Среди редких ее экспонатов - древняя византийская икона святителя Николая, выполненная в особой форме мозаичного искусства -- микромозаики ( См.:3,4).
Время изготовления этой иконы в одном из церковно-художественных центров Константинополя точно не установлено: одни источники называют 1180 год, по другим данным, образ происходит из Х-го столетия (5, с.17). Размеры древней иконы невелики: мозаичное изображение - 22 х 16,5 см; серебряный с позолотой оклад - 33 х 26,5 см. Лик святого первоначально был выложен из крошечных кусочков стекла (тессеров из смальты), скрепленных на твердом основании с помощью специального цемента. Когда-то отполированная мастерами мозаичная поверхность этой иконы не имела видимых интервалов между тессерами. Ныне находящаяся в музейной витрине икона выглядит как утонченное произведение византийского религиозного искусства. При ближайшем рассмотрении можно заметить, что во многих местах иконного изображения отсутствуют мозаичные камешки. Вместо них неизвестные мастера-реставраторы нанесли природные красители. Известно, что икону реставрировали дважды: в 1706 и 1854 годах.
В центре иконы находится изображение святителя Николая, написанное в православном стиле. Немецкий теолог и писатель Цезарий Гейстербахский ( ок. 1180 - ок. 1240) в 1180 г., рассказывая об этой иконе, называл ее «чудотворной». По мнению немецких специалистов, икона свидетельствует о тесной связь аббатства Буртшайда с Византийской империей, к которой принадлежал в Х-ом веке регион Калабрия, из которого происходил первый аббат Грегор (между 930-940 - 999).
Серебряный оклад с четырьмя укрепленными на них медальонами изготовлен ок. 1220 г. в Ахене В левой нижней рамочной части имеется позолоченный медальон с поясным изображением аббата Грегора Буртшайдского, а в правой части, в таком же медальоне запечатлен лик св. Бенедикта (Бенедикта Нурсийского). Нижняя часть оклада представляет собою декоративную полосу с несколькими изображениями из жития святого.
По преданию, эта икона принадлежала Феофано - императрице Священной Римской империи (ок.960-991), супруге императора Оттона II Рыжего, родственнице Иоанна I Цимисхия, императора Византии. Немецкие историки считают, что Феофано принадлежит большая роль в истории Германии, особенно в ее культурном развитии. По некоторым данным, с 983 г. Феофано была регентшей при сыне, императоре Оттоне III (980-1002), распорядившемся в 997 г. основать бенедиктинское аббатство Буртшайд ( см.:1). Буртшайд был известен как кельтское и римское поселение и впервые он упоминается в документах только в 1018 г. В 1897 г. его стали называть частью города Ахен. С 1220 г. аббатство Буртшайд стало именоваться цистерцианским. Несколько столетий, вплоть до закрытия монастыря (1802) в период секуляризации, самым ценным сокровищем аббатства Буртшайд была так называемая «Буртшайдская икона» с изображением лика святителя Николая. В 2003 г. византийская икона помещена в Камеру сокровищ бывшей монастырской церкви.
Анатолий Холодюк
Литература.
1. Quix Ch. Geschichte der ehemaligen Reichsabtei Burtscheid, von ihrer Gründung im 7ten Jahrhunderte bis 1400. Verlag Jakob Anton Mayer, Aachen, 1834, Neuauflage 1977.
2. Wurzel T. Die Reichsabtei Burtscheid von der Gründung bis zur frühen Neuzeit.- Aachen 1984.
3. Grimme E.-G. Kirchenschätze der ehemaligen Abteikirche St. Johann und der Pfarrkirche St. Michael in Aachen-Burtscheid. Thouet Verlag, Aachen/ Leipzig/ Paris, 1996.
4. Lepie H. Abteischatz St. Johann Baptist in Aachen-Burtscheid. In: Clemens M. M. Bayer (Hrsg.): Schatzkunst in rheinischen Kirchen und Museen. Schnell + Steiner, Regensburg 2013, S. 165-172
5. Холодюк А. Христианские святыни Германии. От Ахена до Эберсберга. - Киев: Издательский дом «АДЕФ- Украина», 2014.-272 стр.