Каппадокия, или... вперёд - к предкам!

0
255
Время на чтение 7 минут

Минувшим летом я подарила себе замечательное путешествие: впервые побывала в Турецкой земле. О нет, не затем, чтобы погреть бока где-нибудь в Бодруме либо в Анталии. Хотя и неплохо было бы поваляться на старость лет на горячем песочке, да вот дурная голова ногам покоя не даёт.

Маршрут этот я задумала давно, но турфирмы отправляли куда угодно, но только не туда. И вот минувшим летом, наконец, якобы нашлись желающие... Меня банально «пидманули». По прилёте в аэропорт Ататюрк оказалось, что желающих всего три человека. Дали нам гида - турка, и мы отправились в путь на его личном автомобиле. Я бы предпочла поездку на автобусе - из него гораздо больше и дальше видно, но, увы... пришлось смириться.

Нам предстояло девять дней колесить по незнакомой стране, про которую мы, трое немолодых путешественников, если что и знали, то накрепко забыли. Я знала только то, что Турция - осколок Османской империи была когда-то отметившейся коварством Троей, а ещё то, что была она частью великолепной, но окончательно погибшей в 1453 году Византии. Единственное, что я знала твёрдо, - мне надо обязательно добраться до Каппадокии. Ради этой фантастической «страны прекрасных лошадей» я и пошла на сокрушительные финансовые траты, в неделю поглотившие все мои годовые пенсионные сбережения, скопленные за счёт спартанского образа жизни.

Стамбул, Босфор, Айя София... они яркими бабочками мелькнули в наших глазах и остались позади. А ещё были античный Эфес, Троя, Пергам, спрятавшиеся под другие, турецкие, имена; Турция оказалась далеко не маленькой: Карс, Эрзерум, озеро Ван - это всё она, граничащая на востоке с Арменией. И ещё глубже на юго-восток - междуречье Тигра и Ефрата, вытекающего от самой границы с многострадальной Сирией... Ну разве не фантастика эта нынешняя Турция, казавшаяся такой малозаметной на карте мира! А если сказать вам, что по количеству населения она уступает нам всего лишь в половину с небольшим, то невольно зауважаешь.

Мы неслись по Турецкой земле от одного туробъекта к другому, проводя каждую ночь в новом отеле. Вот и столичная Анкара позади. Вот и таинственный Хаттуш - развалины города-крепости богатырского и таинственного народа - хеттов. (Наш гид Шифад явно имел к Хаттушу пристрастие, видимо, ощущая в себе бег горячей хеттской крови. Кстати, о прародине хеттов ничего конкретного сказать нельзя, но наш многознающий гид-самоучка не скрыл от нас, что якобы пришли они сюда от подножия Южного Урала.)

Дороги здесь хорошие - не придерёшься: три тысячи километров с лишком мы миновали без сучка - без задоринки. Удивляло лишь малолюдье срединной части страны, да и то недолго. Ведь турецкая республика лежала в объятиях четырёх морей, и подавляющая часть населения давным-давно вросла корнями в приморские территории, оставив эти полупустынные земли скотоводам да служилым людям при нередких здесь караван-сараях. Да-да, мы проехали немало километров вдоль Шёлкового пути, с его мечетями, медресе, дервишами, сметливыми потомками Ходжи Насреддина... А вот почему мы почти нигде не видели птиц, я так и не поняла.

Я, конечно, могла бы рассказать много экзотического и про город поэта и суфийского монаха Руми - Конию, и про километры вишнёвых садов и розариев, ведущих к городу Ак-Шихир, где родился и жил Ходжа Насреддин... Но у меня не было и нет задачи написать путёвой очерк. Моя задача - добраться вместе с вами до Каппадокии, куда позвало меня великое в христианском мире имя - Василий Великий. Он там, в Кесарии Каппадокийской, родился (330 г.) и весь свой век проповедовал слово Господне, там и упокоился. Там же, в той же полупустыне, возвеличился и его земляк Григорий Богослов, рождённый совсем рядом, в городке Невшехир (или по-местному Неса). И ещё немало прославленных Церковью великих имён связаны с этой областью Малой Азии (по- старому - Анатолии). По сути дела Каппадокия - истинная родина христианства: здесь был рождён Символ веры. Здесь начало Божественной службы, известной нам как литургия Василия Великого. Отсюда пошли во все концы Ближнего Востока: на египетский Синай, в Сирию и Палестину ученики Григория и Василия. Недаром же их называют первоотцами, первосвятителями. Святитель Григорий позднее будет служить в Константинополе, друг его Василий станет архиепископом Кесарии - Капподокийской столицы. Сюда, к ним, бывал Ефрем Сирин, написавший затем «Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому», а ещё многие отшельники египетской пустыни. Знал эти святые места ныне прославленный в лике святых Паисий Святогорец, два года отшельничавший совсем недалеко, на горах Синая....

Слава об угодниках Божиих легко проникала во все чистые сердца, жаждущие благочестивой жизни в христианской любви. Особенно ложились на чистое сердце простые поучения Василия, умевшего сказать проповедь ярко, внушительно, богомудро.

Люди передавали из уст в уста его страстное, исполненное чудес Житие, неизбежно перевитое с житием Григория Богослова. И эти отцы древней церкви стали учителями жизни и для моих северных предков, о чём я расскажу чуть ниже.

В древние времена Каппадокия была провинцией Римской империи со своей столицей, известной учёностью и чуть ли не поголовной образованностью населения. Это сейчас она рядовая область Турецкой республики, где внутри мусульманского мира чудесным образом остаётся нерушимым древний островок христианства, пусть и в таком, музейном, виде. Но всякий, однажды ступивший на эту землю, не может не выделить её из множества других увиденных земель. Ландшафт Каппадокии неповторим, нет больше подобных затейливых вывертов земной коры нигде в мире, так утверждают специалисты. И я не берусь описывать этот ландшафтный феномен. Фотографии расскажут об этом много ярче меня. Нет, не заигравшиеся в куличики гномы слепили все эти остроконечные башенки-ульи, не вырыли сурки и не нарыли гигантские кроты. Это слепила, а вернее, выдула мощным подземным выдыхом сама Земля, будучи явно во вдохновенном настрое. Искавшие одиночества анахореты облюбовали эти забавные архитектонические объекты, приспособив под кельи и скиты. Так, наверное, и образовались первые монастырьки. В один из них, теперь уже целый монастырский комплекс Гёреме, с десятками вырубленных в скалах церквушек и привела нас дорога. Вот здесь в четвёртом веке нашей эры и прозвучало это имя - отче Василий.

...Сбылось! И что гадать, так ли представляли мои предки и родину, и церковь Василия Великого... или не так? Я - здесь, мои милые, мои суровые предки, поборники истинного православия! И я донесу до вас дух этих благих мест. На имя Василия Великого молились мои прадеды по крайней мере с семнадцатого века, ежеутренне служили самую древнюю литургию (литургию Василия Великого), его Житием зачитывались, несокрушимости его веры подражали и следовали. Доказательством этому - старинная книга-фолиант с утраченной кожаной створкой, которую мне однажды показали в районном музее родного архангельского села Верхняя Тойма. На ней были каллиграфически выведены фамилии моих северных предков. Вникая в церковно-славянский текст, я почти мгновенно поняла, чьё это житие. Книга передавалась из поколения в поколение и была, значит, семейной реликвией, пока волей судеб не оказалась в музейном хранилище (спасибо тогдашнему директору музея Анне Синицыной!). Сногсшибательная турбулентность прошлого века разнесла в куски нашу крепкую фамилию. Мои вершинские предки до самых 30-х годов мужественно держались прадедовской веры, ни в чём ей не изменив. Чему и научал их своей жизнью во Христе отче Василий из таинственной и недостижимой Каппадокии.

Именно туда и стремилась я мысленно с тех пор, как узнала об этой заветной книге и тем более, когда подержала её в своих руках. Но прежде предстояло подготовить себя, разгрести авгиевы конюшни прошлой жизни...

И вот желанная встреча произошла. Едва наш проводник отпустил нас самостоятельно осмотреть Гёреме, как я оставила спутников и поспешила к церкви святого Василия. Она нашлась быстро - там было обозначение на небольшой плакетке. Но был и страж, строго следивший за шустрыми туристами. Узкая струйка-очередь из японцев и китайцев степенно проникала внутрь и что-то там, в вечной полутьме, пыталась разглядеть. Задерживаться и фотографировать не разрешалось. В скудном пространстве каменного конуса без окон и дверей была вырыта одна-две ниши: алтарь? Или уголок для сна? Ещё там были поздние, довольно своеобразные и даже уникальные фрески на библейские темы, и больше ничего: вот идеальная обстановка для творения молитвы! Я улучила момент и незаметно для постороннего взгляда положила в дальний, совсем тёмный уголок ниши небольшую просфорку, привезённую из московского храма, где я причастилась перед поездкой. Теперь моё приношение будет там находиться частицей меня неведомо сколько, невидимое для входящих после ослепляющего наружного солнца.

Совершенно счастливая, я мысленно прочитала молитовку, что была со мной на небольшом образке святителя, и в душе воцарилось светлое веселье. Лёгкие мои ноги, спасибо Вам, что привели-таки меня сюда - я словно бы встретилась, наконец-то, с никогда не виденными мной боголюбивыми предками! И это они улыбались во мне...вместе со мной...радовались редкостной радостью и за меня, и за себя. И пели ангельскую песнь о том, что ничто доброе и истинное не умирает... о том, что вера движет, спасает, возвышает и, наконец, соединяет разведённых самой смертью.

Время, данное нам для осмотра монастырской святыни заканчивалось. Нам надо было возвращаться из высокого мира Духа вниз, в мир железа, жестокости, брюха...вниз, в тленный мир. Автостоянка была далеко внизу, под монастырским взгорьем, словно бы в преисподней. И тут... казалось бы безоблачное, мирное небо взорвалось невероятно воинственным грохотом. Яростный ливень обрушил на нас свой неподдельный протест... Вниз понеслись не потоки воды, а целые реки. Туристы метались, ища где укрыться. Мы моментально потеряли друг друга. Но ливень не думал кончаться. И мне пришлось брести босиком до самой автостоянки, а потоки воды едва не сбивали с ног.

Потом, чуть обсохнув, я спрошу у много видавшего гида Шифада, бывало ли что-то подобное здесь прежде, чтобы так разгулялась стихия? Шифад был и сам весьма удивлён происшедшим.

И что могла я подумать после такой вот небесной атаки? Не на меня же... не на моё же здесь появленье взъярилась стихия?! Так что же тогда причиной? Какие силы и чьи легионы столкнулись там, в Поднебесной, в непримиримой схватке?

Нет мне ответа. Но схватка всё же была. И этот день - 24 июня 2015 года мне не дано забыть.

17.08.2015

Мария Аввакумова

http://www.voskres.ru/oikumena/avvakumova.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Аввакумова
Все статьи Мария Аввакумова
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21