itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Жизнь, которой хочется жить

0
251
Время на чтение 4 минуты

24 сентября вышел в прокат фильм режиссера Ивана Вырыпаева «Спасение». Главная героиня новой отечественной киноленты - католическая монахиня из Польши, которой предстоит покинуть родной монастырь и отправиться по делам Церкви в далекую затерянную в горах общину в Непале. Основной темой этого фильма, снятого с большим вниманием к эстетике кадра, лиричного и вдумчивого, является присутствие Бога в человеческой жизни. Наш корреспондент побывала на одном из премьерных показов.

Зная заранее о том, что в центре фильма - жизнь и судьба монахини, ожидаешь прежде всего увидеть различные эпизоды монашеского подвига. В самом начале картины, вместе с матерью-настоятельницей провожая героиню, сестру Анну, в неведомую страну, с нетерпением ждешь, когда она прибудет на место и начнутся сюжетные коллизии. Однако завязка сюжета затягивается: из-за непогоды Анна застревает на несколько дней в непальском придорожном отеле. Эти несколько дней - собственно, и есть весь фильм.

В художественной ткани полуторачасовой картины всего семь-восемь диалогов. Все остальное время мы видим в кадре красочный разноголосый мир, но никто при этом не произносит никаких слов. Авторы предлагают зрителю посмотреть на внешнюю мирскую действительность как бы «изнутри» молчания - и увидеть ее не взглядом туриста, не взглядом праздного соглядатая, а взглядом человека, понимающего, что он не напрасно родился и живет в этом мире. Безусловно, такой подход несколько напряжет любителей остросюжетных боевиков и приключений, но в то же время очень много даст тем, кто привык находить в фильмах точку роста, питательную среду для размышлений о собственной жизни. Стоит сказать, что при всей молчаливой вдумчивости в «Спасении» нет «нагруженности», свойственной интеллектуальным или психологическим драмам, каких-то многослойных контекстов и аллегорий. Все, что хотят показать авторы, можно непосредственно ощутить сердцем - а иной задачи и не ставится.

Из диалогов фильма мы не узнаём о сестре Анне практически ничего: ни из какой она семьи, ни как оказалась в монастыре, ни каков ее мирской и иноческий опыт. Но то время, которое мы проводим с ней, не прерываемое ни нарезкой сцен, ни появлением других персонажей, позволяет понять о ней очень многое. Вот она раскладывает на просторной кровати в отеле содержимое своего рюкзака: таблетки, нижнее белье, большая тяжелая Библия, священные сосуды в дар непальской общине... Мы видим ее как в обществе, на улице, так и в ситуациях, когда монашествующих обычно никто не видит: читающей ночью Писание, валяющейся с головной болью в постели, расхаживающей ранним утром в пледе, нелепо повязанном поверх свитера, тихо признающейся настоятельнице по телефону: «Я тут немного боюсь». Она живет обычной человеческой жизнью, в которой есть и быт, и усталость, и немощь плоти, но при этом - нет ничего ненужного, лишнего. То, как Анна молится, как лаконично, доброжелательно, честно отвечает на вопросы окружающих, как внимательно всматривается в чуждую ей культуру, выдают в ней человека цельного и собранного, очень ощутимо живущего реальным настоящим моментом. Особенно проявляется это в разговоре с хипповатой девушкой, ищущей в экзотической стране путь к совершенству и выдвигающей вполне привлекательную идею: зачем каждый раз исповедоваться, выбрасывать из души грязь и мусор, если можно раз и навсегда выбросить пылесос? Анне, уже нашедшей путь к Богу, не очень понятны эти умствования: человек не может «выбросить пылесос», перепрыгнуть через свою греховность только лишь собственными усилиями. Такая жизнь в ожидании от себя сверхрывка рано или поздно превращает многих людей в бесплодных странников. А можно - иначе, можно уже сегодня начать жить с Богом, и постепенно именно Он заполнит все то пространство внутри «пылесоса», куда постоянно набивается грязь, и места для грязи уже не останется.

Жизнь Анны именно так наполнена Богом - это видно и из того, как радостно и полно, опровергая представление о черствых и скучных монахинях, она проживает вынужденные обстоятельства своего бытия. Вместо того, чтобы «благочестиво» сидеть с книжкой в номере отеля, осваивает окрестности, карабкается на огромные валуны, чтобы помолиться на восходе солнца, бродит по местному базарчику, с любопытством наблюдает индуистский обряд, разговаривает с незнакомцами. В ней нет слепого страха сделать что-то не по правилам: вот она снимает апостольник и натягивает на себя чудную шапку местного производства, вот внимает песням под гитару, которые поет для нее заезжий рокер, вот проводит ночь одна в горах, не страшась рассказов местных жителей о многочисленных «летающих тарелках». Во всем этом есть одна важная мысль: настоящая глубокая вера немыслима без искреннего интереса к жизни и к людям. Не случайно в самом конце фильма героиня говорит, что здесь, в чужой ей стране, узнала для себя нечто новое - что Бог существует. Неужели она не знала этого раньше? Думаю, что знала - просто Господь по-новому открылся ей. И эта возможность открываться навстречу Богу и узнавать Его по-новому не имеет границ. Это и является содержанием вечной жизни...

Кажется, что в процессе съемок фильма режиссер пытался понять, что значит жить в постоянном присутствии Божием, и лично для себя. Поэтому ему удалось снять об этом фильм откровенный и непредвзятый. После его просмотра остается чувство внутренней тишины - легкой, совсем не такой, как после фильмов трагических. Досадуешь даже, что заглушает ее суета вечернего города - будто что-то уносит всё дальше ту самую жизнь, которой хочется жить: строгую и простую, без переживаний по пустякам и бесконечных теленовостей, жизнь, где в рюкзаке - Евангелие, в каждом человеке - посланник Божий, а в душе - Невместимый Господь. Но жить этой жизнью обязательно нужно. Хотя бы иногда, по мере духовных сил. И обязательно к ней возвращаться.

Газета «Православная вера» № 19 (543)

Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/zhizn-kotorojj-khochetsya-zhit
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30