Преодолевает разделения только устремленность к вечности

0
273
Время на чтение 6 минут

28 февраля в 22.30 на телеканале «Культура» будет показан фильм Владимира Хотиненко «Наследники», который был снят к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Он являет собой в череде авторских произведений, приуроченных к этой знаменательной дате, пожалуй, самый необычный дар Преподобному.

Режиссер, известный также в качестве ведущего на телеканале «Культура», создал свою новую картину в формате ток-шоу. Вернее, антиток-шоу, если подразумевать в слове «анти» его буквальное значение - «вместо». В самом начале фильма может показаться, что авторы хотят главным образом высмеять сегодняшнюю конвейерную телеиндустрию, но на самом деле замысел гораздо глубже. Режиссер помещает в студийные декорации привычных массовому телезрителю типичных героев - здесь и политолог, и публицист патриотического толка, и популярная поп-певица, и интеллигентный историк, и тихий вдумчивый батюшка-монах - из тех, что никогда не вклиниваются в бесплодные попытки «приглашенных экспертов» перекричать друг друга.

Вот с этими, казалось бы, в чем-то даже карикатурными персонажами, в непростых художественных рамках фильма-диалога создатели картины решаются коснуться глубочайших исторических и духовных проблем, имея своей целью сдернуть с них паутину «правильных» слов и добраться до того, что может оказаться лично важным для того самого - рассеянного и пресыщенного - зрителя, привычно ужинающего под «болтологию» на экране.

Скрепы или «скрепки»?

В центре внимания героев фильма с самого начала оказываются темы, которых не избежать, говоря о значении деятельности «игумена земли Русской» для нашей истории. Куликовская битва и многое другое... В глазах Политолога Преподобный - это выдающийся «борец с сепаратизмом», твердый государственник, умело употреблявший свой авторитет для прекращения междоусобиц. Для Публициста - ярчайший представитель народа, выразитель «святого русского долготерпения», печальник о брато­убийственных распрях. Они полемизируют между собой: что первично - государство или народ? Казалось бы, разговор идет в предсказуемом и вполне благочестивом русле. Но в нем как лейтмотив раздаются скрытые звоночки неблагополучия. Будто бы в шутку вспоминает Историк о том, что в знакомом ему магазине подарков продается канцелярский набор с остроумным ценником - «скрепки духовные». Аплодируют речам героев в массовке двое парнишек из шпаны, пришедших на запись прямо с уличной драки: расправились с каким-то гастарбайтером - то ли убили, то ли избили только - и вот теперь пришли, чтобы создать себе алиби, порассуждать о судьбах Отечества. В студии звучат слова о том, что нужно гордиться своим прошлым, - а в соседнем павильоне уже ждет своего часа пугающая фигура тиранозавра - для новой программы: «Мир без людей». Постепенно становится очевидным: самое трагичное в нашей сегодняшней жизни - то, что мы совершенно по-разному говорим и живем, и оттого слово наше становится пустым и безжизненным. И тогда - можно вещать до хрипоты о вымирании народа, об утрате духовности, приводить самые правильные аргументы, но слово это не отзовется ни в чьем сердце по-настоящему, а значит, не способно будет ничего изменить.

«Такой Сергий нам не нужен»?

Наследие, наследие, наследие... Слово это употребляется публицистами так часто, что «замыливается» уже сам его смысл. Где оно? В чем оно лично для нас? И главное: нужно ли оно нам или же мы просто воспринимаем его как факт, живя своей собственной, ничем с ним не связанной жизнью?

Наибольшую драму в этом фильме, пожалуй, переживает ведущий программы, Глеб Трегубов - неглупый, обаятельный и, как сказали бы, «пробивной» молодой человек из провинции. Складывается впечатление, что он - протеже своей скучающей по мужскому вниманию начальницы - не только не выбирал для себя именно этот цикл программ, «Наследники», но и долгое время вполне успешно делал его без особой внутренней вовлеченности. И вот, в результате нервного срыва - прямо во время записи ему сообщают, что этот выпуск последний и проект руководству больше не нужен - он вдруг отчаянно задается вопросом: а что - настоящее среди всей этой фальши, где зрители бодро хлопают в ладоши по указанию его помощницы из-за кадра? Ему впервые, должно быть, - притом уже точно зная, что это и последний раз - хочется дойти до самой сути.

Одна из частей программы открывается опросом на улицах: ни молодые, ни вполне зрелые люди не могут вспомнить ничего внятного ни о жизни святого, ни собственно о том, что оставил он для потомков. И это делает понятным неожиданный, дерзкий, даже «кощунственный» на первый взгляд вопрос Глеба к собравшимся: «Так что мы делаем: сохраняем народную память или навязываем народу, кого и что ему помнить?». Это то, что по-настоящему волнует молодого журналиста: стоило ли вообще проводить этот праздник, значим ли он в действительности для кого-то из нас - не в силу политических амбиций, не вследствие рабочих обязанностей, а... по-человечески?

Авторы фильма сделали очень многое для того, чтобы действие, ограниченное рамками телестудии и ее закулисья, не было скучным. Действенным приемом здесь является введение неожиданных персонажей, не претендующих на первостепенность, но привносящих нечто очень существенное в ход событий. Одним из них является Сценарист.

Этот энергичный, шумный «свободный художник» написал сценарий юбилейного фильма о преподобном Сергии. Однако увидев в нем всего лишь «огородик за частоколом» и ходящего лесными тропами старичка, а не «масштабное историческое полотно», заказчики его отвергли - непонятно, неинтересно, не понравится зрителю. Такой Сергий нам не нужен - почти дословно, прямым текстом, говорит Политолог. И повисает в воздухе вопрос: а может быть, наоборот?

Очень важные слова на эту тему как бы мимоходом говорит в фильме батюшка. Он замечает, что практически каждый человек каким-то удивительным образом совершенно четко знает ответ на три вопроса: как нужно воспитывать детей, как следует играть в футбол и чему стоит поучить Церковь. В этом-то, кажется, и кроется причина, по которой полемика героев заходит в тупик: преподобный Сергий Радонежский - не посланник народа, не посланник государства. Он - посланник вечности. А вечность невозможно открыть для себя в формате ток-шоу. Ее можно воспринять только по благодати Божией - от сердца к сердцу.

Под сенью Годзиллы

Этот фильм - вроде бы сугубо «умственный», дискуссионный - как ни странно, учит любить людей. Впрочем, может быть, не любить, но хотя бы всматриваться в них, подмечать хорошее. К его концу понимаешь: здесь есть люди, в том или ином виде заблуждающиеся, но «отрицательных героев» - нет. В кулуарах телестудии, в перерывах, нам открываются небольшими, но яркими штрихами их судьбы, их человеческая боль. И в каждом оказывается что-то, о чем... непременно бы, наверное, поговорил с ними в тишине своей кельи, наедине преподобный Сергий.

«Пока человек не осознает, что он с другими един, что мы тело одного Адама <...> мы будем индивидуумами, которые будут грызть друг друга, - звучит в студии в очередном видеоролике. - Это разделение снимается только в одном - в устремленности к вечности». Кажется, именно в эти слова авторы картины вкладывают самое главное для них. Большая часть отзывов о «Наследниках» написана в ключе антагонизма «консерваторов» и «либералов» - примечательно, что режиссер не стал озвучивать основную идею ни устами тех, ни устами других. Ее произносит неизвестный - даже без титра - пойманный корреспондентами, очевидно, в стенах монастыря священник или инок со светлыми глазами. Истина в этом споре рождается нарочито вне его самого.

«Может, и о нас будут судить не по тому, что мы сделали или не сделали, а по тому, что мы хотя бы раз попытались не быть частью Орды», - говорит Глеб в завершающей части своей последней программы. И очевидно, что не только об историческом контексте он говорит, а о том, что есть такое поприще внутреннего подвига сегодня - бороться за то, чтобы не утратить свой человеческий облик. Неслучайно режиссер неожиданно обращается вслед за этим к теме новомучеников и исповедников Российских - устами скромного врача из Сергиева Посада, рассказывая историю о том, как сохраняли во времена гонений, под угрозой ареста и ссылки, главу преподобного Сергия и как отец Павел Голубцов, уже в полном атеистическом хаосе увозя ее из Лавры, шел пешком по поезду - ни на минуту не присев, ведь в его руках была святыня. «Иногда я себя спрашиваю: а у меня-то в жизни есть хоть что-нибудь, ради чего бы я вот так же шла?» - признается рассказчица. В притихшем зале повисает тишина, а уже спустя несколько минут участники разъезжаются по домам - съемка окончена. В пустом павильоне остается ждать такси только смиренный батюшка. Над ним возвышается громадой декорация тиранозавра - Годзиллы, готового с минуты на минуту заполнить собой всё пространство...

Газета «Православная вера» № 04 (552)

Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/preodolevaet-razdeleniya-tolko-ustremlennost-k-vechnosti


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24