они становились жертвами слухов, а подчас и клеветы. Например, жизнь святителя Нектария Эгинского вся прошла под постоянным прессом ложных обвинений. Как известно, он был в свое время по навету низведен с епископской кафедры и всю оставшуюся жизнь пребывал в таком бесправном положении. Фактически он уже отошел ко Господу, уже был канонизирован, прославлялся как святой, но еще не был реабилитирован - церковный документ о его реабилитации вышел совсем недавно. Но в конечном итоге для него, как и для других святых, это служило только лишь к духовному усовершению.

Промолчать или разобраться?

- Как быть, если нам рассказали нечто о чьих-то поступках и нас это встревожило, взволновало?

- Здесь можно вспомнить случай из жизни преподобного Пимена Великого. К нему пришел какой-то брат и стал говорить: а вот в таком-то монастыре происходят такие вещи. Преподобный сказал: «Я не знаю, так это или не так». «Но мне об этом сказал верный человек»,- заметил брат. «Был бы верный, не сказал бы»,- ответил преподобный Пимен.

Мы не всегда можем отреагировать так же, потому что, в отличие от преподобного Пимена, живем не в отшельничестве, а более тесно соприкасаемся с миром, с людьми. Здесь стоит рассуждать так. Если сказанное не имеет непосредственного отношения к нашей жизни, это нужно просто от себя отодвинуть. Ни от нас это не зависит, ни мы от этого не зависим.

Если же это что-то, что нашей жизни касается, мы должны постараться разобраться. Бывает, например, что есть два человека, с обоими мы общаемся, к обоим хорошо относимся - и вот от кого-то узнаём, что один из них по отношению к другому поступил непорядочно, возможно даже подло. Можем ли мы это проигнорировать? Я считаю, что нет, по многим причинам. Если такие действия на самом деле имели место, тот человек, который пострадал, будет испытывать боль оттого, что мы как ни в чем не бывало общаемся с его обидчиком. Если же сказанное нам является неправдой, значит одного из наших знакомых оклеветали, и важно, чтобы мы это понимали и оказали бы ему поддержку.

Как правило, в любой подобной ситуации замешано несколько сторон, и общение со всеми этими сторонами выявляет, что же произошло на самом деле. При этом очень важно самому не стать разносчиком слухов. Единственное, когда мы можем сказать: «Я услышал то-то, правда это или нет, не знаю, но тебе говорю»,- это когда человека нужно непосредственно от чего-то предостеречь, и это имеет смысл говорить только между близкими людьми. Но если можно избежать этого разговора, лучше все-таки его избежать - в молчании нам приходится раскаиваться гораздо реже, чем в словах.

Приход - территория сплетен?

- Почему так много слухов возникает в приходской жизни, передается из уст в уста церковными людьми?

- Потому что любая среда - даже необязательно замкнутая, но в которой люди объединены чем-либо - порождает те или иные нездоровые разговоры, и порой это приобретает очень болезненный характер. Мне иногда даже кажется, что можно взять смоделировать какой-то слух о себе самом, запустить ради эксперимента - и через некоторое время появятся люди, которые тебе же самому приведут массу доказательств, что это все в твоей жизни правда. Или, например, периодически появляются слухи о том, что куда-то переводят правящего архиерея,- и все уже «доподлинно» знают, куда его переводят, когда его переводят, кого переводят на его место... Причем нет никаких объективных оснований верить этому. Но очень многие люди оказываются почему-то убеждены, что именно так и есть.

В церковной, приходской среде эту болезнь нужно обязательно изживать. Причем это касается как «плохих», так и «хороших» слухов, а также совершенно нейтральных - мы просто не должны принимать их как что-то, на что можно опираться. И конечно, нужно помнить, что «коллекционирование» слухов - серьезный грех, потому что, распространяя вокруг себя подобного рода информацию, мы находимся в постоянном общении с отцом всякой лжи, то есть с диаволом.

- Как человеку, который к такому греху склонен, от него удержаться?

- Можно, наверное, почаще приводить себе на память известные слова преподобного старца Паисия о «мухах» и «пчелах». Пчелы собирают мед, который приносит людям пользу, здоровье, сладок на вкус. А вот мухи всю свою жизнь копаются в чем-то совершенно не похожем на мед. Почему «мух», в иносказательном смысле, туда тянет? Потому что сплетни - это такое переливание из пустого в порожнее, при котором человек получает иллюзию участия в жизни - он возмущается, радуется, к чему-то призывает других,- но при этом от него не требуется никаких реальных действий. Таких людей жалко, потому что настоящая жизнь гораздо интереснее, многограннее, шире, чем область слухов, и пребывание в этой области - существование совершенно бесплодное.

Газета «Петропавловский листок» № 02, февраль 2016

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовили Ольга Протасова
Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/esli-vokrug-khodyat-slukhi
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Нектарий (Морозов)
Все статьи Игумен Нектарий (Морозов)
Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Ольга Протасова
Все статьи Ольга Протасова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09