itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Великая княгиня Александра – преподобная Анастасия Киевская

0
462
Время на чтение 6 минут

История христианства на Руси с самого начала освящена женским именем. Святая равноапостольная Ольга преклонила колени перед Христом еще задолго до Владимирова крещения, тем самым предопределяя духовный путь Руси скорее как путь сердца и интуиции, а не рассудка и рационального анализа.

преподобная Анастасия Киевская

Так и крестилась впоследствии Русь - по зову души, не особо вникая в непонятные для ее ушей греческие молитвы, которые долго еще оставались и непереведенными, и необъясненными. Крестилась, как крестят неразумного ребенка, получающего сокровище благодати, еще не понимая ее. Впоследствии все появилось - и понимание, и научение. Но раньше этого Русь усеялась бесчисленным множеством монастырей и храмов и подарила миру тысячи великих святых, словно в подтверждение того, что она продолжает идти путем Ольги, путем сердца и интуитивного узнавания в христианском Боге своего Небесного Отца.

Вспоминая историю Русской Церкви, нельзя не заметить, как же горячо откликнулась на духовный выбор Ольги и ее внука, равноапостольного Владимира, русская душа, в особенности душа женская. Читая летопись, мы видим множество святых женщин, в частности из царских и княжеских родов. Первой такой инокиней, согласно Тверской летописи, стала супруга великого князя Владимира Рогнеда. После развода с супругом она приняла постриг с именем Анастасия. Ее имя открывает длинную цепочку царственных особ, ставших монахинями. Это и жена великого князя Ярослава I Ирина, и дочь великого князя Всеволода Анна, и жена Полоцкого князя Романа Предслава (Евфросиния), и многие другие царские и княжеские жены и дочери, посвятившие свою жизнь Христу. Возможно ли перечислить все подвиги благочестивых русских женщин, как монашествующих, так и не монашествующих? Они вошли в народную память не только как святые нашей земли, но и как основательницы и попечительницы больниц, детских домов и прочих центров благотворительности и милосердия, странноприимницы.

* * *

История женской святости на Руси удивительна. Но более поразителен тот факт, когда особенности русской женской религиозности вместе с обретением православной веры входят в сердце иностранки, и она становится глубоко русской женщиной и даже, если позволительно так сказать, матерью русского народа. Так случилось с последней русской императрицей Александрой Феодоровной и ее сестрой Елизаветой. Но еще ранее это произошло с женщиной, которую по праву можно назвать матерью и покровительницей города Киева. Может быть, именно такое имя носит в Небесном Царстве та, которую мир знал как великую княгиню Александру Петровну Романову, а Церковь прославляет ее как святую преподобную Анастасию Киевскую.

Житие святой сегодня широко известно и не нуждается в очередном пересказе. Масштабная благотворительность в миру, длительная болезнь и чудесное исцеление, принятие монашества и строительство Покровского монастыря, настоятельские труды, уход за больными в основанной ею больнице... Обо всем этом много написано, подвиг княгини исследован и прославлен. Не повторяя вновь истории жизни Александры Петровны, хотелось бы оттенить некоторые грани ее подвижничества и его значения. Для этого зададим себе несколько вопросов.

* * *

Для чего вообще нам вспоминать историю инокини Анастасии? Зачем оглядываться так далеко назад? Ведь то было совсем другое время. Такой жизни уже не будет никогда. Феномен царской России навсегда ушел в прошлое, получив неоднозначную оценку. Россия ушла, а с ней ушли и ее святые - юродивые, преподобные, благоверные князья, праведные жены... Сейчас совсем другие люди, другая жизнь и другие идеалы.

Великая Княгиня Александра Петровна

Идеалы... А ведь в этом-то, наверное, и состоит причина наших воспоминаний о временах прошедших. Красота идеала имеет непреходящую ценность. Перед нами вопрос не государственного идеала, не идеала построения общества и даже не идеала национальной идеи. История жизни великой княгини Александры Петровны поднимает тему более значительную - тему женского идеала.

Память о таких святых, как Анастасия Киевская, восстанавливает поврежденный за сто лет кромешного безбожия образ русской женщины. Это евангельский идеал жертвенности и служения, внутренней красоты и молитвенной крепости, чуткости к боли другого и твердой решимости сделать все для ее облегчения. Идеал честной женщины, благочестивой матери, великой труженицы.

Но разве была русской великая княгиня Александра Петровна? По происхождению - нет. По духу - да. Она стала глубоко русской женщиной и даже идеалом русской женщины через воспринятое ею Православие. Это удивительный факт.

Владимир Соловьев утверждал: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В. С. Соловьев. Русская идея). Это замечательные слова. Не нужно быть академиком, чтобы понять: относительно Руси Бог задумал Православие. И только Православием Русь жива, и им она сильна, как израильский народ когда-то был силен своим Богом - и только Им. Русь без Православия немыслима и невозможна.

Православная вера сделала принцессу с немецкими корнями русской святой. Великая княгиня, раз и навсегда полюбив Православие, прониклась через свою веру замыслом Божиим о Руси и стала одним из строителей русской православной цивилизации - того, для чего и чем Русь должна жить. Всякая женщина, приближающаяся своей жизнью к идеалу инокини Анастасии, становится рядом с ней в великом деле явления красоты Православия всему миру. Может быть, ради этого еще Русь жива. Возможно, потому и жива, что такие женщины еще есть. И будет жить, если русские женщины будут такими.

* * *

Во многих киевских храмах есть икона инокини Анастасии. Но подвиг великой княгини - это не только подвиг исповедания веры, а также образец служения отечеству в евангельской системе координат. Святость матушки не столько монастырская, сколько гражданская. Великая княгиня всю жизнь прожила в миру - даже в монастыре она всегда находилась в бурлящем окружении мира. Но мир не поглотил ее - она научила мир. Научила нас святости в миру, показала, что служить ближнему можно не только в монашеских одеждах, но и в платье княгини, не только в великокняжеской приемной, но и на смиренном ложе болезни, не только в горячей молодости, но и в старческой немощи. Поэтому в киевских храмах должны быть иконы инокини Анастасии, а в киевских школах - ее портреты. Киевляне должны знать свою историю и лучших людей в истории Киева.

Подвиг великой княгини учит истинному евангельскому патриотизму - служению своему народу в усердном исполнении заповедей Христовых. Только тот патриотизм подлинный, который созидает и спасает человеческую душу. Патриотизм разрушающий и ненавидящий, постоянно ищущий врага и не замечающий недостатков своего народа, - это дьявольская подмена. Евангельский патриотизм творит волю Божию в недрах своего народа, прославляет имя Господа среди своей нации и далеко за ее пределами. Евангельский патриотизм превращает любой народ в народ Божий и дарит представителю любого народа куда более высокое имя - имя христианина. Тот англичанин будет лучшим англичанином, кто будет лучшим христианином. Тот американец станет лучшим из американцев, кто научится творить волю Божию. Так и великая княгиня в своем служении евангельского патриотизма спасла не только свою душу, но и тысячи вокруг себя, и стала лучшей из нас - гордостью святого города Киева. Она служила Богу через ближнего, и Господь превознес ее выше всех.

* * *

Память о святых женщинах, в земле Русской просиявших, - это не экскурс в прошлое, это взгляд в будущее. А будущее будет, если память о таких людях, как инокиня Анастасия, сохранится не просто как страница нашей истории, а как пример для подражания, образ, дорогой для сердца каждого русского человека, особенно для сердца русской женщины.

О, блаженная наша мати Анастасие! Якоже имела еси сердце твое преисполнено милосердия и любве Христовой, сице и нас научи Бога всем сердцем любити и к ближним нашим милостивыми быти.

Преподобная мати наша Анастасие, моли Бога о нас!

Сергей Комаров

http://pravlife.org/content/velikaya-knyaginya-aleksandra-prepodobnaya-anastasiya-kievskaya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Комаров
Все статьи Сергей Комаров
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30