«В начале было Слово...» ( о русском языке)

0
456
Время на чтение 6 минут
v_1bs5MwlRIr8HV9B

«В начале было Слово...» (Ин. 1: 1)

Из Священного Писания известно о существовании некогда праязыка, обладания которым люди лишились в результате смешения языков, последовавшего как наказание за беззаконное стремление стать богами самим. Иначе говоря, за желание низвести небо до своего уровня, построив первую Вавилонскую башню «свободы», как памятник своеволию и гордыне.

Агиографически в точности подтверждено предположение о существовании некого «банка невербальной информации», т. е. суммы идей или универсального Логоса, как ни назови, находящегося вне зависимости от тех способов передачи, содержащейся в ней информации, которыми обладает человечество. Слово и текст, таким образом, являются только ключом к некоей информации, содержащейся в сокровенных от падшего человека глубинах духа, и вовсе не адекватны ей.

Элементами системы языка являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой и образуют системы в языке.

У колыбели русского книжного языка стояли свв. Первоучители Кирилл и Мефодий. Перевод книг Священного Писания на церковно-славянский язык надолго определил судьбу русского литературного языка.

Церковно-славянский язык на русской почве впитывал в себя элементы языка национального и постепенно становится не только языком письменности, но и языком разговорным. Носителями этого литературно-разговорного языка вначале были представители духовенства, и Церковь, являясь объединяющим началом в жизни русского народа, содействовала сохранению этого языка на больших территориях, где, будучи языком книг Священного Писания и языком богослужения, приобщал население к кругу понятий высокой нравственности. Приобщение народа к новому миру, миру христианской культуры в ее византийском облачении в тот период легло на плечи представителей Церкви, и это является большой заслугой Церкви перед русской культурой.

С перемещением политического центра из Киева на северо-восток произошло также перемещение и центра церковного управления. Под влиянием общей опасности, грозившей со стороны татар, племена эти образовали сильное государственное единство, возглавленное Москвой. К этому времени книжный язык уже в значительной степени подвергся влиянию русского языка. На почве Москвы, объединившей в себе черты северо-русского и восточно-русского говоров, создался, таким образом, тот великорусский язык, которому суждено было стать выразителем всей русской национальной культуры.

Киевские выходцы из среды духовенства, занявшего в письменности и церковной иерархии весьма видное положение, принесли с собой и особые языковые навыки, утвердившиеся в юго-западной Руси. Оказывала свое влияние на язык того времени также стилистика украинского барокко, которое особенно сильно проникло в проповедь под влиянием проповедников, вышедших из Киевской школы. Этот барочный стиль проповедей оказал большое влияние на «высокий» стиль русской поэзии XVIII века. В начале XVIII века в язык проникают в большом количестве полонизмы, украинизмы и слова других европейских языков. Церковнославянский язык в его чистой форме все более оттесняется в специальную область чисто церковной литературы, а реформа азбуки при Петре Великом в 1708 году еще прочнее укрепляет это размежевание на литературу светскую и духовную.

Преимущество русского языка заключается в его двупланности, то есть наличия в нем двух равноправных слоев: слоя церковнославянского и слоя народного. Это дает ему возможность выделить значение, придать смысловую окраску или оттенок возвышенности, торжественности, или, наоборот, печали путем применения слов «высокого» стиля. Это делает язык необычайно гибким, образным и богатым. Николай Трубецкой писал: «Сопряжение церковнославянской и великорусской стихии, будучи основой особенностью русского литературного языка, ставит этот язык в совершенно исключительное положение. Трудно указать нечто подобное в каком-нибудь другом литературном языке».

Святитель Феофан Затворник писал: «Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя». Поэтому словами можно возвышать, очищать и облагораживать людей, прививать им веру, радость, возрождать в них любовь и милосердие, сообщать душе мир и спокойствие. И наоборот - оскверненными словами можно убивать, отравлять душу, заражать всеми видами страстей, греха и порока, растлевать чистые сердца и отравлять существование окружающих. Святитель Игнатий Брянчанинов рассуждал о слове человеческом так: «...Каждое слово, сказанное и написаннное в духе мира сего, кладет на душу печать свою, которой запечатлевается усвоение души Миродержцу. Необходимо в таких словах, исторгнутых увлечением и неведением, покаяние. Необходимо установить в сердце залог верности Христу, а отпадение сердца от верности по немощи нашей, врачевать немедленно покаянием и устранением от себя действий, внушенных неверностью, сделанных под влиянием духа и духов, нам льстящих и вместе жаждущих погибели нашей».

«От избытка сердца говорят уста» - свидетельствует Писание (Мф. 12:24).

Как замечательно отметил протоиерей Артемий Владимиров: «Слово - это вершина айсберга, дрейфующего в пучине сердца. Оно - лакмусовая бумажка, которая выдает и обнаруживает сокровенные чувствования души, делает их явными и понятными для натур чутких и проницательных».

Борьба с Церковью у нас в стране и насаждение безбожия имело своим следствием оскудение русского языка, подрыв в нем одного из существенных элементов, связанного с наследием вековой греко-болгарской культуры. Отец Сергий Булгаков прозорливо сказал об этом так: «Если уж искать корней революции в прошлом, то вот они налицо: большевизм родился из матерной ругани, да он, в сущности, и есть поругание материнства всяческого: и в церковном, и в историческом отношении. Надо считаться с силою слова, мистическою и даже заклинательною. И жутко думать, какая темная туча нависла над Россией, - вот она, смердяковщина-то народная!» В советское время даже появился тип начальника-демократа, близкого к своему народу, а «близость» эта повсеместно выражалась в употреблении ненормативной лексики. Такой вот админ- креатив...

Buslaev-Psalter1

Библия не только не входила в разряд изучаемых источников культуры, но и вовсе исчезла из популярных словарей русского языка. А, не зная библейских и евангельских сюжетов, человек нового общества не мог разобраться ни в сокровищнице русской Иконописи, ни в смысле великой живописи Возрождения. Исследователи русской словесности пишут, что формы проповеди, зародившиеся вместе с христианским мировоззрением, создали русское литературное слово и дали нам Достоевского, Толстого, Вл. Соловьева, Есенина, Пастернака, весь Серебряный век с его стремлением постичь человека во всей сложности. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценное самой вещи», - писал Н. В. Гоголь.

Русский язык явился в полном смысле языком - мостом, сакральным удерживающим началом, языком собирания и взаимного культурного обогащения. Но сегодня, к сожалению, сквернословие активно метастазирует в литературу, драматургию, кино, телевидение, в театр, и даже в оперу. Пришло такое время и так сложилось, что вокруг нас многие пьют, нюхают, колются - и сквернословят. «Посмотри, небольшой огнь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны... Язык никто укротить из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию...» - пишет апостол Иаков (Иак.3:5-7).

Язык всегда устанавливает общность между людьми и в пространстве и во времени - единство многих поколений одного народа. Ведь мы говорим на том же языке, что и наши предки. Посредством языка приобщаемся мы к их духовному опыту, обретаем их понимание смысла человеческого бытия. Разрушение языка, обеднение его разрушает и эту общность. Поэтому: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших»- наставляет апостол Павел (Ефес. 4:29). И святитель Тихон Задонский продолжает эту мысль: «Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу».

Язык родил слово. СЛОВО было к Моисею из горящего куста, и словом Искариота предается Господь на муки; СЛОВО восторженное Давида к Ковчегу Божьему: «Восстань, Господи», и слово отчаявшегося измученного ап. Петра: «Я никогда не знал ЕГО»; СЛОВО Спасителя к миру: «Прийдите ко мне все труждающиеся и обремененные», и сомнение в слове Фомы апостола: «Пока не вложу перстов моих в раны Его - не поверю».

Воистину - «слово Божие... острее всякого меча обоюдоострого, проникающего до разделения души и духа... и судящего помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).

В православной традиций владение внешним словом представляется чем-то второстепенным по отношению к созерцанию внутреннего слова, выполняющего, как можно предположить, на основании изъяснения Святыми Отцами Церкви не только информацию, но и некоторые другие, невмещаемые в падший человеческий ум, функции. Это более высокий порядок духовного совершенствования, поскольку владеющий внутренним словом, овладевает и присущими ему энергиями, среди которых есть такие, как способность повелевать стихиями, животным миром или стяжать благодатный дар утешения. Так, простое приветливое слово-обращение «Радость моя!» в устах святого, как это достоверно известно, способно было разрешить груз самых тяжких сомнений, забот и тревог, наполнить душу радостью и покоем.

Но главное то, что благодаря слову, мы можем полноценно приобщиться духовных сокровищ Священного Писания, где Господь сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». (Ин. 5: 39).

Профессор Чернышев В.М.

http://rusnardom.ru/viktor-chernyishev-v-nachale-byilo-slovo-o-russkom-yazyike/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21