itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Первые молитвы, первые победы...

0
245
Время на чтение 6 минут

«Есть среди наших воспитанников один задиристый мальчик. Недавно мы стали свидетелями поразившей нас картины: он уже занес свой маленький кулачок, чтобы ударить другого ребенка, но вдруг застыл на мгновение, перекрестился и пошел играть дальше»,- говорит Ульяна Абрамова, заместитель директора детской православной студии "Колосок".- Это было для нас важным и радостным событием: малыш шести лет сумел с Божьей помощью справиться с дурной склонностью, из-за которой ранее возникали ссоры и даже драки. Значит, он немного вырос над собой».

Православная педагогика придает дошкольному возрасту очень большое значение. Это тот период, когда формируется личность и в сознании маленького человека закладываются базовые представления о добре и зле, принципы взаимоотношений с миром. И, конечно, это возраст, в котором ребенок знакомится с верой, с жизнью Церкви, и правильно ввести его в этот мир - значит, очень многое сделать для его дальнейшей христианской жизни. Мы попросили Ульяну Абрамову - педагога, занимающегося с детьми более пятнадцати лет - рассказать об особенностях воспитания дошколят.

Они слышат наши молитвы

Воспитание ребенка начинается еще до его рождения. Об этом говорили святые отцы и это доказано наукой: ребенок слышит речь родителей, музыку еще внутриутробно. А значит, может слышать не только голос матери и классические композиции, которые советуют слушать беременным, но и богослужебное пение. Через молитву матери еще не родившийся ребенок чувствует ее любовь и заботу. А через Причастие матери Господь действует Своей благодатью и на малыша. Святитель Феофан Затворник писал, что Святое Причастие «живо и действенно соединяет с Господом нового члена Его, через пречистое Тело и Кровь Его освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил». Поэтому после рождения и крещения желательно как можно чаще причащать ребенка Святых Христовых Таин. Причастие - это соединение со Христом. Пусть для младенца оно пока еще бессознательное, но это не умаляет его значения. Для детей, которых причащают с самого раннего возраста, участие в Литургии становится естественным. Обычно родители сначала приносят ребенка непосредственно ко Причащению, а затем постепенно увеличивают время нахождения в храме. Если малыш спокойный, мама может провести с ним на руках практически всю службу. При этом нет четких указаний, сколько ребенок должен пребывать в церкви. Это определяют его родители.

Храм - второй дом

В последние годы возросло количество детей дошкольного возраста, которых приводят в воскресные школы, сегодня дети 5-7 лет составляют большую часть воспитанников. Родители признают, что именно православная вера помогает им правильно воспитать своих детей. Но для этого нужны определенные усилия, потому что жизнь в Церкви - это действительно труд.

Как ребенок может полюбить храм? Это возможно только тогда, когда сами родители не мыслят своей жизни без Бога и Церкви. Храм может стать для ребенка вторым домом. Когда проходите с ним мимо церкви, остановитесь, осените себя крестным знамением, поклонитесь. Зайдите в храм в такое время, когда нет службы, когда мало людей и есть возможность, не мешая молящимся, рассказать ему об устройстве храма, о святых. Поставьте свечу, постойте с ребенком перед иконами, прошепчите ему на ушко какие-то слова, не обязательно молитву, но слова, которыми он мог бы потом обращаться к Богу. Можно вместе помолиться о здравии родных, об упокоении близких. Этот первый опыт молитвы очень ценен.

Дома, утром и вечером, нужно хотя бы на краткие мгновения обращать свои мысли к Богу. Если ребенок начинает свое утро не с беготни, не с мультиков, а с молитвы, это имеет большое воспитательное значение для его духовного роста. Подойдите с ребенком к иконе и скажите, например: «Господи, помоги нам, благослови на сегодняшний день». Эти краткие молитвы учат ребенка воспринимать окружающий мир в русле Промысла Божия. Вечером можно поблагодарить Господа за прошедший день, попросить у Бога прощения, если были ссоры или малыш плохо себя вел.

Большое воспитательное значение имеет благословение родителей. Можно с самого раннего возраста приучать детей к благословению: «Подожди, я тебя перекрещу, тогда пойдешь». Этот внешне простой момент важен тем, что ребенок видит: родители за него молятся, переживают, заботятся о его душе. Это укрепляет отношения членов семьи, ребенок приучается с доверием искать духовной поддержки близких в трудных ситуациях, и это остается с ним, когда он становится подростком, взрослым.

Хорошо, если в семье есть традиция домашнего чтения. Но нужно стараться не просто читать, но и обсуждать прочитанное. Даже телевизор лучше смотреть вместе с ребенком, потому что в любом мультфильме или фильме есть какие-то моменты, которые требуют разъяснения, комментариев взрослых.

Как рассказать о самом важном?

Находясь с малышом в храме, маме обязательно нужно коротко рассказывать ему о том, что происходит на службе: «сейчас мы подойдем с тобой к Причастию», «сейчас нам дадут просфорку», «пойдем ко кресту», и постепенно расширять его познания о богослужении. Очень важно давать информацию в доступной для понимания ребенка форме - благо, сейчас есть множество прекрасно иллюстрированных книг, однако в стремлении заинтересовать малыша не забывать, что не вся информация может быть подана в развлекательно-игровом ключе. Можно поиграть, например, в Ноев ковчег: сделать карточки с животными, перемешать их, а дети должны будут разложить их по парам. А вот то, что связано с нравоучительными притчами, с событиями из жизни Христа, обыгрывать неуместно.

Знание Бога дает ребенку ощущение уверенности, спокойствия. Мир безопасен, потому что Бог хранит его семью. И задача родителей - не разрушить это ощущение, чтобы восприятие веры, Бога у ребенка осталось радостным. Важно напоминать ему, что мы не одиноки - с нами Господь, Пресвятая Богородица, святые, ангелы. Ни в коем случае нельзя грозить, что Господь накажет за какой-то проступок. Не следует заставлять дошкольника выстаивать всю службу, если он устал. Можно на какое-то время выйти из храма, можно занять ребенка - например, попросить его задуть догорающие свечи. Главное, чтобы он не воспринимал посещение храма как тяжелую повинность.

Младенец - отрок

Согласно церковной традиции, младенческий возраст заканчивается по достижении семи лет, далее начинается отрочество, и с этого возраста дети перед Причащением должны исповедоваться. Однако уже в четырех-пятилетнем возрасте в ребенке могут проявляться какие-то греховные начала. Оставлять эти проявления без внимания нельзя, с ними следует бороться, чтобы потом это не переросло во что-то более серьезное, в укоренившуюся страсть. Чтобы такого не случилось, нужно внимательно относиться к тому, что ребенок говорит, как он ведет себя со взрослыми, сверстниками, что он смотрит, что читает. А заметив что-то, не пускать на самотек - даже от самой мелкой червоточинки, которая возникает в душе ребенка, нужно избавляться сразу. По крайней мере, он должен видеть, что мама и папа его поведение заметили и не одобрили. Кроме того, нужно учить его делать над собой упреждающее усилие, чтобы не позволять греху укорениться в сердце. Результат такого воспитания мы и видели в случае с мальчиком, о котором говорили вначале. Это была его первая ощутимая победа над собой.

Если с ребенком происходит что-то серьезное, и родители чувствуют, что не могут справиться с этим самостоятельно, то нужно, конечно, обратиться к священнику. Слова, которые, может быть, ребенок уже слышал от родителей, но не воспринял, из уст священника будут восприняты иначе, весомее. Важна роль и крестных родителей - хорошо, если они пользуются авторитетом в семье.

Часто родители спрашивают, какое молитвенное правило читать ребенку до и после Причащения. Это всегда решается только с батюшкой, к которому ребенок постоянно ходит на исповедь. Разные священники по-разному подходят к этому вопросу. Кто-то говорит, что достаточно взять отдельные молитвы из правила ко Причащению и попросить ребенка их прочитать (количество молитв варьируется в зависимости от возраста причастника). Другие священники дают такой совет: взрослые читают правило, а ребенок слушает.

Свято место пусто не бывает

Существует такое распространенное заблуждение: веру навязывать нельзя, вот вырастет ребенок - сам решит, быть ему христианином или нет. В этом случае родителям хочется сказать: с самого раннего возраста мы для своих детей выбираем, во что им одеваться, чем питаться, что смотреть, что читать, в какие кружки и секции ходить, в какой школе учиться, и стараемся выбрать для своего ребенка лучшее. Разве можно при этом совершенно не учитывать духовных потребностей маленького человека? Ведь отказавшись ввести его в Церковь, мы фактически лишаем его помощи Божией. Оставляя за ребенком право выбора в этом вопросе, мы вместе с тем оставляем его без руководства, беззащитным перед внешним миром, который очень быстро наполнит пустой сосуд - душу - другим содержимым. И позже, когда с ребенком начинают твориться какие-то страшные вещи, родители ужасаются: почему так происходит? Мы же его плохому не учили? Но и хорошему не учили тоже. В том числе и тому, как этому плохому противостоять.

Сегодня родители, у которых был собственный опыт церковного детства,- редкость. В основном взрослые сами только учатся жить церковной жизнью и поэтому очень боятся в чем-то ошибиться. Не нужно сильно из-за этого переживать. Нужно в молитве просить у Господа и Божией Матери вразумления, прислушиваться к советам духовника, быть внимательным к внутренней жизни своего ребенка - и Господь все управит.

Фото из архива студии «Колосок»

Газета «Православная вера» № 04 (552)

Подготовила Яна Конченко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pervye-molitvy-pervye-pobedy
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Конченко
Все статьи Яна Конченко
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09