itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Мы решили сказать вслух о школе то, о чем обычно говорят на кухне»

Актриса Ирина Купченко - о конфликте поколений и о том, чем фильм «Училка» поможет запутавшимся в жизни учителям и ученикам

0
724
Время на чтение 5 минут
«Мы решили сказать вслух о школе то, о чем обычно говорят на кухне»

Кадр из фильма "Училка". фото: kinopoisk.ru

В Москве прошла премьера социальной драмы режиссера Алексея Петрухина «Училка» - фильма о конфликте поколений, в котором решающим аргументом в споре между учительницей и учениками становится пистолет. Исполнительница главной роли Ирина Купченко рассказала «Известиям» о том, как решилась выйти из привычного актерского амплуа и о составляющих конфликта поколений.

- Вас привыкли видеть в образах героинь аристократичных, женственных. Здесь же - совсем другой персонаж - пожилая, замученная жизнью учительница. Не было сомнений, когда соглашались на роль?

- Я актриса, и мне понравилась роль: тема, развитие, характер. Действительно, большинство ролей, которые я играла до этого - лирические героини в психологических фильмах. «Училка» - это социальная драма, где герои открыто и четко транслируют свои мысли. Меня заинтересовала тема - она сегодня актуальна и очень значима. 90% людей так или иначе связаны со школой - у одних учатся дети, внуки, другие работают в этой системе.

- А вам близок тот взгляд на школу и на взаимоотношения между учителями и учениками, которые отражены в картине?

- Я играю не взгляд, а ситуацию. А правдивость этой ситуации очевидна - почитайте СМИ, посмотрите телевидение: учителей унижают, иногда бьют, в школах стреляют. Про мою героиню нельзя сказать, что она - хорошая учительница. В начале картины это человек потерянный в силу сложившихся у нее самой личных обстоятельств. Ей не хочется идти в школу, не хочется видеть ребят, она делает все через силу. И только потом, в результате неожиданно сложившейся шоковой ситуации, в ней что-то начинает меняться. Разумеется, есть благополучные школы, замечательные педагоги и дружные классы. Но «Училка» - фильм не про них. Это фильм про тех и для тех учителей и ребят, которые потерялись, запутались в жизни. Нам захотелось им помочь. После просмотра одна из учительниц встала и сказала на весь зал: «Мы вам благодарны за то, что теперь чувствуем поддержку».

Кадр из фильма "Училка".

Кадр из фильма "Училка"

- То есть самые заинтересованные зрители - это учителя?

- И учителя, и родители - люди, которые оказались в замешательстве перед изменившимися обстоятельствами. У учителя сейчас нет ни власти, ни авторитета: учитель не может заставить ребенка делать то, что считает нужным. Учителей лишили воспитательной функции, считая, что ребенок должен развиваться свободно - и это правильно, - делать, что хочет, а это уже не всегда правильно. А учитель стал менеджером по предоставлению знаний. В фильме мы обсуждаем эти вопросы, но отвечаем на них не мы, авторы, а зритель - каждый по-своему. В результате получается дискуссия. Просто мы решили сказать вслух о школе то, что обычно все говорят дома на кухне.

- Вы ожидали такой положительной реакции зрителей?

- Наоборот, я была убеждена, что как раз учителя, да и вообще люди среднего и старшего поколения этот фильм не примут. Но неожиданно самыми горячими зрителями оказались как раз они. Видимо, мы затронули то, что в глубине душе их больше всего волнует. После каждого показа мы разговариваем со зрителями - и никто не уходит, весь зал сидит и ждет. И они разговаривают не столько с нами, сколько друг с другом, спорят.

- Какие качества вашей героини вы определили для себя главными?

- Отвественность и мужество. Я спросила у режиссера Алексея Петрухина, какую героиню нужно играть - слабую или сильную? Режиссер захотел сильную.

- Тяжело было работать над ролью?

- Когда играешь в сцене с одним или двумя партнерами, выстраивать со всеми отношения проще, чем когда в кадре их восемнадцать. Тем более, что режиссер не дал мне познакомиться с ребятами до съемок, и первый раз мы встретились уже в кадре. Он хотел, чтобы ребята не относились ко мне, как к Ирине Петровне, а сразу воспринимали меня как учительницу. Так и произошло. Они такие подлинные, настоящие, живые, что с ними играть не получается, можно только существовать, и это замечательно. Ребята - лучшее, что есть в этом фильме. Обычно класс в кино - это общая масса, выделяются один-два героя. А здесь все ученики разные и запоминающиеся - у всех точные характеры и человеческие типажи. Вообще, я считаю, что главные герои - этот как раз ребята. «Училка» - фильм про них и для них.

Кадр из фильма "Училка".

Кадр из фильма "Училка"

- В один из моментов ваша героиня с пистолетом в руках произносит: «Я пережила 1990-е». Как раз в те годы к школе начали относиться, как к чему-то ненужному: ее бросали и учителя, и ученики. Насколько для сюжета фильма «Училка», рассказывающем о современности, важны аллюзии на 90-е?

- Всё, что сейчас происходит - как раз результат 90-х, когда всё сломалось и развалилось. Все эти годы школой не занимались, а если занимались, то экспериментируя, причем безответственно. И сейчас, когда школы уже выпустили поколение людей, которые не очень понимают что хорошо, а что плохо, за образование взялись всерьез. Ведь школьный возраст - это время, когда формируется личность, из личностей потом формируется народ. Поэтому проблема школы - это проблема всего общества.

- В «Училке» как раз затронут вопрос конфликта поколений. В чем же главная разница между поколениями вашей героини и ее учеников?

- Конфликт поколений - выдуманный. Он возникает по вине взрослых, которые не хотят вникнуть в проблемы детей, забывая себя в этом возрасте. Взрослые должны внимательней относится к внутреннему миру ребят, это сгладит конфликт. И различия между поколениями - внешние: манера одеваться, жаргон, интернет вместо книг. На самом деле ребята умные и хорошие. Они и в фильме хорошие. Плохих людей вообще нет. Как говорил Иешуа у Булгакова в «мастере и Маргарите», «злях людей нет на свете», и если поговорить с Крысобоем, то даже он бы изменился, потому что он хороший человек. Если мы научимся говорить друг с другом, постараемся понять и простить друг друга, то многое можно изменить.

- А не имея пистолета в руках ваша героиня смогла бы достучаться до детей?

- Пистолет - это метафора. Манок, с помощью которого авторы пытаются удержать внимание зрителя, чтобы поговорить с ним о важных вещах. Достучаться можно только любовью - это гораздо эффективней. Но, к сожалению, нет ничего труднее, чем полюбить ближнего своего. Любить труднее, чем взять в руки пистолет. Но в фильме он был нужен, чтобы создать экстремальную ситуацию, в которой проявилось бы всё лучшее и худшее, что есть в героях.

Для меня самым интересным был момент, когда ребята, пусть под дулом пистолета, вдруг понимают, что, оказывается, благодаря полученным знаниям можно решать и свои жизненные проблемы. Человек же получает опыт прожив жизнь, и потом использует его в трудных ситуациях. Но как быть, если опыта еще нет, когда тебе 16 лет, когда ты еще даже в себе не можешь разобраться? Советоваться с друзьями или залезать в интернет или в глянцевые журналы? Мы в свое время читали Толстого, Тургенева, Диккенса, пользовались опытом великих авторов, и этот опыт помогал нам не заблудиться в лабиринте открывающейся перед нами жизни.

- С учениками все понятно, а что насчет учителей?

- Учитель - это миссия. На Востоке после Бога, отца и матери, самое святое - учитель. Это самый важный в нашей жизни человек, если это учитель с большой буквы. Сейчас название фильма переводят на другие языки, так ни в одном не могут подобрать подходящее слово. Китайцы даже понять не могут, что значит «училка», потому что для них учитель - это святое.

Кадр из фильма "Училка".

Кадр из фильма "Училка"

http://izvestia.ru/news/595782
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Купченко
«Он умер, повторяя слова песни из фильма «Офицеры»
Ирина Купченко рассказала о последних днях Василия Ланового
30.03.2021
"Мы снимали фильм по благословению Святейшего Патриарха"
После презентации телесериала "Земное и небесное" народная артистка России И.Купченко ответила на вопросы корреспондентов СМИ
01.11.2004
Все статьи Ирина Купченко
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04