Эту выставку, посвященную знаменитому русскому историографу и литератору, организаторы назвали пушкинскими словами - «Подвиг честного человека». Именно так охарактеризовал поэт главный труд Карамзина - «Историю государства Российского». Совместный выставочный проект Всероссийского музея А.С. Пушкина и Государственного музея-усадьбы «Остафьево» подытоживает Год литературы и знаменует начало юбилейного года Н.М. Карамзина.
Место проведения выставки выбрано не случайно: в 1790 году Николай
Михайлович Карамзин, вернувшись на родину из длительного путешествия по
Европе, посетил Петербург, и первый адрес, по которому он отправился,
был дом Г.Р. Державина на Фонтанке.
Выставка размещена в трех залах. Первый рассказывает о возвращении
«русского путешественника» из-за границы; второй посвящен созданию
«Истории государства Российского»; третий воссоздает атмосферу
литературного салона Карамзиных.
Вниманию посетителей предлагаются уникальные книжные издания на русском
и французском языках; несколько номеров журнала «Вестник Европы»,
которые выпускал Карамзин, разные издания «Истории государства
Российского».
Из усадьбы «Остафьево» прибыли уникальные гравюры XVII века с изображением русских царей, часть уникальной коллекции медалей XVIII века, отражающих события русской истории, а также медали XIX века и работы современных медальеров.
Особое место в экспозиции занимают гравюры - «Царь Михаил Федорович»
(1656 г.) и «Царь Федор Иоаннович» (до 1612 г.) Доменика Кустоса,
портретная историческая коллекция медалей с изображениями великих
князей, царей, императриц и императоров, о которых речь идет на
страницах «Истории государства Российского», знаменитый портрет
Карамзина кисти В.А. Тропинина, портреты его дочерей - Софьи и
Екатерины.
На выставке представлен подлинник записки Карамзина русскому
публицисту, государственному деятелю, мемуаристу, действительному
тайному советнику Ивану Лопухину. Содержание документа, впрочем, вполне
прозаическое. Карамзин заходил к нему за деньгами, дома не застал,
оставил записку...
Ценнейшая реликвия экспозиции - мемориальный письменный стол, за
которым Николай Михайлович Карамзин писал свою «Историю». Большую часть
главного труда своей жизни историограф создавал именно в Остафьеве.
Здесь же Николай Михайлович Карамзин работал над известной запиской «О
древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» (1811
г.). На выставленной акварели И.-Е. Вивьена де Шатобрена (1817 г.),
изображен тот старый усадебный дом, видно окно на втором этаже - окно
комнаты, под которым в 1911 году, к 100-летию написания исторической
записки, граф Сергей Дмитриевич Шереметев установит памятник Карамзину,
сохранившийся до наших дней, о чем свидетельствуют представленные
фотографии.
...Ирина Андреева, куратор выставки, на открытии обратила внимание на то, что пребывание Карамзина в Европе, после которого он написал «Письма русского путешественника», было путешествием за идеями. В пути Карамзин встречался и беседовал с Кристофом Виландом, с Кантом, с которым проговорил больше трех часов о месте человека в мироздании, с другими философами. Вот Гете не застал...
А директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов напомнил интересный эпизод. Последнее, что сделал император Александр I перед тем, как отправиться в Таганрог, - поговорил с Карамзиным. Царский поезд тронулся, но очень медленно, потому что впереди шли царь и историк и беседовали. Они шли так три версты, о чем они говорили - никто никогда уже не узнает.
«Значимость Карамзина, его актуальность, необходимость и в современной жизни России - неоспорима», подчеркнул Сергей Некрасов. А потому грядущий год решено объявить Годом Карамзина, который будет отмечаться по всей стране.
По материалам СМИ
Подготовила Мария Максимова