Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Про бэби-йогу, «счастливые роды» и молитву «на рождение дитяти»

Николай  ЖаркинИрина  Ахундова, Святость материнства

24.11.2015

 



26-27 ноября 2015 года в Казани состоится Четвертый форум Всероссийской программы «Святость материнства», организованный Центром национальной славы и Фондом Андрея Первозванного при поддержке Фонда целевого капитала «Истоки» и Правительства Республики Татарстан. На форум «Многовековые традиции семьи - фундамент будущего России» приглашен для участия и Николай Александрович Жаркин - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Волгоградского государственного медицинского университета, главный врач ГУЗ «Клинический родильный дом №2» г. Волгограда, президент Волгоградской областной общественной организации «Ассоциация врачей акушеров-гинекологов». В начале июня 2015 года Николай Жаркин выступал в Белгороде в ОГБУЗ «Областная клиническая больница Святителя Иоасафа» на научно-практическом семинаре «Системные факторы репродуктивного здоровья», рассказав о своем опыте проведения «счастливых родов». (http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/o_schastlivih_rodah__spasyonishe_i_svyatitele_luke_krimskom__kotoromu_molyatsya_o_pomoshi_v_detorozhdenii/).

 

- Николай Александрович, можно ли говорить, что у вас есть своя школа, что вы родоначальник метода «счастливых родов» в России?

- Нет, я не берусь так высоко брать. Много было энтузиастов, людей ищущих и нашедших очень интересные подходы, идеи. Но должен сказать, что у нас эта программа сложилась и устойчиво реализуется благодаря нашему фундаменту. Это родительская православная культура, православные семейные традиции, основополагающие моменты христианского учения. Именно это дает нам пищу, дает нам перспективу. Другие попытки энтузиастов решать эти проблемы были, к сожалению, недолговечны. В основном они были основаны на использовании методик или технологий, в которых не было основного понятия жертвенной любви матери к ребенку, и это больше походило на кружки, на клубы. Кстати сказать, были попытки и нас опустить до уровня клуба по интересам. После родов женщинам не хотелось слишком много времени уделять ребенку, надо же как-то развеяться, посудачить в окружении, которое тебя понимает. Мы все эти попытки пресекали, потому что эта клубная работа наоборот отвлекает женщину от семьи, обкрадывает и ребенка, и мать, ее материнское чувство. Родив ребенка, женщина не должна отвлекаться от процесса воспитания, становления малыша. Это процесс непрерывный, постоянный и длительный.

- Как вы делились результатами своей работы?

- Мы стали о них говорить на научных конференциях, общественных собраниях, на выездах, куда нас приглашали. Мы с удовольствием ездили воспринимать опыт других энтузиастов. Круг общения стал шире. Мы знаем множество людей, которые посвятили свою деятельность перинатальной психологии. К сожалению, отсутствие духовной составляющей и нравственного фундамента нередко приводят к опусканию до уровня бизнеса, а это всегда чревато. Ни врач, ни тем более акушерка или повитуха не имеют права заниматься бизнесом. Настоящая медицина - это служение. В этом заключается русская медицинская врачебная традиция. Врач служит народу. И самыми яркими примерами были доктор Гааз, профессор Николай Иванович Пирогов, Павел Захарович Кондоиди, которые ради народа, ради оздоровления нации жертвовали собой ничуть не меньше, чем мать жертвует ради своего ребенка.

- Можно в этом ряду назвать и Святителя Луку (Войно-Ясенецкого)?

- Конечно. Святитель Лука, пожалуй, единственный, кто сумел воплотить в себе духовного наставника и великого врача. Это уникум в нашей истории духовности и медицины. О Святителе Луке я узнал очень много интересного. Оказывается, после его преставления и канонизации к нему обращались за помощью и в деторождении. В Греции именем Святителя Луки названо много вымоленных детей, там очень много Лукасов. Об этом в Москве говорила его внучка, которая участвовала в конференции, посвященной его юбилею. Она проходила в конце 1990-х годов в бывшем здании Совета экономической взаимопомощи.

- Многие женщины старше 40 лет не могут забеременеть, хотя все обследования хорошие. Что им делать?

- Есть повод для того, чтобы съездить в Симферополь к мощам Святителя Луки, а акафист ему можно читать и дома.

- Антон и Виктория Макарские вымолили себе дочку и сына, молясь Святителю Луке. А можно еще вопрос: почему у животных нет токсикоза, а у людей есть?

- Потому что люди внушаемы, подвержены психологическому воздействию, часто не знают, как защищаться. Женщины очень чувствительны к повреждающим факторам со стороны. Вы же для ребенка - дом. Вы - внешний мир. Если вы все время живете под грозой, под тучами, каково будет состояние живущего в вас ребенка? Поэтому залогом нормального развития беременности является устранение совершенно необоснованных страхов.

- Не все понимают, что такое перинатальная психология.

- Даже психологи, которые работают в женской консультации, имеют достаточно смутное представление об этом направлении психологической науки. Оно зародилось в России в 1990-х годах, а потом быстренько исчезло. И превратилось в отдельные осколочки таких частных организаций, которые проводят подготовку беременной к родам за деньги. В основном это скатывается в фитнес или в йогу. И то, и другое чрезвычайно неблагоприятно для развития беременности и в биологическом плане, и особенно в духовном, потому что идет очень сильное обкрадывание женщины и ребенка. Принципы этих техник направлены, в первую очередь, на физическое совершенствование, а не на духовное.

- Многие сейчас увлекаются йогой. Что вы думаете об этом?

- Йога - это не религия, а практика, не имеющая духовной направленности. Известна техника «baby-йога», которая предусматривает такие асаны, когда новорожденный ребенок с помощью рук родителей или инструктора изгибается дугой через спину, дотрагиваясь пятками до затылка. Это, конечно, делается не быстро, не сразу, очень медленно. Но когда я смотрел этот фильм, я физически ощутил в момент касания пятки и затылка, как будто бы там прошла искра или молния. И после этого упражнение сразу прекращается, якобы достигнув цели. Меня это тогда очень сильно удивило, с одной стороны, а с другой стороны, я понял, насколько это неблагоприятно для новорожденного ребенка. И самое главное, никто не мог мне объяснить, зачем это надо делать, с какой целью. Якобы для общего физического развития. Да, ребенок очень гибок, он податлив, из него можно вылепить что угодно. Но кто тот создатель, который из него будет что-то делать? В общем больше вопросов, чем ответов, и они очень сложные. И сейчас, к сожалению, немало таких групп, которые предлагают за хорошую плату проводить занятия с беременными, потому что в женских консультациях не так интересно, как в фитнес-зале, где под музыку инструкторы уделяют вам много внимания. Даже есть какие-то специальные тренажеры для того, чтобы физически натренировать. Но как акушер-гинеколог могу сказать, что хорошая физическая подготовка вовсе не является залогом хороших родов.

- Как вы относитесь к чудесам?

- Я в них не только верю, я их вижу постоянно. Я видел, как во время родов меняется состояние женщины, которая молится. У нас в каждом родильном зале в уголочке находятся небольшие иконы. Бывает, что роды трудные, не все получается. И женщина, вспомнив о том, что есть помощь свыше, зажигает свечу, молится, и роды исправляются - безо всяких лекарств.

- У вас были интересные случаи?

- Однажды у нас рожала женщина с опухолью мозга, котораяс трудом передвигалась. Она была настроена на естественные роды и приехала к нам в надежде на то, что это может случиться. Она очень хотела родить сама, понимая, что ребенку это важно. Но время шло, а роды не наступали. И наши доктора поставилией ультиматум: «Если до завтра не родишь, будем оперировать». Она молилась, конечно. Ночью просыпается от каких-то непонятных болей в животе. И когда дежурный врач ее посмотрел, оказалось, что у нее окончание родов. Она два раза потужилась и родила ребенка. Вот так по молитвам женщина во сне рожала и даже не испытала никаких болей. И она, и ее муж попросили меня быть крестным этого ребенка. Очень примечательный случай. Когда малыш подрос, и ему было меньше года, она поехала в Москву, и была прооперирована, опухоль была удалена. И ей стало гораздо лучше. Одним словом, такие вот чудеса.

- А вы из верующей семьи?

- Я из семьи старообрядцев. Мои бабушка и дедушка были очень верующими людьми. Они относились к беспоповцам. Но это не значит, что они имели какую-то особую веру, вера была православная, очень строгая. Это было советское время, никаких церквей не было, никуда они не ходили. Помню, как они дома вместе молились по выходным. Сейчас я могу только позавидовать их крепости духа и строгости, как они себя держали. Я могу сравнить этот образ жизни с тем, как сейчас живут в монастырях. Тогда старообрядцы так жили в семьях: строжайшие посты, строгая иерархия, послушание старшему, подчиненность. Этому надо поучиться. Кроме того, я запомнил бабушкин говор. Бабушка была малограмотная, читала только Псалтирь и Евангелие на церковно-славянском языке. Других языков она не знала. Книжек других не читала. А дедушка был образованным человеком, имел высшее образование. Он до 80 лет работал врачом. У меня в памяти это осталось.

- А у вас сколько детей?

- У меня двое сыновей.

- Как вы относитесь к запрету абортов и их выводу из системы ОМС, о чем Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил в Госдуме?

- Я стараюсь не вмешиваться в политику. Это вопрос не столько социальный, сколько политический. Хотя меня всегда удивляло, как это государство, которое ратует за демографические изменения, оплачивает выполнение аборта женщине по ее желанию. Возможно, что вывод оплаты за производство абортов из системы ОМС имеет свои рациональные стороны. Но у нас население не очень богатое, мягко говоря. А цены сразу взлетят очень высоко. И женщины, которые не в состоянии заплатить, пойдут на криминальные аборты. Мне как гинекологу это очень хорошо знакомо.

- Вы сталкивались с этим?

- В начале своей профессиональной деятельности я с этим сталкивался очень часто, были даже потери. Поэтому я это очень хорошо знаю. И сейчас, как это ни странно, несмотря на доступность все равно это присутствует. В этом году два случая было только в нашем учреждении. Но, слава Богу, они закончились благополучно для матери. Но детей-то нет.

- А почему идут на криминальный аборт?

- Не могу сказать. У каждого свои причины, свои аргументы. Чаще всего это, конечно, глубочайшая бездна в душе. Человек без души. Что касается запрета абортов, то это нереально. Я считаю, что здесь самый главный аргумент -аборт не должен быть востребован в обществе.

- Что может привести к уменьшению числа абортов?

- Наша задача - объяснить самым обычным женщинам, чаще всего неверующим, невоцерковленным, что такое материнство, любовь, духовность, как она связывает мать с ребенком и ребенка с матерью, и что нужно делать для того, чтобы все это реализовать в счастливые роды, чтобы не позволить женщинам делать необдуманные шаги. Вот вам и профилактика абортов. В Новосибирске однажды я делился опытом нашей работы на научной региональной сибирской конференции. Мой доклад был одним из самых последних, большая часть участников конференции разошлась. Я говорил о том, что женщины, которые счастливо родили, почему-то не делают аборты, беременеют и рожают, и у них многодетные семьи. В зале сидел экстравагантный бородатый мужчина. Когда я сказал эти слова, он вскочил, забегал, а после заседания подошел ко мне и говорит: «Вы знаете, я местный психолог, общественный деятель в борьбе против абортов. Я за запрет абортов. Я всю конференцию скучал, но точно знал, что что-нибудь должно произойти необычное, и вот дождался». Результатом этой встречи было приглашение провести семинар в Новосибирске. Мы с моей коллегой Татьяной Геннадьевной Семиховой в течение двух дней проводили семинар в зале заседаний президиума Сибирского отделения Академии наук. Мы говорили о духовности, религии, о Православии, о христианстве и их влиянии на демографические процессы. Забавно было смотреть на портреты наших великих ученых, которые висели на стенах. С одной стороны это были портреты таких созидателей, как Циолковский, Королев, а с другой стороны портреты академиков, которые изобретали оружие. Они почему-то оказались на противоположных стенах. Может быть, специально подобрали? Разговор был содержательный. Казалось бы, центр науки, а говорили о духовности. Для нас это было удивительно.

-У вас никогда не было выгорания, усталости, разочарования в вашей профессии?

- Вопрос очень актуальный. Ответ на него я бы адресовал врачам. Понятие «выгорание» есть во многих профессиях: и в психологии, и в медицине, и акушерки много работают. Когда мы начали заниматься этой программой, нашим духовником был дан совет: «Когда женщина рожает, а вы принимаете в этом участие, надо обязательно за нее молиться». Невоцерковленные женщины не знают, что такое благодарственная молитва. Но они все равно заслуживают, чтобы о них помолились. Я до сих пор неукоснительно соблюдаю этот совет, и у меня всегда после этой молитвы возникает ощущение удовлетворения и счастья. Поэтому ни о каком выгорании речи быть не может. Это и есть защита от выгорания меня самого. Эти молитвы есть во многих молитвословах. Но конкретно эта молитва называется «на рождение дитяти».

- А какие молитвы нужно читать, чтобы наступила беременность?

- «Пресвятая Богородица, спаси мя».

- Эту молитву мы каждый день читаем.

- Каждый день? Я думал, каждую минуту. Как Иисусову молитву монахи читают непрестанно, так и эту молитву можно читать непрестанно, постоянно держать ее в сердце.

- Работаете ли вы с молодежью?

- Я работаю со студентами. Это наша смена. С нами работают молодые люди, интерны и ординаторы. В свою лекционную программу я включил элементы перинатальной психологии: две внепрограммные лекции - «естественные методы деторождения» и «медико-социальные проблемы кесарева сечения». Аудитория огромная - 300 человек. Для интересующихся мы проводим 16-часовой электив «Перинатальная психология и акушерство». Этот электив очень посещаем. Мы на нем показываем и слайдовые презентации, и видео-демонстрации, и удивительные записи родов, которые всегда вызывают очень большой интерес у студентов. Пытаемся научить молодежь думать о нравственности в отношениях между полами, тем более что будущие врачи собираются лечить людей, то есть управлять ими. И очень важно дать им понять, что такое управлять людьми, к чему это может привести, если это будет в их интересах, а не в интересах пациентов. Иногда мне приходится консультировать и лечить подростков и женщин молодого возраста, которые имеют заболевания репродуктивной системы. И здесь, безусловно, я применяю свои знания по психологии, стараюсь выяснить не только биологические или так называемые этиологические причины болезни, но и условия, которые могли способствовать возникновению этих болезней. На кафедральном студенческом кружке мы иногда проводим диспуты об абортах, контрацепции, гражданских браках и т.д.

- Сейчас даже верующие люди снисходительно относятся к гражданским бракам. Мол, таково веяние времени, с этим сделать ничего нельзя. Как вы относитесь к этому явлению?

- Я отношусь к этому явлению негативно, с настороженностью и говорю пациентке, что этот союз крайне неустойчивый, крайне непрочный, это нарушение семейных традиций, устоев, это риск заболеть и остаться в одиночестве, даже если она родит ребенка от этого человека. Гражданский брак нацелен на личное удовлетворение каждого из сожителей и не является законным. Более глубоко я по этому поводу не рассуждал. Для мужчины это, может быть, не столь фатально, а для женщины это всегда чревато серьезными последствиями. Я стараюсь, если есть возможность, своими убеждениями, аргументами соединить людей в законном браке. Иногда это удается. Видимо, в силу потери традиционных связей между младшим и старшим поколением люди просто не понимают этого. Сейчас в молодежной среде имеется разрыв связи между поколениями, который привел к потере традиций. Люди, зная о европейских правах человека, считают, что раз я хочу, значит, мне можно, и это правильно. Глубочайшее заблуждение.

- Вы родом из Волгограда, города с воинскими традициями. Вы участвовали в шествии Бессмертного полка, когда люди несли портреты своих погибших на войне предков?

- Участвовал.

- А представьте себе так называемый «смертный полк», в котором все, кто делал аборт, прошли с нарисованными «портретами» своих нерожденных детей. Думаю, что столь массовое шествие произвело бы колоссальное впечатление на весь мир. Это, конечно, фантастическая идея. Но по эмоциональному воздействию это было бы шоком.

- Я думаю, что идея эта никогда не будет реализована. Она нереальная, потому что бессмертный полк - это герои. А кто же будет выставлять себя напоказ в качестве убийцы? Понимаете, это проблема извечная с тех пор, как был совершен первый грех. Проблема абортов была еще за 300-400 лет до нашей эры, иначе бы не родилась клятва Гиппократа. И поэтому меня в большей степени удивляет отношение к абортам в некоторых странах Юго-Восточной Азии. У нас учится немало студентов из Малайзии. Когда наши преподаватели читают лекции об абортах и контрацепции, они встают и уходят. Это не значит, что у них этого нет, но они люди верующие и понимают, что это запрет, что за аборты будет своего рода возмездие. Поэтому я убежден в том, что аборт будет существовать до тех пор, пока в народе не появится невостребованность этого зла. Появится невостребованность, и сразу все прекратится само собой. Во всяком случае, в таком массовом масштабе, как это было последние 70-80 лет, этого не будет.

- Аборт - плохо, контрацепция - плохо, а если не хотят люди по десять детей иметь?

- Не хотят, пожалуйста, применяйте современные методы, какие считаете нужным, которые удовлетворяют вашему душевному состоянию. Как-то видел по телевидению репортаж об одном батюшке, по-моему, из Воронежской области. Он еще летал на параплане. Он говорит: «Да при чем тут контрацепция? В году 250 дней поста». Я еще раз повторю: проблема решится, когда в обществе не будет потребности делать аборты. Но это дело не одного поколения.

Беседовала Ирина Ахундова
Фото автора и Олега Карпушина

http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/pro_bebi-jogu__schastlivie_rodi_i_molitvu_na_rozhdenie_dityati/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме