Митрополит Даниил: К пустому колодцу за водой не ходят

0
393
Время на чтение 7 минут

Поводом для интервью с митрополитом для газеты «Архангельск - город воинской славы» стали сразу два события: 27 декабря ему исполняется 55 лет, к тому же ровно пять лет назад, 24 декабря 2010 года, решением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви владыка Даниил был назначен епископом Архангельским и Холмогорским.

- Владыка Даниил, две пятерки в юбилее, пятерка в Архангельске - хороший повод подвести итоги. Чем гордитесь, что удалось сделать за это время?

- Знаете, слово «гордиться» я не люблю, мне гораздо ближе слово «радость». Лучше поставим вопрос так: что меня радует? То, что Господь Бог милует меня каждый день, что я просыпаюсь и вижу этот мир, что есть воздух, вода и еда. Все, что нас окружает, - это дар Бога. Господь создал человека, чтобы он здесь жил по закону Божиему. А сегодня люди чаще живут по «понятиям». А жить по закону Божиему - быть милосердными, сострадательными, жалеть других. Как говорится в Ветхом Завете: «Уклонись от зла и сотвори благо». На днях произошел случай, который меня сильно потряс. 15-летний парень ушел из дома и под действием спайсов раздетым и босым бродил по улицам. Его нашли на территории нашего храма, вызвали скорую. Врачи сказали, что ампутация неизбежна - пальцы рук и ног обморожены. Без сомнения, те, кто продал ему спайсы, - это нелюди, но ведь парень несколько часов ходил по нашим улицам и никто не остановил его, не вызвал скорую или полицию. Вот это равнодушие поражает больше всего.

- Позвольте все же из сферы духовной перейти к вещам материальным. Вы говорите: благо творить. Но сфера духовная должна на что-то опираться - на материальную составляющую. Вы за девять лет на Сахалине возродили и построили очень много храмов, здесь у нас за пять лет сколько церквей понастроено, собор кафедральный возводится...

- А вот это как раз и есть продолжение нашего разговора, потому что, если не будет духовной основы, не будет и материальной. Ведь как в народе говорят: к пустому колодцу за водой не ходят. Когда я приехал сюда, очень переживал: строительство кафедрального собора остановилось, все разводят руками, мол, средств нет, возможностей. Святейший Патриарх Кирилл, посылая меня сюда, сказал, что строительство собора должно стать одним из важнейших моих деяний. Ведь собор - это не только стены храма, это место собора, собрания людей. И это должно быть такое здание, чтобы в нем могли собраться люди, не падая в обморок от духоты. У нас по большим праздникам люди семьями не могли прийти в храм, потому что боялись, что детей в тесноте затопчут. Должно быть обязательно такое здание - символ нашей культуры, нашей духовности.

- А сложно было сдвинуть все это с места?

- Очень сложно. Но начал с того, что стал знакомиться с людьми и просить помощи. Попросил помочь и тех, с кем общался на протяжении 17 лет служения в Троице-Сергиевой Лавре. Я же когда пришел на Сахалин, ситуация была аналогичная. Как выживать, если ни копейки денег? Хотелось сесть на самолет и улететь обратно. Но куда послали, там и нужно нести свой крест. Мы же служим христианству всю жизнь, мы воины, борющиеся с духами злобы поднебесной. Так и на Сахалине - постепенно стали вставать на ноги, развиваться, строиться. И сейчас эта епархия - одна из лучших. Этот опыт, полученный за девять с лишним лет пребывания на Сахалине, мне очень пригодился в Архангельске. Потому что люди везде одинаковы - наши, русские люди, мы по природе своей христиане. А вообще, любое дело надо начинать с молитвы. Пришел в Ильинский собор и схватился за голову - в каком он был состоянии! Крысы бегают, все разрушено, я такой жути в жизни не видел. Начал молиться о помощи - Илии Пророку, усопшим, что лежат на церковном кладбище (все родительские субботы всегда служу сам). Добрые люди пришли на помощь. И посмотрите - всем миром взявшись за дело, мы полностью отреставрировали Ильинский собор, кладбище начинаем приводить в порядок. Когда человек вкладывает в Бога, он сам богатеет. Храмы останутся на века, перед ними даже смерть не властна.

- Вам пришлось перестраивать здесь работу епархии?

- Считаю, что здесь мне повезло с людьми. Когда уезжал с Сахалина, священнослужители кинулись: «Владыка, мы с вами». Я им сказал: «Братья, не обижайтесь, но ни одного священнослужителя с собой не возьму. Я собирал вас сюда по крупице, каждый из вас бриллиант. А если из броши хоть один драгоценный камень выпадет, вся ее красота пропадет». На самом деле небывалый случай, ведь обычно епископ приезжает со своей командой, а я ни одного священника с собой не привез. Весь упор сделал на местных кадрах, стал их подтягивать, проводить совещания, ввел такой коллегиальный орган, как епархиальный совет. Я же не знаю ситуации здесь, так подсказывайте мне, помогайте. Это и называется соборность, когда мы соборным разумом, собравшись вместе, выносим решение. И тогда священнослужители почувствовали свою нужность и свою ответственность. Так все основные вопросы мы стали решать на епархиальном совете, и за эти пять лет я почувствовал наше единство. У нас активно стали работать отделы в епархии - по молодежному служению военный отдел, отдел образования, отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и другие. Я увидел здесь замечательных людей, с которыми мы стали единомышленниками. У нас есть единодушие. И тогда начинает собор строиться, купола меняются в храмах, за эти пять лет мы отреставрировали здание епархии. Но не хочу, чтобы наш разговор стал отчетом о проделанной работе - сколько храмов построено, сколько ремонтируется и так далее. Такие отчеты мы посылаем в Московскую Патриархию. Все это строит на самом деле Бог, я лишь Его помощник на этой земле. Еще по поводу перестроений - здесь была очень ненормальная ситуация, которая будет нам аукаться еще не одно десятилетие. Я говорю о Крещении. Мы не должны просто так крестить людей, обязательно должно быть предварительное оглашение.

- Многие у нас крестятся сами и крестят детей, считая это модным обрядом, не понимая смысла таинства.

- Я часто спрашиваю людей: вы зачем хотите крестить ребенка? «Чтоб ребеночек не болел», - отвечают. Так он как болел у вас, так и будет болеть. Сделать первый шаг и не пойти дальше - это еще хуже. Печально, но даже шутка есть, что архангелогородцы два раза в жизни бывают в храме - первый раз, когда их крестят, а второй раз только некоторые, когда их отпевают. Но так же нельзя! Человек должен созреть для этого таинства. И сейчас у нас желающие покреститься должны пройти как минимум два собеседования. И крестные в том числе. У многих, к сожалению, нет понимания ответственности крестных родителей. А как можно доверить ребенка, его душу тому человеку, который пребывает в нераскаянных грехах? Ты сначала сам исповедуйся, причастись, постарайся очиститься от грязи и тогда уже бери ответственность за ребенка.

- А такие условия отсеивают желающих покреститься?

- Безусловно. Случайные люди отходят в сторону. Но если ты серьезно относишься к таинству крещения, то потратишь время на обу-чение. Здесь как раз тот случай, когда нельзя гнаться за количеством. 90-е годы, когда все повально ринулись креститься, дали свои плоды. Как говорится, есть прихожане, а есть захожане или прохожане. Вот человек заходит в храм и даже не знает, как себя вести. А ведь он крещеный. Это неправильно.

- Вот, кстати, как сделать, чтобы люди не боялись заходить в храм? Многие ведь не знают, как там себя вести, куда идти. А еще кто-то столкнулся с грубостью церковных «старушек» - цыкнули на него однажды за неправильное поведение и навсегда отбили охоту переступить порог храма.

- Есть такая добродетель, которая называется решимость. У нас больше идет перекос в сторону обрядов, отношение к храму исключительно потребительское - пришел, свечку поставил и ждешь чуда, дескать, я сделал хорошее духам, теперь духи обязаны мне. То есть сердце наше не изменяется. А ведь все наши посты, молитвы, дела милосердия - это не цель, а средство изменить свое сердце, сделать его более мягким, сострадательным. Но сердце у каждого разное, каждому нужно разное время, чтобы измениться. И здесь нужна решимость, воля, которые нужно воспитывать в себе. Надо набраться решимости и переступить порог храма, и там вам обязательно помогут. А по поводу «злых старушек» - всегда привожу такой пример. Вот зашли вы в поликлинику, а вам медсестра злая в регистратуре попалась или на врача нарвались некомпетентного. Вы что, после этого с медициной завяжете? Нет, вы найдете другую поликлинику или другого врача. Вот так и здесь.

- Владыка, вы публичная персона, духовное лицо города и области. Но о вашей личной жизни мало что известно? Чем увлекаетесь помимо службы?

- На самом деле моя личная жизнь тесно переплетена со служением. Семьи у епископов нет, таковы каноны. Мы живем по церковным канонам, как, например, армия живет по воинскому уставу. В этом наша сила. Мой эликсир молодости и силы, источник энергии - Причастие Христовых Тайн и служение Богу, ежедневные службы утром и вечером. На все остальное не хватает времени, даже на то, чтобы посидеть с друзьями. Есть у меня грех, за который стыдят доктора, - не слежу за своим здоровьем так, как предписывают врачи, на это тоже не хватает времени. Как и на спорт, впрочем, хотя я люблю движение. Очень много хожу по территории, даже дела часто решаю на ходу, а не сидя в кабинете.

- Напоследок такой бытовой вопрос. Ваш день рождения всегда выпадает на Рождественский пост. И ведь Новый год тоже проходит во время поста. Как сочетать праздники и пост, научите.

- Не надо утрировать - Церковь никогда не запрещает сами атрибуты новогоднего торжества - встретить Новый год, пригласить гостей, посмотреть на фейерверк, детям сходить на елку. Выпил ты на Новый год бокал шампанского - в чем здесь грех? Главное - знать меру во всем: в еде, в светских развлечениях. Важно помнить, что пост - наше оружие в борьбе со злыми духами. И представьте: идут боевые действия, а мы говорим командиру: давайте погуляем немножко, ведь Новый год же. То есть мы не должны послабляться сильно. В кулинарном плане в этот пост разрешено вкушать рыбу. Можно и очень достойный постный стол приготовить, да так, что люди несведущие не отличат его от мясного. Ко мне порой приходят друзья - даже не во время поста, а в обычные дни, но в среду или пятницу. Я не предупреждаю, что еда на столе постная. А в конце, когда пьем чай, спрашиваю: не заметили ли чего-то необычного? У нас же стол был без мяса, яиц, молока. Они удивляются - оказывается, еще и вкуснее. Праздник ведь не в чревоугодии. Праздник - это радость: на утренник сходил, друзей навестил, Дед Мороз к детям пришел. Во всем должна быть умеренность, мера радости и веселью.

http://arhcity.ru/?page=0/35736
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских)
Открытая или скрытая сегрегация людей недопустима
По словам митрополита Курганского Даниила, само по себе наличие QR-кода и требование его предъявить не связаны напрямую с безопасностью людей, с профилактикой заболевания
07.12.2021
Проповедь в селе Мендерское накануне
Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня
26.09.2020
Все статьи Митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских)
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28