Пробуждение в радость

0
219
Время на чтение 5 минут

В издательстве Саратовской епархии вышла в свет очередная книга бесед игумена Нектария (Морозова) - «Труд пробуждения». На сей раз это беседы-проповеди, обращенные некогда к прихожанам Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Основу тематики здесь составляет содержание воскресных Евангелий и праздников церковного года. Как и другие книги отца Нектария, «Труд пробуждения» - сборник, ориентированный прежде всего на практику духовной жизни - на те преткновения, с которыми сталкивается верующий человек, решивший следовать за Христом не в мечтах, но делом. Эти живые слова, произнесенные некогда в храме, в первую очередь ориентируют читателя на труд - на неустанное возгревание своей души к жизни духовной. Такой повседневный труд и есть то, что помогает нам пробудиться к полноценной христианской жизни - пробудиться в радость.

Почему так трудно бывает верить?

Тексты этих проповедей были записаны еще в конце 90­х, на рубеже тысячелетий - уже практически в другую эпоху, когда немного иной была и церковная жизнь. Тогда в умах, сердцах многих приходящих в храм людей было очень явным чувство недавно обретенной свободы - всё, что касается Церкви, постигалось с большой жаждой познания, деятельно, горячо. Таким же - рожденным деятельностью, эмоциональным, горячим - представляется нам и один из главных вопросов, поставленных в этой книге: «Почему так трудно бывает верить?». В более поздних беседах отца Нектария - собранных в книге «Что мешает нам быть с Богом?» - основным лейтмотивом становится преодоление расслабленности, некая упорядоченность в жизни верующего человека, уже многое «теоретически» знающего и понимающего. Здесь речи об этом почти нет - священник обращается к адресату, еще не утолившему голод духовного слова, узнавшему из Евангелия, каковы истинный путь и истинная жизнь, и тут же столкнувшемуся с непредвиденными трудностями в своей искренней попытке по нему следовать.

То, как путь евангельский становится путем человеческим, внутренним, личным, и является для автора наиболее важным в рассмотрении новозаветных отрывков. Он обращается, как к ярчайшей иллюстрации, к одному из своих любимых библейских эпизодов - хождению по водам апостола Петра, полагая, что в нем «в немногих словах выражена сущность нашего земного пути». Для того чтобы обрести веру, а не только лишь осознать, в чем она заключается, нужно сделать шаг из лодки в бушующие волны. Свой собственный шаг. «Когда посреди бури искушений, среди ночи неизвестности делается нам по-человечески невыносимо тяжело и даже страшно, именно тогда Господь становится всего ближе. А мы, не познавая Его благости и милосердия, подобно ученикам(находившимся в лодке апостолам.- Ред.), пугаемся еще больше. Мы действительно видим какие-то призраки. Милость Его кажется нам жестокостью, сострадание - грозным судом, а путь, ведущий ко спасению, представляется верной гибелью». И «трудно» как раз то, что обратиться вспять на этом пути, единожды ступив на него, уже нельзя - нельзя и замедлить чуть-чуть, как бы отчаянно ни пугалось наше естество, как бы ни захлестывали волны лодку. Безопасности нет нигде, и нет в этом утлом суденышке места, где было бы благостно, тихо и не страшно. И вера - благостной и не требующей напряжения сил - не бывает. С непротивления этой мысли и начинается не просто чтение, а «проживание» этой книги - со всеми ее непростыми вопросами, обращенными лично к нам.

Ближний, ближний, ближний...

Автор этого сборника, как и любой священник, неоднократно сталкивался с тем, что заповеди евангельские называют «неисполнимыми» и «слишком сложными» для современного человека. И, как и многие пастыри, он свидетельствует из своего опыта о том, что «непонятным» в конкретных ситуациях всякий раз оказывается не евангельское слово - непонятным, запутанным, сложным даже для своего собственного понимания оказывается сам человек. Как выйти из этого тумана, замутняющего для сердца слова Христа? Для начала - объективно посмотреть на свою жизнь через призму отношения к ближнему.

Ближние, опять ближние... «От ближнего зависит наша жизнь и смерть» - где, в какой духовной книге мы чего-то подобного не видели? Уверена, что здесь, в этом сборнике, об этом стоит прочитать еще раз - пусть даже десятый, сотый, тысячный. И снова увидеть перед собой немилосердного богача и нищего Лазаря, увидеть Господа, исцеляющего страждущих в субботу - увидеть глазами молодого иеромонаха, совершенно измученного ритмом жизни, стремящегося к уединению и молитве, но понимающего при этом, что никому из приходящих в храм людей невозможно отказать - ни во внимании, ни во времени, ни в пропитании. Потому что в ближнем - Хрис­тос, как бы «банально» это ни звучало. Пожалуй, автору на собственных ошибках удалось найти здесь некое сочетание максимализма и трезвости: «...силы наши человеческие ограничены. И оттого порой мы действительно не можем оказать кому-то помощь по недостатку средств, по физической невозможности или потому, что эту помощь не принимают. Но одно мы можем всегда - молиться, просить Бога, чтобы Он Сам помог, Сам оказал нуждающимся Свою милость. Просить от сердца, как о своей собственной нужде, и не от случая к случаю, а всегда, когда есть в том насущная необходимость».

Пожалуй, немногие люди подходят именно с этим к священнику, но многие задумываются над таким вопросом: кто мы, собранные воедино в храме и у Чаши люди, христиане, для этого мира? Не всем и не сразу могут быть понятны до глубины слова Господа про свет мира и соль земли (Мф. 5, 13-14). Я делаю первые неуверенные шаги в своей духовной жизни, какая же я соль? Автор книги рассеивает эти недоумения простым и понятным словом: христианин - это человек, для которого нет чужой боли, вся она как своя. Быть таким - и значит быть и солью, и светом, и подлинно «своим» Хрис­ту, пострадавшему по милости Своей за весь человеческий род.

По-небесному мудрствовать и по-небесному жить

Есть у этой книги особенность, которую скорее можно отнести к художественным, чем к смысловым: написана она очень деликатно. Нередко священники обращаются к своим прихожанам иронично, «по-свойски», стараются не говорить «высокопарно» даже о действительно высоком, непостижимом для человеческого ума. Однако высокий, патетичный слог - отнюдь не означает абстрактный или высокомерный. Он может быть истинным достоинством книги, если заключает в себе глубокое и жизненно важное содержание. В нем ощущается бережность и уважение к слушающим - к величию души каждого человека, призванной Богом «по-небесному мудрствовать и по-небесному жить».

«"У христиан,- говорит преподобный Макарий Египетский,- свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои, инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное - христиане, иное - миролюбцы; между теми и другими расстояние велико". И расстояние это, и та "инаковость", о которой говорит преподобный, заключаются в образе наших мыслей и чувств. А область их проявления - отношение к тому, что окружает нас в этой жизни, отношение, выражающееся в наших конкретных, видимых поступках и делах.

Жизнь христиан в первые века существования Церкви от жизни язычников отличалась очень резко. Своей чистотой и целомудрием, любовью друг к другу и ко всем людям, всецелой преданностью Богу и устремленностью в вечность христиане служили для языческого мира живой проповедью, обращавшей ко Христу все новые и новые души. Каждый верный в этом мире был как бы апостолом, призванным свидетельствовать о единой, вечной и Божественной истине одним лишь своим бытием.

Призываемся к этому и мы, братия и сестры. Дар нашей веры должен светить в окружающем мраке, разгонять этот мрак, открывая в нем путь ко спасению, путь исполнения евангельских заповедей, идти которым должен каждый из нас».

Это и есть тот духовный плод, который ожидает от нас Господь, - ожидает от Своей Церкви.

Газета «Православная вера» № 23 (547)

Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/probuzhdenie-v-radost

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35