itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Подрясник от батюшки

0
814
Время на чтение 8 минут
Подрясник_Березовский-храм-Иоанна-Кроншт2

Поезд продолжал мчать нас на север, на родину святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мне место досталось на боковушке, а напротив в купе коротают время трое священников - Александр (очерк о нём «Сибирская застава» публиковали в № 745 «Веры», декабрь 2015 г.), Алексий и Андрей. Четвёртый попутчик постоянно отсутствует. Ну, дело молодое - он школьник, не усидеть на месте: ходит где-то по вагонам, общается с новыми друзьями. Забежал, переоделся в подрясник и снова исчез.

- Ваш сын иподиакон? - спрашиваю священника Андрея Симору. - Вижу, в подряснике ходит.

- Саша-то? Так он подрясник сызмальства надел, - отвечает отец парнишки. - Два годика ему было, когда на литургии за малышом не уследили и он в алтарь зашёл. Встал и стоит. А служба архиерейская была. Заметил владыка Софроний нежданного алтарника и распорядился: «К следующему разу подрясник ему сшейте». Ну мы и сшили. Когда владыка снова приехал в наш храм, то прямо на службе благословил Саше подрясник. Так в два с половиной года он и надел священническое облачение. А года три назад владыка Софроний благословил ему орарь, чтобы он мог иподьяконствовать. Но владыку сопровождать и помогать ему Саше удаётся редко, поскольку он школу заканчивает - учёба напряжённая. Да и живём мы не в самом Кемерово, где архиерейская кафедра.

- Где живёте?

- В городе Берёзовский, в 27 километрах от Кемерово.

- А что... Иоанн Кронштадтский и там бывал? - этак нейтрально спрашиваю священника, готовый к утвердительному ответу. Я уже перестал удивляться. Кого ни спросишь - сибиряка, волгаря, прибалта, - у всех на их малой родине Батюшка побывал.

Отец Андрей поднял брови:

- Как же он мог у нас побывать? Берёзовский основан в 1965 году. Это такой индустриальный центр, появившийся над залежами угля, - три шахты действуют прямо в городе. Ещё базальт добывают, из которого делают супертонкое волокно и базальтовую вату.

- Понятно, шахтёрский город. А почему Берёзовским назвали?

- Так он же в тайге стоит, лес между домами растёт. Мы зимой на лыжах по улицам катаемся.

Присматриваюсь: шутит, что ли, священник? Нет, серьёзно говорит.

подрясник_Отец-Андрей-второй-слева

В вагоне-храме миссионерского поезда. Отец Андрей Симора - второй слева

- И что же, никакой связи с прошлым у вас нет? Ну Иоанн Кронштадтский до вас не доехал, так, может, остались какие-то другие церковные предания? - спрашиваю разочарованно.

- Преданий нет, только современный пролетарский фольклор. Например, про горного мастера Шубина, который спасал заваленных в шахте проходчиков: сам погиб и никого не спас, и теперь якобы видят его привидение, он свистом уснувших проходчиков будит. Всякое рассказывают и про «Башню слёз» - водонапорную башню на территории горбольницы, с которой девушка спрыгнула... Ну, призраки, привидения - вот и весь фольклор. От прошлого же остались только названия. У северной оконечности города протекает река Божья, а если ехать в сторону старинного Мариинского тракта, то попадёшь в Сатанинский лог. Там до революции пропадали старатели-золото-

искатели. Раньше-то в наших местах деревеньки были и люди православные жили. Но индустриализация всё вытеснила.

- Тогда чем же связаны Иоанн Кронштадтский и ваш Берёзовский? Ведь не зря же вы в Суру едете на праздник Батюшки?

- Да всё просто. Построили мы храм (на фото на стр. 15. - М. С.), и владыка освятил его в честь Батюшки.

Священник задумался, вспоминая:

- А у меня связь какая... В детстве среди икон в нашем доме был портрет Иоанна Кронштадтского. Старинный, с личной подписью самого Батюшки. Как он попал в нашу семью, отец нам, детям, не говорил. Напротив, предупреждал, чтобы мы языком не болтали об этом. В советское время память о Всероссийском Батюшке преследовалась. Да и таких портретов на Западной Украине я больше ни у кого не видел.

- А вы с Украины?

- С Почаева. Отец мой, протоиерей Пётр Симора, был там настоятелем приходской церкви.

- Никольской? - вспоминаю паломничество в Почаев и прогулку по городку, на краю которого при кладбище видел храм с огромными куполами из листовой жести.

- Нет, Никольской тогда ещё не было. И вообще храмы в советское время там не действовали, только в Лавре. Отец служил в двух километрах от городка, в деревне Лосятино. Но людей крестил, причащал, тайно венчал и в самом Почаеве, в нашем частном доме, хотя это было делом подсудным. У нас дома отец устроил специальную комнату для совершения треб.

- Здравствует он?

- В этом году умер, в феврале. Когда вышёл за штат, то до конца дней молился в Лавре вместе с монахами. И служил, как мог: частички вынимал, записки вычитывал, панихидки совершал. Исповедовал людей почти до последних своих дней. Ну и мы, дети, при нём были. Нас четверо - старшая сестра и три брата. Сестра сейчас тоже в Кемеровской области, замужем за священником. А братья мои младшие - один в Челябинской области, другой в Киеве. Все мы священники. Другой судьбы и не представляли, хотя в школе крестик запрещали носить и в храм ходить.

- Это в Почаеве было?

- Да, школу я там заканчивал. Лавра - святое место, поэтому в нашей школе была сильная установка на атеизм. Но ничего они не добились. Все каникулы мы фактически жили в Лавре с такими же парнишками, пономарили и помогали монахам на послушаниях - в просфорной, трапезной, иконной лавке.

- А у меня от Лавры осталось такое впечатление, что она как бы вне Украины, - делюсь со священником. - Будто она вселенская такая - столько паломников со всего света.

- Да, во всем мире её знают. Я ещё младшеклассником был и помогал монаху, который сортировал почту, приходившую в Лавру. И ярко запомнились экзотические, красивые марки на конвертах - из самых разных стран. А когда началась «перестройка», то иностранцы сами стали приезжать, и мы проводили для них экскурсии по монастырю, потому что монахов на всех не хватало. По-английски я не говорил, но в группе обязательно находился потомок русских эмигрантов, который переводил мои слова.

- Вы им по-русски или по-украински рассказывали?

- Раньше на это мало обращали внимания, поскольку оба языка меньше различались, чем сейчас. Лично мне всегда было проще говорить по-русски. Позже, когда стал учиться в Киевской семинарии, понял, в чём дело. Суть в том, что церковнославянский, который я с детства знаю, с русским более схож, чем с украинским. Современный русский - это литературный язык, а литература ведь выросла из церковнославянских текстов. Украинский же остался народным наречием, что, конечно, имеет свои плюсы. Например, в песенной культуре. Но сейчас украинский язык очень изменился, в нём стало больше полонизмов и других заимствованных слов, появились какие-то искусственно придуманные слова, призванные заменить общую с русскими лексику. Так что прежний украинский язык русскому человеку проще понять, чем нынешнюю мову.

Подрясник_Саша-прикладывается-к-иконе

По поезду несли икону. Дошла очередь до нашего купе.

- А в Кемерово как попали?

- Женился на кемеровчанке. Её предки родом с Почаева, и она часто приезжала к родственникам.

Священник умолк, давая понять, что про личную жизнь рассказывать не станет. Помолчали. Спрашиваю напрямую:

- И всё же Иоанн Кронштадтский как-то повлиял на вашу жизнь? Может, чудеса какие были?

Отец Андрей удивлённо на меня воззрился:

- Что значит «повлиял»? Его только помощью и живу. Видели бы вы, как мы храм в честь него строили. В начале 2000-х годов определили нам место, стали мы фундамент копать - а там сплошь скала. Что делать? Не успел я отчаяться, как с угольного разреза звонят: «У вас проблемы?» На армейском трейлере, на котором танки возят, доставили нам огромный карьерный экскаватор, с его помощью и раздолбили скалу на два метра в глубину. И дальше так повелось. В течение летних месяцев строим мы храм, а к осени стройматериалы и деньги заканчиваются. Всю зиму ищем средства на следующий год и не находим. Наступает Великий пост, уже лето приближается, а нам материалы не на что купить. Начинаем молиться всем приходом, просить у Батюшки заступничества... И аккурат к Пасхе вдруг собиралась

необходимая сумма.

Каждый год так было, только одно лето мы пропустили. А когда дело пошло к завершению, заказали мы резной иконостас у местных мастеров - такой непрофессиональный, самодельный, можно сказать. Договорились о цене. И вот на праздник Пасхи звонит телефон, один хороший человек говорит: «Отец Андрей, мы вам хотим подарить иконостас». Отвечаю: «Так мы уже его заказали и треть суммы проплатили». Он: «Отказывайтесь». Вскоре приехали мастера из Курска и всё измерили. Спустя время нам привезли в дар хороший, красивый иконостас, причём вместе с иконами - золочёными, написанными в стиле Рублёва.

- А что было с заказанным иконостасом?

- Мы его немножко упростили, уменьшили и подарили в сельский храм. Один дар породил другой дар. Так что чудеса от Батюшки были, конечно. Но такие практичные. Он ведь и сам известен как человек практичный, реалистичный, а не экзальтированный вроде Франциска Ассизского. Что не мешало Батюшке оставаться великим чудотворцем.

Знаете, я тут недавно телепередачу видел о том, что наукой объясняются многие ветхозаветные чудеса - переход посуху через море, манна небесная и так далее. Точно так же и наши чудеса. Понятно, что ангел не придёт видимым образом. Чудеса - они складываются из повседневных совпадений, когда видишь, что события направляются Свыше. При этом всё происходящее материально, рукой пощупать можно.

Разговор наш перетёк в другое русло, стали говорить о науке и христианстве (мой конёк), и больше расспрашивать о. Андрея я не стал. А поезд мчал нас дальше и дальше...

* * *

Подрясник_Саша-слева-в-подряснике

Саша (слева) иподьяконствует, помогая митрополиту Барнаульскому и Алтайскому Сергию

На одной из станций все вышли на перрон. Десятки священников в полном богослужебном облачении выстроились на привокзальной площади, их окружили другие пассажиры миссионерского поезда и местные православные, и всё это оцепили люди в форме. Оттуда, с площади, доносится стройное пение: «Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным...» Святого праведного Иоанна Кронштадтского славят. Проникнув сквозь полицейское оцепление, пробираюсь через человеческую стену, потрясая своим фотоаппаратом: «Я пресса!» Наконец выныриваю в передний ряд...

Посреди свободного пятачка перед аналоем стоит глава нашего поезда митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, а рядом с ним... Саша. В подряснике. Так вот он где всё время пропадал! Не с друзьями общался, а владыке сослужил в походной церкви.

«Сего ради восхваляем тя, яко молитвенника о душах наших!» - возглашает Саша вместе с походным хором, и я вдруг понимаю, чем шахтёрский таёжный Берёзовский напрямую, вживую, так сказать, связан с Иоанном Кронштадтским. И зачем это я отца Андрея пытал?

Этот юноша вырос в храме Батюшки, с двухлетнего возраста носит священническое облачение, сшитое там же. И сейчас славит Батюшку, в пути на его родину. Сашина жизнь, как и жизнь других молодых прихожан берёзовского храма, только ещё в начале пути, на котором будет сопровождать их небесный покровитель, Всероссийский пастырь.

http://vera-eskom.ru/2016/02/podryasnik-ot-batyushki/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Сизов
Все статьи Михаил Сизов
Последние комментарии