«Утро танкистов»

Картина фронтовика Бориса Фёдорова - шедевр романтического реализма

Новости Москвы 
0
860
Время на чтение 9 минут
«Утро танкистов»

«Утро танкистов» - одно из лучших полотен о Великой Отечественной войне. И может быть, даже единственное в своем роде, если не считать картины Юрия Неринцева «Отдых после боя. Василий Теркин». Трудно припомнить другие работы на тему армейского быта в годы войны.

Все больше сражения, ползущие танки, взрывы, бойцы с гранатами... Картина Непринцева, по сути - масштабная живописная иллюстрация к поэме Твардовского, и потому - вторична. А вот «Утро танкистов» - это первичное отражение реальной жизни. Я не хочу противопоставлять эти картины, тем более что работа Непринцева вызвала не только восторженные похвалы критики, но и прочно вошла в наш обиход. Возможно, и самому Твардовскому она нравилась. С Борисом Федоровым все сложнее. Его «Утро...» вызвало разноречивые толки. Художника обвиняли в «дегероизации войны», в «приземленности образов», в «уходе в быт»... Сегодня же, спустя полвека, ему ставят в вину «приверженность к канонам социалистического реализма», «идеализацию войны», «лакировку действительности»...

Имя художника практически кануло в Лету. Редко упомянет его какой-нибудь искусствовед, специалист по советской живописи 50-х годов. Даже в глубинах интернета не удалось найти ничего, кроме сухой энциклопедической справки: «Родился в Самаре в 1922 году... Учился... Воевал...». Самара богатый город.

Самара могла бы отметить художника Федорова памятным знаком. Буратино в бронзе отлили, киногероя красноармейца Сухова из фильма «Белое солнце пустыни» тоже в бронзе увековечили, репинских «Бурлаков» на набережной поставили. Могли бы и талантливого земляка уважить.

А если и в самом деле соберутся это сделать, то выяснится, что портрет живописца Бориса Федорова раздобыть очень непросто. Не найдут его фото ни в Гугле, ни в Яндексе, ни в Рамблере, ни в каких-либо справочниках и буклетах. Скромен был Федоров: не позировал, не тусовался, интервью не давал, во всесоюзных выставках не участвовал, ну разве что - в региональных. Автопортреты не писал...

А впрочем, может быть все-таки отметил себя на каком-нибудь из полотен? Художники иногда так поступают: взял да и придал одному из героев свои черты. Ну, хотя бы в тех же «Танкистах» мог себя запечатлеть. Вот только как определить, когда фотографий нет никаких? Стал искать фото Бориса Федорова. Его картины хранятся в запасниках Русского музея и Третьяковской галереи, но фотографий автора не найти. Конечно, надо было отыскать родственников. Со дня кончины Федорова прошло 33 года, не так уж много, но и не мало... Помог питерский историк Александр Пожарский. Добыл где-то две маленькие фотокарточки времен войны и прислал. Я увеличил их, сравнил с лицами персонажей картины... Да вот же он! Тут и сомнений никаких!

Боец, стоящий в центре, который застегивает воротничок гимнастерки - это и есть Борис Федоров! Изобразил себя не гордыни ради, а просто потому, что сюжет картины - часть его жизни, мгновение его фронтовой молодости.

И наверное, все остальные танкисты на полотне обладают портретным сходством с реальными прототипами. Ведь Федоров писал картину-воспоминание, а не иллюстрацию к литературному произведению. Вон и танки на заднем плане - два КВ-85 - тоже вполне документальны, ведь это боевые машины 31-го гвардейского танкового полка, в котором служил автор.

Впрочем, открылся и еще один портрет Бориса Федорова, сделанный его сыном Федором: «Художник Федоров. Отец и я». Это воспоминания детства, перенесенные на холст - уголок мастерской, посредине стоит с палитрой и кистью художник Борис Федоров, а рядом склонился над рисунком мальчик, будущий живописец Федор Федоров. На полу лежит овчарка, на стене - картина «Утро танкистов».

Вот уж точно: ищите и обрящете! Это какая степень вероятности нужна, чтобы приехать в Питер по делам далеким от искусства, случайно забрести на Елагин остров, а там наткнуться на афишу выставки «Верность традиции. Художественная династия Федоровых»?! В Полуциркульном зале Конюшенного корпуса ЦПКиО им. С.М. Кирова были представлены живопись и графика Бориса Федорова, его жены Галины Изосимовны и сына Федора Борисовича. Скромная семейная выставка была организована по случаю 70-летия Победы. Явить такую экспозицию сам Бог велел. Ведь Борис Федоров был единственным художником, который запечатлел в разгар боев за Берлин водружение знамени Победы над рейхстагом. Наверное, столь исторические зарисовки должен был сделать более маститый и опытный художник. Но отвечать за его жизнь начальство не хотело, а тут свой офицер-танкист, бывший студент художественного ВУЗа, всегда готовый, в случае чего, по долгу службы пасть смертью храбрых. И Федоров под привычный грохот снарядов и свист пуль набрасывал в блокнот руины берлинских улиц, мрачные силуэт истерзанного рейхстага, победное знамя над изрешеченным куполом. В том была величайшая справедливость. Кому, как не ему, боевому офицеру, не раз раненому, необходимо было оказать такую честь? И он мастерски выполнил эту серию исторических рисунков.

На фронт Борис Федоров ушел добровольцем - в 19 лет, только что поступив в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Художники в армии очень нужны - в первую очередь штабистам - рисовать стрелы на картах, панорамы переднего края, красиво оформлять документацию, наглядную агитацию...

И Федоров вполне мог бы осесть в каком-нибудь штабе. Но он выбрал себе иной, боевой путь. Он закончил танковую «учебку» и стал механиком-водителем тяжелого танка. Это одна из самых трудных и опасных военных профессий.

Считалось, что машину весом в 46 тонн и мощностью в 600 лошадиных сил можно доверить только офицеру или, в крайнем случае, сержанту. Поэтому должность механика-водителя на тяжелых танках была офицерской. За рычагами сидел либо младший техник-лейтенант, либо техник-лейтенант. Командир танка - тоже лейтенантская прерогатива. Два офицера в каждом экипаже. Борис Федоров осваивал танки КВ сержантом, а закончил войну в офицерских погонах, в должности старшего механика-водителя.

Механик-водитель не только ведет машину в бой, но и выполняет обязанности стрелка из лобового курсового пулемета. На КВ-85 к правому рычагу была пристроена гашетка пулемета. Так что Борис Федоров бил врага из пулемета, давил гусеницами. И еще одна деталь: механик-водитель может покинуть танк только по приказу командира.

Воевал Федоров в 31-м отдельном гвардейском тяжелом танковом полку прорыва. Полное название части красноречиво говорит, как дрались танкисты на фронтах: Красносельский Краснознаменный орденов Суворова, Александра Невского гвардейский тяжелый танковый полк прорыва. Из названия же ясно, для каких целей предназначался полк: для прорыва хорошо укрепленных вражеских позиций с минными полями и пристрелянными по местности противотанковыми батареями. Ну, а подвернуться «Тигры» или «Фердинанды», значит и с ними бой.

Заглянем в наградные листы на Бориса Федорова. Вот весьма почитаемая фронтовиками медаль «За отвагу». «Механика-водителя старшего 3-й роты гвардии старшину Федорова Бориса Федоровича за то, что он в бою в районе Арбузова 22 июля 1943 года умело вел танк, преодолев сильные противотанковые препятствия, первым ворвался на передний край противника. После того, как его машина была подбита, сумел эвакуировать ее с поля боя.

1922 года рождения, беспартийный, русский. Призван в РККА Василеостровским РВК. В боевых действиях с октября 1942 года. Два легких ранения. Ранее награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Из представления на орден Красной Звезды:

«За время боев с 15 по 18 сентября 1943 года в районе Синявино гвардии старшина Федоров восстановил на поле боя свой подбитый танк, не отводя его в тыл. Умело маневрируя танком в бою, обеспечил экипажу уничтожение немецкого танка, три ДЗОТа, 2 пулемета, 2 землянки и до 35 гитлеровцев. Будучи раненым при восстановлении танка, не покинул поля боя до окончания».

Заметим также, что в этом районе происходили ожесточённые бои; село Синявино было полностью разрушено. В ходе боёв на Невском пятачке и Синявинских высотах погибло более 360 000 человек. Танк Федорова вырвался из синявинских болот, и пошел крушить врага дальше.

Из представления на орден Славы:

«За время боев в районе Красное Село 18 и 19 января 1944 года первым провел свою машину в тыл противника. Умело маневрируя машиной, сумел сохранить ее от вражеского артобстрела и гусеницами танка уничтожил две землянки с 40 немецкими солдатами.

Кроме того, тов. Федоров в бою обеспечил экипажу уничтожение немецкого танка «Тигр», двух орудий, двух тягачей, одной легковой машины и свыше 200 чел. немецких солдат и офицеров. Когда снарядом противника была разбита ходовая часть танка, тов. Федоров восстановил танк на поле боя, сохранив его боеспособность.

За проявленные отвагу и геройство гвардии старшина Федоров достоин правительственной награды ордена Славы III степени. Командир полка гвардии майор Примаченко».

Из представления на орден Отечественной войны: «Тов. Федоров в боях 14 и 15 апреля 1944 года за деревню Яваново смело и решительно вел свой танк в атаку. Одним из первых ворвался в деревню Яваново, и, несмотря на сильный огонь противника, умело маневрируя гусеницами своего танка, уничтожил 2 ПТО (противотанковых орудия), 3 пулемета, до 8 солдат и офицеров противника. Когда его танк был подбит и загорелся, сумел оставшихся в живых членов экипажа укрыть и с наступлением темноты вывести их на исходную позицию».

Федоров с боями освобождал Ленинградскую область, псковскую землю, Эстонию (города Нарва, Тарту), Латвию, Литву. После перевода в 40-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк прорыва дошел в составе 67-й армии (3-й Прибалтийский фронт) до Берлина. К тому времени в студии военных художников хорошо знали офицера-танкиста и талантливого рисовальщика. После успешной командировки в пылавший Берлин, студия им. Грекова направила Бориса Федорова на Дальний Восток, в Харбин, запечатлевать другую войну - с Японией.

После демобилизации в 1945 году он восстановился на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Учился в мастерской М. Авилова. В 1951 году дипломная работа Бориса Федорова - жанровое полотно «Горький и Чехов среди артистов МХАТ» - была оценена высшим балом и тут же приобретена ленинградским Музеем театрального и музыкального искусства. В этом же, звездном для себя, году Федоров был принят в Ленинградский союз живописцев. И, не теряя взлетного времени, приступил к работе над картиной «Утро танкистов». Через год она была закончена. Это был пик его творчества. Он взял его сразу же, без раскачки. Сказалось все - и фронтовой опыт, и академическая школа, дававшая высокий уровень профессионализма и позволявшая свободно творить во всех жанрах. И он творил, не покладая кистей всю жизнь: писал жанровые и батальные картины, портреты, пейзажи... «После лыжного пробега» (1952), «На отдыхе» (1956), «Кончилось. Рейхстаг, 1945 год» (1957), «Во имя Родины» (1960), «Блокада Ленинграда» и «Дальше земли нет!» (обе - 1964), «Портрет девушки» (1965), «Горький на Волге» (1968), «Моё поколение» (1975), «На исходные позиции» (1977), «Солдатская слава» (1980). Но «Утро танкистов», безусловно, лучшее из всего созданного. Это шедевр романтического реализма.

Вглядимся в картину. Околица русской, скорее всего псковской, деревушки. На дальнем плане два танка КВ-85. У проруби оба экипажа. Плеск, фырканье, хохот, подначки... Зимняя богатырская забава. Броня не любит дряблых мышц!

Это не просто утро танкистов. Это утро победителей. И хотя, судя по реалиям, на полотне - зима 1944 года, - ясно видно, кому достанется победа. Все написано на лицах бойцов. И столько света, весны, радости жизни!

Позади горящие машины и обугленные трупы товарищей, впереди новые бои, не все докатят на своих гусеницах до Берлина. Но сейчас мгновение счастья, почти мирного. Победим! А в душе - уже победили. Тяжелые рыцари XX века...

Мне эта картина дорога еще и тем, что все изображенное на полотне я видел наяву, правда, не в годы войны, а на учениях Кантемировской танковой дивизии под Гороховцом. Опушка январского леса, танки, укрытые в густом ельнике, и точно такие же крепкие озорные ребята, растелешившиеся на морозе по пояс. И командир танковой роты капитан Наумов на виду у своих солдат лихо обтирается снегом.

Ну, и конечно, вспоминаю своего крестного отца дядю Васю, техника-лейтенанта Василия Ильина, старшего механика-водителя тяжелой самоходки ИСУ-152, коллегу автора картины «Утро танкистов». И когда на душе тяжело, смотрю на эту картину - и настроение поднимается.

Чья-то бездушная рука навесила на творчество Федорова ярлык - «искусство социалистического реализма», и его картины отправили на самые дальние полки запасников. Жаль, что на недавней большой выставке в Манеже «Искусство романтического реализма» не нашлось места картине Федорова.

И если его имя совсем не исчезло из нашей сегодняшней жизни, то это благодаря вдове Федорова - Галине Изосимовне, и его сыну Федору Федорову. И мать, и сын - сами по себе великолепные живописцы и графики - явили пример верности семейному делу, общему искусству и друг другу. Федор Борисович Федоров (1966 г. р.) продолжил дело отца. Его выпускной работой в институте стала историческая масштабная картина «За Русь! (Александр Невский)». Галина Изосимовна родом из Новгорода. Ее пейзажи и натюрморты, как отмечают критики, «отличаются профессиональным мастерством, оригинальностью и остротой композиции, выразительным рисунком и богатой цветовой палитрой, а также непосредственным, свежим взглядом на натуру».

Москва - Санкт-Петербург

Фото из архива автора

http://www.stoletie.ru/kultura/utro_tankistov_404.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Черкашин
Огнем и молитвой
О священниках, прошедших горнило Великой Отечественной, рассказывает новая выставка
19.10.2020
Как Герой Советского Союза обувь чистил
Свою профессию ветеран-разведчик Ладо Давыдов зазорной не считал
11.06.2019
Зельва: в истории войн такого не было
Об этой трагедии 1941 года знают немногие
24.01.2019
Пенемюнде помнит...
Памятник Михаилу Девятаеву по-прежнему стоит на территории секретного аэродрома люфтваффе
10.05.2017
Все статьи Николай Черкашин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40