itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Опыт отказа

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост

0
507
Время на чтение 5 минут
Для тех, кто задумывается, поститься или нет; кто хочет, но не может сделать первый шаг; кто сомневается в своих силах, - предлагаем размышления настоятеля Петропавловского храма г. Саратова игумена Нектария (Морозова) о том, как решиться на пост.

Почему трудно?

Отказался в малом - сможешь отказаться и в большемНа самом деле, человеку всегда бывает трудно решиться на что-либо, что причинит ему дискомфорт, особенно если речь идет о чем-то, для его жизни качественно новом. Мы сегодня - существа очень слабые, подверженные воздействию массы каких-то негативных факторов и постоянно склонные искать каких-то утешений, среди которых и вкусная еда. Поэтому человеку, не имеющему достаточного духовного опыта, только-только приступающему к церковной жизни, очень сложно на этот шаг решиться. Можно предложить такое сравнение: вот ты собрался искупаться в реке и поначалу испытываешь нерешимость, вода кажется, как говорится, холодной и мокрой. А потом, когда уже вошел, скоро привыкаешь и даже не хочешь порой выходить. Точно так же абсолютно и в любом деле, и в отношении поста - один раз человеку надо в эту воду войти, и потом ему будет гораздо проще.

Наверное, для того, кто впервые собирается приступить к посту, можно было бы предложить некий «опросник», чтобы разумно подходить к этому, лишь кажущемуся простым, деланию.

Почему я хочу поститься?

Отвечая на этот вопрос, нужно сказать о нескольких моментах. Во-первых, необходимо знать, что пост - это опыт отказа от того, что тебе доставляет наслаждение. Этот опыт является некой базой для всех остальных аскетических деланий человека, в сущности - для борьбы со страстями, потому что победа над страстью каждый раз требует отказа от того, что тебе хочется, будь то какие-то удовольствия, будь то гнев, ведь в гневе кричать - это тоже своего рода наслаждение. Ты отказался в малом - сможешь отказаться в большем, не отказался в малом - в большем, скорее всего, тоже не сможешь.

Во-вторых, пост - дело не только частное, это традиция и правило всей Церкви целиком, поэтому, когда человек начинает поститься, он внутренне соединяется со всей Церковью. Казалось бы, для чего это нужно, ведь христиане и так исповедуют единую веру, объединяются в храме для молитвы? Да, но подвиг, даже такой малый, объединяет гораздо сильнее, потому что, когда ты приносишь какую-то жертву, то всё всерьез, по-настоящему. В остальных случаях ты скорее чем-то пользуешься, а здесь - отдаешь.

Кроме того, многие люди вспоминают, что они христиане, именно тогда, когда оказываются за столом с постной пищей. И тогда приходит такая совсем вроде детская мысль: «а ведь я не только в этом должен быть христианином, но и во всем остальном», но она порой подталкивает человека пересмотреть многое в себе.

Почему я должен поститься? Или не должен?

Слово «должен», с одной стороны, имеет право на существование, с другой стороны, когда человеку говорят: «ты должен, ты обязан», у него рождается какое-то внутреннее противление. Но дело в том, что в Церкви, в христианстве как таковом, ничего невозможно понять и принять без смирения. Самая страшная болезнь современного человека - это гордость, гордыня. И когда он из послушания Церкви принимает на себя иго поста - это то, что его хотя бы в малой-малой степени подводит к смирению, к доброй открытой простоте ребенка, который выполняет, что ему говорят родители. И так для человека открываются очень многие таинства духовной жизни.

А что меня ждет на этом пути?

Пост приводит к смирению, и так открываются многие таинства духовной жизниБезусловно, человека ждет некий бунт его плоти, которая, лишившись того, к чему она привыкла, начнет доказывать, что она без этого никак не может обойтись и что это всё очень страшно и тяжело, что не надо так над собой издеваться. Этот момент надо выдержать, не сразу идти на поводу, и спустя какое-то время станет понятно, действительно ли это требование естества или собственной испорченности, которое можно проигнорировать. Если требование естества и человек имеет какое-то заболевание, при котором необходимо вкушение определенных видов пищи, то придется вкушать, потому что эта болезнь уже смиряет естество и чрезмерно над ним измываться не разумно. В то же время любой, даже самый тяжелобольной человек, желая поститься, сможет найти для себя определенную меру поста по силам, отказавшись, например, от каких-то особо любимых блюд без ущерба для здоровья. Ведь важнее всего, как я уже сказал, опыт отказа.

Кроме этого, человека обязательно ожидают какие-то искушения, потому что пост - это время брани, когда враг нашего спасения, диавол, будет стремиться нас, рвущихся таким образом к Небу, обязательно, наоборот, приземлить. Он будет нам мешать в самых разных добрых вещах, а Господь будет это попускать, так как для нас это, в свою очередь, упражнение, которое способствует нашему усовершенствованию в добродетели. Поэтому не надо бояться, а надо для себя из этого упражнения извлекать пользу. То есть пост, прежде всего, должен быть временем, которое человек проводит внимательно и смотрит: что происходит с ним, какие страсти восстают, побеждает ли он их или побеждается ими, почему - и делать выводы.

Чем себе можно помочь? Основные наши помощники - внимание, навык испытывать себя, готовность к искушениям, чтобы они не застали врасплох, и, конечно, усиленная молитва и участие в церковной жизни.

Я далек от мысли, что если человек не ходит еще в храм, то ему поститься не надо, что это совсем бесполезно. Нет, ведь иногда люди, начав поститься, постепенно входят и в церковную жизнь. Это происходит тогда, когда человек постится все-таки ради Бога - не ради диеты или традиции. Как говорит святитель Феофан Затворник, Богу нужен как бы некий повод, чтобы нас помиловать. И пост может стать таким поводом.

А как же Новый год?

Если говорить о чисто гастрономической составляющей, то при современном изобилии товаров, наверное, можно приготовить вполне вкусную, питательную и даже изысканную трапезу, и при этом постную. Если соблюдение поста кем-то из членов семьи вызывает в ней конфликты, то лучше постепенно приучать близких к тому, что ты от чего-то отказываешься.

А что я приобрету в конце этого пути?

Когда человек что-то делает ради Бога, ради своей души, он все-таки не должен думать, что приобретет. Сам труд - это уже приобретение. Не только потому, что отданное возвратится, и тот, кто сеет здесь, в веке будущем пожнет сторицею. Просто возможность отдавать Богу что-либо - это самое огромное счастье, какое только может быть. И не надо далеко ходить за примерами: если один человек другого любит, он что-то для него делает не для того, чтобы в ответ что-то получить, а просто потому, что это для него счастье. И этому можно и нужно учиться.

«Саратовская областная газета» № 216

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/opyt-otkaza
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Нектарий (Морозов)
Все статьи Игумен Нектарий (Морозов)
Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21